БРОДВЕЙСКИЕ АМБИЦИИ ПЕТЕРБУРГА
НАЧАВШИЙСЯ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН 2018–2019 гг. ОКАЗАЛСЯ БОГАТ НА ПРЕМЬЕРЫ, ЗАМЕТНОЕ МЕСТО В РЯДУ КОТОРЫХ ЗАНИМАЮТ МЮЗИКЛЫ. КАКИЕ ИЗ НИХ НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫ И ПОЧЕМУ? И ВООБЩЕ, ВОЗМОЖНО ЛИ СОВМЕСТИТЬ ТВОРЧЕСТВО И ФИНАНСОВЫЙ УСПЕХ?
Первым в сезоне стартовал мюзикл «Великий Гэтсби» в театре «Мюзик-Холл», поставленный по одноименному роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.
«Фицджеральд написал произведение в 1925 г., находясь в зените своей славы. В романе чувствуется атмосфера молодости, ощущение того, что все возможно. Автор назвал время, в которое жил, “веком джаза”. Мы постарались передать это мироощущение в нашем музыкальном произведении», – рассказала директор театра «Мюзик-Холл» Юлия Стрижак.
На сегодняшний момент известно много интерпретаций романа «Великий Гэтсби», однако «Мюзик-Холл» впервые в России представляет известное литературное произведение в виде мюзикла. За музыкальную часть отвечает петербургский композитор Владимир Баскин, автор музыки к мюзиклам «Портрет Дориана Грея» и «Алиса в стране чудес», которые с большим успехом идут на сцене театра «Мюзик-Холл».
В конце октября свою сценическую жизнь в театре Музыкальной комедии начал мюзикл знаменитого американского композитора Коула Портера «Канкан». Действие в нем происходит в конце XIX в. в самом сердце богемной жизни Парижа – на Монмартре, где владелица небольшого кафе Симона Писташ каждый вечер развлекает публику скандальным, но очень популярным канканом. Впервые этот мюзикл был поставлен на Бродвее в 1953 г. и имел оглушительный успех. Он даже был экранизирован и номинирован на кинопремию «Оскар». Над российской постановкой спектакля работала хорошо знакомая зрителям по мюзиклам «Джекилл & Хайд» и «Граф Монте-Кристо» творческая команда: режиссер-постановщик Миклош Габор Кереньи (KERO) и музыкальный руководитель и дирижер Алексей Нефёдов.
Постановщики подготовили немало сюрпризов. Для полного погружения в атмосферу французского кабаре часть театрального действа происходит в зале. Так каждый присутствующий сможет почувствовать себя не просто зрителем, а непосредственным участником спектакля и гостем показанного там кафе.
В начале ноября состоится еще одна громкая премьера, также обещающая сюрпризы. Речь идет о театре «ЛДМ. Новая сцена», где покажут хоррор-мюзикл «Лолита». Эксперты предрекают ему успех, ведь постановщики уже успели заинтриговать публику. И дело тут не только в рассказе английской писательницы Кристин Хэнкок «Лолита 1916», действие которого основано на реальных событиях, но и в обещанной авторами интриге. Изучив по архивным документам историю трагической гибели Григория Распутина, они намерены представить свое видение событий, повлекших за собой смутные времена и крушение царского режима в России.
«Мы делаем первый в России хоррор-мюзикл, – комментирует генеральный продюсер и автор либретто Ирина Афанасьева. – Будет ли он скандальный и что может произойти, я не знаю, но могу сказать точно: музыка божественная! Это совершенно грандиозный проект. Мы никогда не работали в жанре хоррор, но мне этот жанр ближе, чем комедийный. Почему мы решили сделать мюзикл в жанре хоррор? Ответ прост – сейчас нет ни одного хорошего».
Конечно, говорить сейчас о долгосрочном присутствии этих спектаклей в репертуаре и тем более об их дальнейшей судьбе еще рано, но очевидно одно: мюзиклы пользуются популярностью у зрителей. И, по прогнозам экспертов, спрос на них в обозримом будущем едва ли станет меньше.
