НА ОХОТУ ЗА ПЕРСОНАЛОМ
МЕТОД ПОДБОРА КАДРОВ ЗАВИСИТ ОТ ОБЪЕМА ПОТРЕБНОСТИ ВАШЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СПЕЦИАЛИСТАХ.
Вести с рынка
Ситуации на петербургском рынке труда завидуют почти по всей России: вакансий у нас много, а зарплату предлагают достойную. Только вот для работодателей это положение дел не является слишком хорошим, так как квалифицированных специалистов разного уровня приходится искать днем с огнем.
Ахиллесовой пятой рынка труда Северной столицы остается несовпадение спроса и предложения. В доказательство этому директор по продажам УК АНКОР Михаил Алгаре, в частности, приводит данные исследований Randstad, согласно которым соискатели в первую очередь ищут привлекательную зарплату и бонусы, а работодатели в своем рейтинге ставят этот критерий только на шестое место. Карьерному росту кандидаты отводят третье место (работодатели – пятое), а интересную работу первые видят в числе пятерки важнейших критериев, тогда как вторые – только на восьмом месте.
И хотя об общем дефиците рабочих рук говорить не приходится (в среднем на вакансию в Петербурге претендуют 6 соискателей), в отраслевом разрезе и на уровне компаний нехватка специалистов отдельных категорий явно присутствует. HeadHunter Северо-Запад в последние месяцы отмечает значительный рост спроса (на 29% по сравнению с 2017 годом) как на массовый персонал, так и на «узких» специалистов. «Компаниям не хватает инженеров разных специализаций, продавцов-консультантов, менеджеров по продажам, продавцов-кассиров, IT-специалистов и ряда других профессионалов», – сообщают представители HeadHunter. В службе занятости подтверждают: осенью 2018 года наиболее дефицитными в Петербурге остаются всевозможные инженеры, врачи и мастера, а среди рабочих чрезвычайным спросом пользуются водители и токари, электрогазосварщики и маляры, а также бетонщики, фрезеровщики и плотники.
Эксперты подчеркивают: сейчас все большее значение приобретает готовность соискателя к переменам. «Мы ищем тех, кто активен и готов развиваться вместе с компанией, – говорит руководитель отдела по подбору персонала компании «Пироговый дворик» Екатерина Ножкина. – Уже через 3 месяца после начала работы на стартовых позициях, если кандидат показывает себя, готовы предложить ему переход на более высокие должности».
А Сергей Малышев, заместитель генерального директора Rabota.ru в Петербурге, констатирует, что одной из наиболее важных тенденций современного рынка труда является совмещение профессий. «Благодаря этому многие работодатели, особенно в малом бизнесе, экономят на расходах, – поясняет он. – Порой такие “многостаночники” в компании становятся, по сути, незаменимыми работниками, поскольку способны выполнять множество обязанностей».
Об объемах спроса и предложения рынка труда Петербурга говорят итоги недавней Общегородской ярмарки в «Ленэкспо»: за несколько часов работы ее посетили почти 5,5 тыс. человек. И понять их желание приехать в Гавань можно: около 150 работодателей предложили там свыше 2,5 тыс. «горячих» свободных мест.
При этом ярмарки вакансий – это не единственный и порой далеко не самый эффективный инструмент решения кадровых проблем предприятия. Эксперты уверены: в каждом конкретном случае надо подбирать и наиболее подходящий способ подбора.
«Индпошив» кадров
«Методов подбора персонала существует масса, – говорит эксперт по рынку труда с многолетним опытом руководства рекрутинговыми компаниями Юлия Никитина. – Их выбор во многом определяется объемами и частотой потребности в кадрах, а также уровнем квалификации персонала».
По ее мнению, единого рецепта успеха здесь нет. В отдельных случаях (например, когда крупная компания ощущает постоянную нехватку массового персонала) эффективными могут быть системное сотрудничество с государственной службой занятости и участие в ярмарках вакансий, а также использование такого современного инструмента, как лизинг персонала. «Очень хороший эффект дает работа на постоянной основе с учебными заведениями: это позволяет целевым образом, с учетом нюансов деятельности конкретного предприятия, получать специалистов “под ключ”», – уверяет эксперт.
В целом же картина выглядит так: чем меньше объем потребности в кадрах и выше уровень их квалификации и ответственности, тем вероятнее замена усилий собственных кадровиков компании (если они вообще есть) на услуги профильных специалистов. «Работодатели зачастую стараются решать кадровые проблемы, используя собственные ресурсы. И порой это вполне оправдано, поскольку привлекать для найма рядового водителя или бетонщика рекрутинговую компанию подчас не имеет смысла, – отмечает Юлия Никитина. – Однако если речь идет о подборе кадров уровня высококвалифицированного специалиста и тем более топ-менеджера, эту работу лучше доверить профессионалам».
