НАШ ДОРОГОЙ ТЕАТР
2019 ГОД УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА ОБЪЯВЛЕН В РОССИИ ГОДОМ ТЕАТРА. ОДНАКО ТЕАТР – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ТВОРЧЕСКИЕ УСИЛИЯ ТРУППЫ, ЭТО РАБОТА ВСЕГО КОЛЛЕКТИВА ПРЕДПРИЯТИЯ, СУЩЕСТВУЮЩЕГО В КОНКРЕТНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ. «БИЗНЕС ДНЕВНИК» ОТКРЫВАЕТ РУБРИКУ, В КОТОРОЙ ПРЕДЛАГАЕТ СВОЙ ВЗГЛЯД НА ТЕАТР КАК НА ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ. МЫ НАЧИНАЕМ ЦИКЛ МАТЕРИАЛОМ ОБ ЭКОНОМИКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТЕАТРА
– РЕПЕРТУАРНОГО.
«Нет» лишнему билетику
Сотрудники государственных репертуарных театров основную зарплату получают из бюджета, она обеспечивается в виде субсидий, которые получает учреждение культуры. Но театральная зарплата, как правило, небольшая, и, учитывая многочасовую занятость в театре всех без исключения, одной этой зарплатой сыт не будешь. Важной составляющей дохода для сотрудников является премия. Ее театр и выплачивает из заработанных на продаже билетов средств.
Особенно важным сезон 2018–2019 гг. станет для Большого Драматического Театра им. Г.А. Товстоногова, ведь он юбилейный – сотый. Театр сегодня – это два здания и три сцены: историческое здание на набережной Фонтанки с основной и малой сценами и Каменноостровский театр с его камерными залом и сценой. Самая затратная из них с точки зрения постановки – основная сцена, она же и самая доходная, поскольку именно сюда приходит большая часть зрителей.
Определяя стоимость билета на свои спектакли, БДТ ориентируется на зрительский спрос. Мы помним, как у дверей Таганки, Современника и других наиболее востребованных публикой театров всегда кто-нибудь продавал «лишние» билеты. Раньше предлагали их и у Большого Драматического. Руководство нынешнего БДТ пришло к выводу: если цена билета будет слишком низкой, а спектакль окажется популярным, то заработают на нем спекулянты. Взвешенная и продуманная ценовая политика позволила театру избавиться от перекупщиков.
Экономика постановки
«Почему так важен каждый билет, который покупает зритель? – задается вопросом директор БДТ Татьяна Архипова. – По сути дела, это зарплата артистов, зарплата художественно-постановочной части и вклад в дальнейшее развитие театра, в новые постановки». Чтобы зритель мог наслаждаться постановкой на уровне современных мировых стандартов, производство спектаклей все время усложняется: нужны более дорогая техника, свет, звук, появляется видео – все это приводит к увеличению обслуживающего персонала. В большинстве сфер бизнеса с его развитием меньшее количество людей может производить большее количество товаров. В театральной отрасли это не работает. Я бы сказала, что имеет место обратный процесс».
С рачительным подходом к определению стоимости театральных билетов согласен и Валерий Градковский, директор Театра имени Ленсовета: «С одной стороны, билет все-таки должен давать возможность зрителю посетить спектакль. С другой, дешевый билет обесценивает само по себе это посещение. Средняя стоимость билета в Театр имени Ленсовета – 900 руб.».
А вот, например, в тот же государственный театр «Приют комедианта» билеты стоят дороже, около 1 600 руб. «В зале театра 180 мест, – объясняет директор и художественный руководитель театра «Приют комедианта»Виктор Минков. – Под небольшую сцену, как у нас, сложно делать декорации. А костюмы одинаково стоят и в большом, и в небольшом театре».