Спрос и предложение
Одним из самых успешных, а значит, и кассовых стал мюзикл «Бал вампиров» в театре Музкомедии. Этот спектакль был показан более трехсот раз и востребован до сих пор. Его демонстрировали в разных городах, особенно долго он «гостил» в Москве, но обязательно возвращался на родину: по просьбам зрителей (как говорят) и для упрочения финансового положения театра (о чем не любят распространяться).
«Почему этот мюзикл востребован до сих пор? Это вопрос к зрителям, которые хотят его видеть. Могу только сказать, что затраты на его постановку окупились», – объясняет директор театра Музыкальной комедии Юрий Шварцкопф.
В театре «ЛДМ» самые посещаемые спектакли – «Демон Онегина» и «Мастер и Маргарита».
«Я бы не стала выстраивать мюзиклы по ранжиру. Но если все-таки это делать, то после названных спектаклей на втором месте будет “Оскар и Розовая дама. Письма к Богу”, на третьем – “Чудо-Юдо”. Причина такой расстановки –экономическая составляющая, ведь билеты на детские спектакли и спектакли для семейного просмотра недорогие», – говорит Ирина Афанасьева.
Впрочем, нельзя сказать, что залы на мюзиклах в театре «Мюзик-Холл» испытывают недостаток в зрителях, будь то давно идущие «Опасные связи», «Мэри Поппинс с нами» или «Винни Пух и все-все-все».
Срок давности
Цена билета на спектакли театра «ЛДМ. Новая сцена» варьируется от 500 до 1 000 руб. на детские мюзиклы и от 1 500 до 5 000 руб. – на взрослые. За максимальную сумму вам предложат более комфортное расположение, широкий проход и отличную видимость. «Столиков не предлагаем. У нас – театр!» – гневно обрывает намеки Ирина Афанасьева.
В театре «Мюзик-Холл» цены чуть ниже. На взрослые спектакли они составляют 600 – 2 300 руб., на детские – 500 – 1 500 руб.
В театре Музыкальной комедии стоимость билетов примерно такая же, как в «ЛДМ». В среднем она колеблется от 400 до 3 500 руб. Все зависит от срока давности премьеры: посещение новых спектаклей стоит подороже, тех, что в репертуаре несколько сезонов, подешевле. Самые дорогие билеты – на «Бал вампиров», до 5 000 руб., причем достать их до сих пор крайне сложно.
Все спикеры сходятся в одном: в предпраздничные и в праздничные дни цены на билеты могу быть выше. Например, для того же «Бала вампиров» 31 декабря максимальная стоимость составляла 5 500 руб.
Объединяет все эти театры не только средняя стоимость билетов, но и заполняемость залов. Она составляет от 75 до 85%, что считается отличным показателем.
Франшиза или собственность?
По словам главных петербургских менеджеров, средств с прокатов мюзиклов (то есть денег, полученных от продажи билетов) вполне достаточно для того, чтобы не только окупить затраты, но еще и заработать.
«Последующие спектакли делаются на те деньги, которые зарабатываются», –утверждает Ирина Афанасьева.
«По самым скромным подсчетам, расходы на постановочную часть (материальное оформление спектакля) составляют от одного до полутора миллионов у.е.», –говорит Юрий Шварцкопф. Если к работе над спектаклем привлекаются приглашенные режиссеры, то постановка обходится дороже.
У театра Музкомедии действительно богатый опыт привлечения режиссеров. Одним из первых, кто поставил на этой сцене мюзикл, был Марк Розовский (спектакль «Милый друг»). Кроме него были режиссер из Польши Войцех Кемпчински («Аладдин»), американец Уоррен Карлайл («Чаплин»), Корнелиус Балтус («Бал вампиров» и «Голливудская дива»).
