ИГРА НА ИНТЕРЕС
ПОЧЕМУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ СТАЛИ НОВЫМ МОДНЫМ УВЛЕЧЕНИЕМ ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ
ВСЕХ ВОЗРАСТОВ, И КАК ИЗВЛЕЧЬ ИЗ НИХ ПРИБЫЛЬ?
К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ относятся игры, требующие от участников эрудиции. Традиционно игрокам требуется отвечать на вопросы из различных сфер. Длится интеллектуальный турнир 30-40 минут. Командная игра позволяет участнику не только проявить эмоции и личностные качества, но и «прокачать» свои знания и навыки. А раз это интересно и востребовано, рынок тут же начал превращать «игры разума» в звонкую монету. «БД» расспросил экспертов по играм и узнал, как монетизировать головоломки.
Играют все!
«Мы живем в эпоху, когда в игровом виде преподносится практически все, — утверждает игрок телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» Алексей Блинов. — Люди все больше и больше внимания уделяют играм, причем их варианты самые разные: очные, командные, индивидуальные, компьютерные».
Вариантов участия в «интеллектуалках» — масса, но особенно популярными стали интеллектуальные турниры, которые проводятся в кафе, барах и лофтах. Так, в Москве и Санкт-Петербурге сейчас работает несколько десятков клубов, специализирующихся на интеллектуальных играх, и организаторы активно скупают франшизы успешных проектов.
Спрос на «отдых с пользой для ума» никуда не исчез
«У интеллектуальных игр есть спрос и хорошее будущее, — рассуждает Алексей Блинов. — Вопрос в том, что нового предложить рынку и насколько это соответствует пожеланиям игроков. Люди хотят не просто “нажимать на кнопочки и получать результат”, им требуется еще и сопереживать. Поэтому игра обязательно должна включать эмоциональную составляющую».
Эксперты отмечают, что коммуникация, которую подразумевает участие в клубах интеллектуальных игр, является важным элементом этого бизнеса. Живое общение все больше в дефиците, а интеллектуальные турниры дают прекрасную возможность завести знакомства, блеснув знаниями и сообразительностью. Эта ниша хорошо взаимодействует с трендом на дополнительное образование: игры, помимо всего прочего, это хороший способ получения новых компетенций и мотивации для развития.
«Игротека — место, куда приходят по интересам, где происходит неформальное общение: здесь находят не только единомышленников, но и будущих партнеров по бизнесу», — уверяет Екатерина Пастушенко, член Национальной Ассоциации Организаторов Мероприятий.
Что происходит на рынке?
Рынок интеллектуальных проектов стремительно растет, утверждают специалисты. Сфера «умных игр» уже прошла стадию вспышки интереса и сейчас поступательно развивается. В разы увеличилось количество event-агентств, которые среди предлагаемых клиенту концепций выделяют блоки интеллектуальных игр.
Игровые задания делятся на 2 типа: «на знание» и «на логику». Первый принято называть «квиз», второй условно именуют «брейн-ринг» или «Что? Где? Когда?». Отдельно существуют сообщества любителей «Мафии» и настольных игр. Однако игры в «вопросы и ответы» заметно вышли на первый план.
Новые идеи в сегменте «интеллектуалок» возникают крайне редко. Те же квизы появились более полувека назад в Англии и до сих пор пользуются широким признанием. Клуб «Квиз, плиз!», который проводит квизы в Москве 9-10 раз в неделю, собирает по 300-400 человек на каждой игре, а его франшиза работает в 70 городах по всему миру. Клуб игрового формата «60 секунд» также организует по 8-9 мероприятий в неделю, в Москве постоянно играют около 300 команд. Филиалы клуба, помимо столицы и Санкт-Петербурга, открылись уже в 60 городах, в том числе в Таллине и черногорских Будве и Баре. В Москве на основе классической «Мафии» работают около 10 клубов, но наиболее популярны 3 из них, по выходным там собирается до 100 игроков. Крупный маф-клуб «Империя» имеет представительства в десяти городах, в частности, в Нью-Йорке. При этом определенная часть филиалов всех клубов периодически закрывается: либо не выдерживает конкуренции, либо останавливается в развитии бизнеса. В регионах бюджеты скромнее, за игру платить тяжелее, но организаторы не сдаются.
По статистике Национальной Ассоциации Организаторов Мероприятий, «Мафия» отошла на второй план, уступив интеллектуальным командным играм, чем-то похожим на «ЧГК». При этом каждый автор игр добавляет в них свои «фишки», стремясь отличаться от конкурентов.