В БДТ билет стоит в среднем 1 300 руб. Самый дорогой спектакль театра – это «Алиса», который идет во втором здании БДТ на Каменном острове. Цена самых доступных билетов на него начинается с 3 500 руб. Но дорогой он не только потому, что зрительных мест там немного (спектакль Андрея Могучего сделан таким образом, что зритель сидит практически в кругу исполнителей главных ролей), «Алиса» – лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2014) в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль» (Алиса Фрейндлих), а также лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2015) в номинациях «Лучшая работа художника» и «Лучшая роль второго плана» (народный артист России Геннадий Богачёв). Спектакль идет дважды в месяц и остается очень востребованным зрителями. На момент подготовки материала все билеты на три ближайших представления до середины ноября были проданы.
Благодаря попечителям
БДТ планирует выпустить в юбилейном сезоне 8 премьер. Дело нешуточное, учитывая сложность театрального процесса и стоимость постановки. В среднем новый спектакль, по словам директора театра, обходится в 8 млн руб., но бывают сценические решения и за 15–20 млн.
БДТ им. Товстоногова – театр федерального подчинения, но и у городских театров, которые получают финансирование из бюджета Санкт-Петербурга, запросы не скромнее. Среднюю стоимость постановки в Театре имени Ленсовета его директор Валерий Градковский оценил в 6–8 млн руб. Театр выпускает по три-четыре постановки в сезон на основной сцене и по три спектакля на малой. Виктор Минков для своего театра назвал сумму в 5 млн руб. В этом году в «Приюте комедианта» запланировано 5 премьер.
Затраты на производство здесь сопоставимы с авторскими гонорарами, которые тоже составляют значительную часть расходов. Правда, бывает, что больший гонорар художнику или режиссеру приводит к менее дорогостоящему техническому решению. Что касается БДТ, то театру помогает новый Фонд друзей, возглавляемый попечительским советом. Зачем театру помощь в выпуске спектаклей, это понятно, но вот зачем попечителям и партнерам тратить деньги на новые театральные постановки?
У директора БДТ есть ответ: «Пусть мои слова прозвучат высокопарно, но это проявление некой внутренней потребности. Те, кто помогает нам, любят театр, им нравится то, что происходит в театре, они смотрят все спектакли. И это не вопрос каких-то политических решений (такое иногда тоже бывает). Это вопрос личного художественного выбора».
А вот Театр имени Ленсовета, как правило, обходится без спонсоров. «У нас нет ни попечительского совета, ни фонда при театре, – рассказал Валерий Градковский. – Честно говоря, были намерения их создать. Даже попытки сделать это были, и мы привлекали спонсоров как-то разово. Но в основном полагаемся на себя и на Комитет по культуре».
Совсем другой подход к решению финансовых проблем у Виктора Минкова: «Бюджет обеспечивает одну постановку в сезон, а у нас их 5. Конечно, этих средств для выпуска новых спектаклей недостаточно. Поэтому мы привлекаем дополнительные средства, получаем помощь от друзей театра, которые откликаются на мои просьбы и под конкретных режиссеров, под конкретные постановки и конкретных артистов выделяют нам финансирование».
В рамках традиционного показа
Сегодня в репертуаре БДТ – более 30 спектаклей: 15 идут на основной сцене, 12 – на малой, еще 7 – на второй (Каменноостровской). Спектакли дают с определенной периодичностью, по одному или два раза в месяц, на афише каждый день значатся разные названия. Обычный рядовой зритель, как правило, считает, что именно это делает театр репертуарным. Татьяна Архипова готова поспорить: «Это всего лишь формат показа спектаклей. Репертуарный театр – это театр, в котором есть постоянная труппа. А репертуар можно показывать и другим образом. Наша предпоследняя премьера – “Три толстяка”, невероятно технологически сложные две постановки: два эпизода, следовательно, два отдельных спектакля. Они требуют каскадерского участия, довольно серьезного монтажа. Эффективнее было бы, конечно, показывать их длительными сериями, но для России такая схема показа спектаклей непривычна. Мы долго анализировали этот вопрос и пока остаемся в рамках традиционного формата».
Ирина Иванова