«Услуги каждого из режиссеров стоят по-разному. Если говорить о Миклоше Габоре Кереньи, который сделал для нас “Джекилл & Хайд” и “Граф Монте-Кристо”, то приглашая его на постановку, я не сомневался, что он сделает свое дело хорошо. И это мнение не только мое, но и авторов мюзиклов. В первую очередь композитора Фрэнка Уайлдхорна», – подчеркивает Юрий Шварцкопф.
Ирина Афанасьева такой взгляд на приглашенных режиссеров разделяет, а вот идея франшизы ей не нравится.
«У нас нет никаких франшиз, мы все делаем сами. Это значит, что мы можем отправить наш проект в любую страну мира, мы собственники», – говорит она. И в то же время отмечает, что франшизные спектакле в театре Музкомедии очень хороши: «Это мюзиклы абсолютно бродвейского уровня».
Исключительно собственными силами обходится и театр «Мюзик-Холл», где сотрудники скромно говорят, что они только в самом начале пути. Между тем созданный здесь мюзикл «Портрет Дориана Грэя» номинирован на главную петербургскую награду – «Золотой Софит».
Немного экономики
По мнению экспертов, средний срок окупаемости мюзиклов составляет от 9 месяцев до двух лет. Бывает и больше.
«Думаю, что “Лолита” будет окупаться года два, потому что это очень дорогой спектакль», – считает Ирина Афанасьева. И дает краткий урок экономики:
«Есть понятия “операционная и инвестиционная смета”. Операционная смета – это стоимость одного спектакля, а инвестиционная – то количество денег, которое тратится на его производство. И чем выше эти сметы, тем дольше они окупаются. Я этому училась в Америке, на Бродвее. А многие не учитывают этих затрат, и потому их проекты не выживают».
В качестве примера она приводит знаменитый проект Ильи Олейникова «Пророк» – своеобразную интерпретацию притчи о блудном сыне. В эту масштабную постановку, музыку к которой он написал сам, актер вложил все свои средства, но она оказалась убыточной.
Не выжил, несмотря на качественную работу, и другой петербургский мюзикл – «Две стрелы», хотя посещаемость этого спектакля была неплохой. Зато рок-мюзикл «Todd», в основу сюжета которого легла лондонская история XVII века о брадобрее Суинни Тодде, живет уже много лет. У него, как и у «Двух стрел», небольшой бюджет и скромные декорации. Однако на протяжении вот уже пяти лет он не испытывает недостатка в публике и не сходит с афиш Петербурга. Возможно, объясняют специалисты, магия кроется в том, что спектакль идет под живое музыкальное сопровождение от музыкантов группы «Король и Шут».
Как бы то ни было, опрошенные эксперты сходятся в одном. «Рецепт» создания успешного мюзикла, который окупил бы вложенные в него средства, таков: хорошо написанный сценарий и талантливая музыка, правильный кастинг и интересная хореография, красивые костюмы и декорации, высокое качество света и, конечно, актуальная тема, которая будет интересна публике.
МНЕНИЯ:
«Если говорить о мюзикле как о жанре и перспективах его развития в России, то прежде всего я бы отметил, что рынок мюзиклов – развивающийся, и развивающийся очень активно. Единственное, я мог бы еще добавить, что на сегодняшний день российский мюзикл по всему комплексу – по драматургии и по музыке – к сожалению, отличается от европейского и тем более американского как жигули от хорошей машины».
Юрий Шварцкопф, директор театра Музыкальной комедии
«В Нью-Йорке на Бродвее 150 театров, а желающих попасть туда тысячи. Но в театрах выживают только эффективные, экономически крепкие, самые талантливые постановки. В нашем городе сегодня примерно 50 театров. И я мечтаю о том, чтобы в них шли только самые лучшие спектакли. Потому что только тогда Петербург станет Бродвеем».
Ирина Афанасьева, руководитель театра «ЛДМ. Новая сцена»
«Культура мюзиклов хорошо развита в США, Великобритании, Европе, где накоплен большой опыт подобных постановок. В России мюзикл не самый распространенный жанр, но ситуация постепенно меняется».
Фабио Мастранджело, художественный руководитель театра «Мюзик-Холл»