Особенно это касается таких методов подбора персонала, как executive search и headhunting, в рамках которых речь идет о найме или переманивании руководящих сотрудников либо «штучных» специалистов. «Если потребность в подобном работнике ощущает маленькая компания, в которой нет кадрового резерва, это тем более оправдано, – считает эксперт. – Причем доверять подбор таких сотрудников необходимо исключительно специализированным кадровым агентствам, имеющим и опыт, и весь необходимый в этом случае набор возможностей».
Товар лицом
При этом присутствие на ярмарках вакансий городского уровня многие работодатели по-прежнему считают необходимым. Причины – потребность в личном знакомстве с соискателями и возможность привлечь кандидатов, которые неактивны в «онлайне».
«Интернет – Интернетом, но хочется лично убедиться в компетентности претендента, – говорит предприниматель Владимир. – Разговор “живьем” позволяет определить и личностные характеристики кандидата, которые для ряда профессий имеют принципиально важное значение. И если при удаленной беседе можно что-то скрыть, общение с глазу на глаз тут же расставляет все точки над i».
К тому же ярмарки привлекают контингент соискателей, который подчас не в ладу с современными IT-технологиями. Например, работников предпенсионного возраста, коих работодатели особо ценят за опыт и объективную оценку своей рыночной профессиональной стоимости. «Такой инструмент, как ярмарка, особенно хорош для подбора массового персонала среднего и старшего возраста, – отмечают представители бизнеса. – Эти специалисты ищут стабильности и гарантий, более мотивированы к труду – в то время, как молодых в первую очередь интересуют размер оплаты и возможность работать по гибкому графику».
Кроме возможности личных переговоров, на оффлайновую ярмарку работодателей привлекает и то, что этот формат позволяет им не только заявить о себе как о перспективном месте работы, но и создать привлекательный образ компании и ее продукции (ведь посетители ярмарки – потенциальные потребители). А благодаря возможности анкетирования на стенде кадровые службы предприятий пополняют свой банк резюме. И даже если подходящей вакансии для специалиста на данный момент нет, при ее появлении будет к кому обратиться.
Ожидания работодателей, рассчитывавших привлечь опытных специалистов низового и среднего персонального звена, не слишком активных в Интернете, на недавней ярмарке вакансий в Гавани вполне оправдались: две трети посетивших ее соискателей оказались в возрасте старше 30 лет. «Для того, чтобы искать работу через Интернет, надо составлять резюме и размещать там, где его могут увидеть. Для меня это чересчур сложно, поскольку больше привык “баранку” грузовика крутить, – честно признался на выходе из павильона водитель Михаил. – А тут пришел, поговорил, прикинул – и вот она, работа: завтра иду устраиваться».
Мнения:
Кристина Исакова, специалист по подбору персонала группы компаний «Миларин»:
– В своей работе мы используем самые разные методы подбора персонала. Ярмарка вакансий, в частности, предоставляет возможность лично поговорить со многими потенциальными сотрудниками, сэкономив время обеих сторон. Да, без визита на предприятие и тестирования навыков соискателей на месте все равно не обойтись, но их первоначальный отбор на ярмарке провести можно. И работодателям, и кандидатам такой формат общения удобен.
Мария Ободникова, руководитель департамента по работе с персоналом группы компаний «Балтика-транс»:
– Желающих занять вакансии хватает, однако выбрать из них стоящих специалистов по-прежнему сложно: амбиций и готовности получать высокую зарплату у кандидатов (особенно у молодежи) в избытке, а вот желания по-настоящему работать и практических навыков многим соискателям не достает. Такой инструмент, как ярмарка, тем и хорош, что позволяет сразу же «просеять» множество кандидатов и выбрать из них наиболее подходящих.
Анна Витренко, ведущий специалист по подбору персонала ПАО «Звезда»:
– Ярмарка вакансий городского уровня привлекает большое количество соискателей, и поэтому она по-прежнему популярна у работодателей, имеющих потребность в наборе массового персонала. Нашей компании в связи с ее развитием все время требуются как ИТР, так и квалифицированные рабочие. При этом тем из них, кто действительно умеет работать и обладает высокой квалификацией, мы предлагаем вполне достойную зарплату, хорошие условия труда и перспективы карьерного роста.
Владимир Сергачев