УПРАВЛЕНИЕ ГНЕВОМ
БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ВРЕМЕНИ МЫ ПРОВОДИМ НА РАБОТЕ. ЗАЧАСТУЮ ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ НЕОДНОРОДЕН, И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
– ЭТО, УВЫ, РЯДОВОЕ ЯВЛЕНИЕ. НА МЕСТЕ СОТРУДНИКА, КОТОРЫЙ ПОСТОЯННО РАЗДРАЖАЕТ, МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ КОЛЛЕГА, НАЧАЛЬНИК ИЛИ ПОДЧИНЕННЫЙ. ЭТО МЕШАЕТ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА РАБОТЕ, ОТНИМАЕТ СИЛЫ И ЭНЕРГИЮ. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ КОЛЛЕКТИВ В РАБОЧЕЕ РУСЛО, «БД» ВЫЯСНЯЛ У ПСИХОЛОГОВ – СПЕЦИАЛИСТОВ ПО КАДРАМ.
Причины раздражения всегда можно разделить на явные и непонятные. По оценкам психологов, чаще всего источниками негатива становятся непрофессионализм и глупость, лень и безответственность, лживость, двуличность, эгоизм и высокомерие. Иногда в этот набор вносит вклад обоняние, не терпящее запах духов или сигарет. Раздражают также выскочки, люди, считающие собственное мнение единственно правильным, постоянно спорящие, обижающиеся, грубые и нетактичные. А еще – манера говорить: слишком громко, очень быстро, с дефектами речи. Да и сам способ общения: с излишним сарказмом, неуместным юмором или с постоянными жалобами на жизнь.
Всегда стоит помнить две вещи: коллеги – это не друзья, а значит, и отношение к ним должно быть ровным, нейтральным. Взрослых людей не перевоспитать – можно изменить лишь свое отношение к ним.
- Если сотрудник постоянно задает вопросы и поэтому кажется глупым, это не означает, что он таковым является. Возможно, тот, кто спрашивает, просто стремится повысить свой уровень знаний.
Что делать? Надо помочь. Раздражение уйдет, если понять, что с каждым разом коллега становится компетентнее.
- Лень и безответственность намного хуже: такой коллега тянет весь коллектив назад. Раздражение от этого никогда не пройдет само собой, пока не будет решен конфликт. Обычно с такими быстро расстаются либо заставляют работать как положено, поэтому раздражаться долго не придется. Правда, есть тяжелые случаи, когда ленивый сотрудник – чей-то протеже.
Что делать? Выход один – абстрагироваться, меньше общаться.
- Елена Пичугина, руководитель компании «Медиа-сервис», считает, что такая эмоциональная реакция, как раздражение, обычно связана с личными неоправданными ожиданиями. В рабочем процессе они чаще всего возникают в двух ситуациях: когда поручение было дано без четкой инструкции и возникло недопонимание, или, когда сотрудник не выполняет свою задачу.
Что делать? В первом случае достаточно убедиться, что все друг друга поняли. Второй случай сложнее. Необходимо выяснить причину «забастовки». В большинстве случаев они неосознанные. Если такие случаи единичны, лучше принять их как форс-мажор, позволить себе раздражаться и проговорить свои эмоции. Но когда ситуация носит хронический характер, без помощи со стороны разобраться затруднительно.
- Неискренние работники ни у кого доверия не вызывают, более того, могут подвести в любой момент. Они опасны интригами и сплетнями, способны испортить имидж любому коллеге и даже начальнику.
Что делать? Говорить таким напрямую, что не нравится, ловить на лжи. Взывать к совести бесполезно, просто стоит осторожнее относиться к мнению такого коллеги и ко всем его словам, дозировать информацию для него. Снять негативное чувство поможет переключение внимания на какие-то объекты или действия вокруг: отвлечь и снять напряжение может любое, пусть даже короткое, физическое действие: можно пройтись по коридору, заварить кофе, навести порядок на рабочем столе.
- Также помогает, что называется, «дать выход гневу», иначе не избежать срывов. Коуч Нина Лукина, эксперт в области коммуникаций, рекомендует устраивать «пятиминутки гнева» намеренно, но не на работе. Позвольте себе высказать все недовольство вслух, поколотите подушку или боксерскую грушу, порвите бумагу – подойдет любой удобный способ. Не нужно пытаться быть железным человеком 24 часа в сутки.
Любые негативные эмоции, в том числе и раздражение, можно устранить физической активностью. Никакие книжки, фильмы и разговоры не отвлекут настолько, чтобы быстро успокоиться. Гораздо результативнее прогулка, пробежка, уборка на столе, в офисе, зарядка. Недаром же существуют и куклы для битья. Принцип тот же – действие.
