OPEN AIR ФЕСТ: В СТОЛИЦЕ ДОЖДЕЙ
КОРОТКОЕ СЕВЕРНОЕ ЛЕТО – ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПЕТЕРБУРГСКИХ БОЛЬШИХ И МАЛЫХ OPEN AIR ФЕСТИВАЛЕЙ. БЕЛЫЕ НОЧИ – САМАЯ ГОРЯЧАЯ ПОРА ИЗ ВСЕХ. ПОРОЙ КАЖЕТСЯ, ЧТО ВЕСЬ ГОРОД ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ОДНУ БОЛЬШУЮ КОНЦЕРТНО-КРЕАТИВНУЮ ПЛОЩАДКУ, РАБОТАЮЩУЮ НОН-СТОП ДО ПЕРВЫХ ОСЕННИХ ЗАМОРОЗКОВ. БИЗНЕС ТОЖЕ НЕ СПИТ, ЗАРАБАТЫВАЯ НА ОРГАНИЗАЦИИ ЭТИХ ИВЕНТОВ. ОТКРЫВАЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИВЛЕКАЮТ МНОГИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ – КАК БОЛЬШИХ, ТАК И МАЛЫХ.
Каждый найдет себя
Любой фестиваль на открытом воздухе или в больших пространствах выставочных павильонов и спортивных комплексов – это широкое поле деятельности для бизнеса. Практически ни одно событие, даже принципиально «немузыкальное», все-таки не обходится без выступления артистов. А также без разнообразных фуд-кортов, торговли сувенирами и других дополнительных услуг. Это значит, что кому-то предстоит смонтировать эстраду, обеспечить звук, организовать выездной стрит-фуд, а также установить тенты – укрытия от всегда возможной в наших краях непогоды.
Как правило, организаторы фестивалей напрямую всем этим не занимаются: их дело – «свести» в одну точку зрителей и поставщиков услуг, спонсоров и партнеров, музыкальные коллективы и разного рода «аниматоров» для развлечения почтеннейшей публики (в зависимости от профиля мероприятия).
Действительно, спонсорские и партнерские пакеты для многих компаний – неплохая возможность прорекламировать свои товары и услуги. Продажа билетов почти никогда не окупает подобные мероприятия, а некоторые из них вообще бесплатны для посещения, поэтому спонсоры покрывают до 50% затрат на проведение, а часто и более того.
Ну и практически все фестивали используют партнерские услуги «официальных» поставщиков – перевозчиков, связистов, отельеров, рестораторов и т.д. – на что хватит фантазии и способности договориться. Очень многие стремятся получить свою долю прибыли на этом сезонном празднике жизни, когда один день если и не кормит целый год, то хотя бы позволяет заложить основу для будущего достатка.
«Идея VK Fest – на два дня вывести социальную сеть в реальность – четыре года назад показалась нам революционной, такого на российском рынке не делал еще никто, – рассказывает Константин Сидорков, директор по работе с партнерами «ВКонтакте». – С предложением создать новый городской праздник к нам пришли коллеги из “Радио Рекорд”, и вместе мы сделали фестиваль, который уже в первый год вышел на самоокупаемость. Наше главное преимущество – аудитория. Создавая программу VK Fest, мы ориентируемся на интересы пользователей, выбирая самых популярных артистов, блогеров и паблики, а также активно продвигаем фестиваль на собственной платформе. Результат – 85 тысяч посетителей и 1,5 миллиона просмотров прямой трансляции фестиваля».
Тяжелый рынок
Любой фестиваль – это, конечно, фабрика грез. А летняя феерия петербургских open air навевает грезы не только зрителям, которые их осознано потребляют, но и некоторым продюсерам, стремящимся организовать собственные мероприятия того или иного масштаба под открытым небом на фоне прекрасного, любимого горожанами и туристами романтичного Петербурга.
«Конкуренты появляются ежегодно и сразу исчезают, – говорит Роман Будницкий, представитель компании «Roof Cinema Events» – организатора фестиваля «Питер, я люблю тебя» и, собственно, кинопоказов на крышах города. – На этом рынке все знают друг друга, это супер-высококонкурентная область. Бывает, люди уходят в минус 5-8 млн руб. за один проект».