- Есть манеры поведения, которые изменить трудно. Упреками и замечаниями скорректировать не получится: можно вызвать только ответное раздражение, в лучшем случае – непонимание.
Что делать? Можно коллегу попросить не пользоваться духами, которые вас раздражают, каждый раз призывать говорить тише, внятнее. В некоторых случаях это временно помогает. Но чаще приходится мириться с особенностями коллеги. Чтобы снять раздражение, придется научиться видеть в человеке хорошие черты, манеры, качества и концентрировать внимание на положительном.
- Сотрудники, пытающиеся самоутвердиться за счет других, обычно высокомерны. Высокомерие свойственно людям, неуверенным в себе. Чтобы скрыть свои страхи и сомнения, они надевают маску и пытаются за счет других поднять собственное мнение о себе, а также произвести впечатление на других, поскольку очень зависят от чужого мнения. Эгоизм, в отличие от высокомерия, свойственен всем, но кто-то умело скрывает его, а кто-то не утруждает себя этим.
Что делать? Попробовать поставить человека на место. Если есть способность красиво парировать, нужно ее использовать. Обычно это действует отрезвляюще, поскольку ставит неуверенного человека в неловкое положение. Боясь быть осмеянным, он не посмеет в следующий раз рисковать собственным имиджем.
Пример красивого парирования откровенного хамства был продемонстрирован английскими пилотами гражданской авиации в 1960-х годах. Тогда авиадиспетчеры аэропорта Дрезден славились самым скверным характером. Как-то раз пилоты английского пассажирского лайнера запросили разрешение на посадку и получили его. При этом диспетчер указал, что им надлежит сажать борт на полосу B2. Пилот, принявший указание диспетчера, уточнил у последнего, какая именно из полос – В2. Диспетчер вышел из себя, выдав в открытый эфир (который слушали другие пилоты, диспетчеры и просто радиолюбители) тираду по поводу всей английской авиации в целом и данного экипажа в частности. Она заканчивалась словами: «Понабирают всяких недоумков на международные линии, а они отродясь в Дрездене не были». Выдержав небольшую паузу, английский пилот, также в открытый эфир, спокойно и задумчиво произнес: «Ну, почему же не был, бывал в 1944 и начале 1945 года, только вот… я не садился. Я тогда служил на бомбардировщике Королевских ВВС».
- Еще одна категория – нытики – также вызывает большое раздражение в коллективе. Сами же они получают удовольствие от смакования проблем.
Что делать? Постараться уходить от разговора, переключать диалог на другую тему, ни в коем случае не поддакивать.
- Грубость и нетактичность – распространенные раздражители. Некоторые из их носителей просто не могут иначе себя вести в силу характера и воспитания, другие поступают так намеренно, чтобы унизить коллегу и показать собственное превосходство.
Что делать? Иногда, советуют психологи, с такими стоит поговорить на одном языке. Мнение, что нельзя, мол, опускаться до их уровня, не совсем верно, ведь некоторые понимают только грубость. К счастью, врожденных грубиянов немного, и, чтобы не уподобляться им, стоит уходить от споров, не давая возможности втянуть вас в чужую игру. Если слова укололи и раздражение появилось, следует проговорить вслух все, что не нравится. И прежде чем дать волю гневу, посчитать про себя до десяти и сделать два-три глубоких вздоха.
- Маркетинг-директор школы английского языка Маргарита Кашуба, исходя из собственного опыта, советует проговаривать свои эмоции. Начинайте фразу с местоимений «я, мне», а не «он, ему», чтобы не поддаться соблазну снова переключиться с себя на другого. Это поможет окончательно справиться с эмоциями и включить голову.
* Если отдельные сотрудники вызывают раздражение, это не означает, что от них надо тут же избавиться. Как утверждает коуч Ирина Фьелльнер Патлах, умение понять, что ты раздражен – важный и первый шаг к выходу из этого состояния. Раздражение и раздражительность говорят больше о тех, кто их испытывает, чем о тех, к кому они обращены. Как любая «деструктивная эмоция», раздражение – маркер зоны роста для каждого, кто его испытывает, признак уязвимости, недопонимания своих эмоций и недостаточного владения ими. Чаще всего мы раздражаемся в ситуациях, когда находимся в стрессе: устали, взволнованы, приняли неверное решение, не хотим нести ответственность, сгибаемся под ее грузом, не получаем того, что хотели.
Что делать? Умение опознать свое раздражение необходимо для обретения спокойствия. Важно понимать, как раздражение проявляется, что его может вызвать. В этом может помочь знание себя, своих реакций, сильных и слабых сторон.
Вопросы, которые помогают сместить фокус раздражения с сотрудника на саму эмоцию и ее причины:
– Что на самом деле означает для меня эта ситуация?
– О чем она мне говорит?
– Что в ней есть полезного для меня?