Поэтому многие не могут выйти на этот тяжелый перегретый рынок, для которого характерны высокие риски: потребитель перекормлен яркими и запоминающимися событиями. Вдобавок зрители зачастую стремятся посещать уже знакомые по прошлым сезонам фестивали – если, конечно, они ему понравились.
«Мероприятий проходит ровно столько, сколько нужно. Каждый год появляются новые фестивали, но, потерпев один раз неудачу, исчезают. Новых фестивалей, которые начали проводиться из года в год, в последнее время появилось буквально несколько», – комментирует Илья Бортнюк, генеральный продюсер фестиваля STEREOLETO.
Закрытый город
Open air фестивали проводятся по всему миру и во многих регионах России, но в каждом конкретном месте есть свои нюансы. Например, известно, что Петербург весьма консервативен в своих вкусах, но при этом если уж «город принял», значит – надолго.
«Что касается нашего фестиваля в Петербурге, то первые два года он был крайне убыточным. На третий год я приняла решение его не проводить. Но мы получили большое количество писем от поклонников: нас очень просили фестиваль вернуть. И мы это сделали. А дальше фестиваль начал расти и стал в городе одним из самых знаковых и ожидаемых событий», – рассказывает Мария Семушкина, директор и создатель фестиваля «Усадьба JAZZ», который проходит, помимо Петербурга, в усадьбах Воронежа, Екатеринбурга, Москвы, Сочи и Тверской области.
«Фестивальный бизнес очень сложный, им невозможно заниматься только из-за денег: как правило, такие попытки терпят фиаско, – подчеркивает Илья Бортнюк. – Например, чтобы делать музыкальный фестиваль, нужно самому очень сильно любить музыку, быть большим энтузиастом и разбираться в тенденциях, быстро реагировать на все изменения музыкального рынка. И, конечно, быть профессионалом-организатором».
Супер-идея и господдержка
«Если новый проект стартует без супер-идеи, ему не выйти на рынок, – считает Роман Будницкий. – Конечно, можно привезти хедлайнеров, к примеру, ту же “Металлику”, и один раз это сработает. Но важнее дать людям идею, которая их привлечет без участия раскрученных американских групп. Возьмем тот же “Гик-пикник” – им вообще не нужны музыканты, это мероприятие для умных людей, которые общаются друг с другом, и оно сделано дорого и красиво. Супер-идея нашего фестиваля “Питер, я люблю тебя” – демонстрация короткометражных фильмов в центре города. “Стереолето” – супер-идея потому, что они были первыми».
«Я начинала фестиваль в 2004 году, когда заказчиком выступил табачный бренд: принесла идею с джазом в усадьбах, и она понравилась, – рассказывает о своем замысле Мария Семушкина. – Табачная компания поддержала фестиваль большими рекламными ресурсами, в те времена было другое законодательство. Но нельзя сказать, что дела шли просто. Нефтяных денег, например, мы не видели, государственной поддержки – тоже. Каждый год переживали за продажи билетов и поиск партнеров».
Впрочем, многие open air фестивали по всему миру получают государственную или муниципальную поддержку, и «ничего такого» в этом нет. Как никак, помимо социальной составляющей, они подразумевают возможность заработка: кроме непосредственно занятых организацией фестиваля компаний задействуются гостиницы и другие предприятия сферы гостеприимства. Многие фестивали постепенно становятся центрами событийного туризма, а это означает наполнение бюджета и появление рабочих мест в смежных областях бизнеса.
Так, фестиваль «Питер, я люблю тебя» около 80% финансирования получает от Петербурга – но и вход на него свободный. «Стереолето» на 40-50% окупается за счет продажи билетов, около 40% бюджета – спонсорские средства, а недостающую сумму покрывают гранты и дотации.
Но все-таки главное для мероприятий под открытым небом – это погода. Особенно если она такая капризная, как в Петербурге. Впрочем, это тоже визитная карточка нашего города: «Обязательно возьмите зонтик!»
Виктор Николаев