В Петербурге недавно появились более «свежие» форматы, стремительно набирающие популярность. Например, «Detectit» и «МозгоБойня», которые после успеха на родине — в Белоруссии — заработали в Северной столице по франчайзингу.
При этом любой более-менее окрепший проект предлагает свои программы и на корпоративные мероприятия. Они делаются более легкими для восприятия – по аналогии с ТВ-шоу «Где логика?» или «Подмосковными вечерами» с кнопками для голосования и прочей интерактивной атрибутикой.
По словам экспертов, в настоящий момент новичкам трудновато конкурировать с лидерами рынка, поскольку проблематично найти площадку для проведения игр: все подходящие места уже заняты. Впрочем, остались незаполненные ниши: например, мода на интеллектуальные игры в барах еще не прошла, так что любой новичок имеет шанс заинтересовать часть аудитории, которая ходит на квизы и ищет свой идеальный вариант. В регионах также есть пространство для запуска франшиз, но маржинальность проектов там ниже. По прогнозам специалистов, вскоре тематических вариантов игр станет еще больше, и вопрос качества контента, как и потребность в профессионалах по event-задачам, станет острее.
Как открыть собственный клуб?
Арт-директор клуба «60 секунд» Кирилл Радченко повторяет: всем, кто собирается выйти на рынок интеллектуальных игр, нужно в первую очередь позаботиться о качестве контента и лишь потом — о маркетинге. Продать игрокам низкосортный контент сейчас еще получится, но если начинающему устроителю викторин хочется играть «в долгую» и сформировать комьюнити вокруг проекта, в приоритете изначально должен быть не заработок.
«Хорошим считается вопрос, подразумевающий единственно правильный ответ, —объясняет Кирилл Радченко. — В нем должны быть разнообразные метки, критерии и прочие “отсечки”, которые позволят игрокам из множества версий выбрать верную. Ядро аудитории стало разборчивее в качестве заданий, игроки обращают внимание на корректность формулировок, качество фактчекинга, возможность “взять” вопрос логикой, а не прямым знанием».
Начинающим рекомендуется изучить рынок предложений и определить критерии поиска целевой аудитории. И хотя по сути формат игры един, исполнение у всех разное. К примеру, квизы в основном отличаются друг от друга игровой механикой и маркетинговыми приемами.
Франшиза такой игры стоит примерно 30 тысяч руб. в виде паушального взноса. Для привлечения аудитории на первые игры придется потратить на рекламную кампанию в соцсетях еще около 15 тысяч руб. Роялти составит чуть меньше, чем 1/4 заработка, но зависит от числа играющих команд. Без привязки к конкретному месту и обстоятельствам приблизительные вложения на старте не должны превысить 50 тысяч руб. Окупаются они за первые 4-5 мероприятий, если организовывать процессы и придерживаться показателей эффективности согласно рекомендациям держателей франшизы. Последние уверяют, что на крепко сделанном продукте при правильном подходе можно неплохо заработать. Так, в перспективе организатор имеет возможность получать по 30-50 тысяч руб. в месяц даже в небольшом городе. Чтобы повысить доход в дальнейшем, необходимо дополнять игру пакетами спецпроектов, организовывать событийные мероприятия, расширять аудиторию.
Основатель клуба «Квиз, плиз!» Андрей Глинский оптимистично заявляет, что открыть квиз достаточно легко, и это почти ничего не стоит. При этом он советует трепетно относиться к проработке деталей – начиная от нюансов оформления мероприятий и заканчивая работой авторской группы, пишущей вопросы. По словам эксперта, запустить квиз можно с инвестициями в 150-200 тысяч руб., которые отобьются за несколько месяцев. Постоянной частью аудитории становятся игроки, которые не пропускают ни одного пакета вопросов (пакеты всегда разные, вопросы тоже не должны повторяться). Это главное отличие квизов от, например, квестов: чаще всего они одноразовые.
Основатель маф-клуба «Империя» Стас Куваев рекомендует новичкам перед тем, как задумываться об открытии клуба по игре в «Мафию», вдоволь «наиграться» в нее, обзаведясь нужными знакомствами, и лишь через год начинать свое дело. Его опыт говорит о том, что при наличии полезных связей на реквизит для открытия маф-клуба придется потратить всего 10 тысяч руб.
Разработчики рассчитывают, что качественная интеллектуальная игра вызовет у ее участников привыкание. Игроки начнут приходить по нескольку раз в неделю, рассказывать о новом увлечении окружающим и выкладывать фото в «Инстаграм», тем самым сильно упрощая задачу продвижения. Но главное, по мнению специалистов, это чтобы выходящие на рынок действительно любили игру, которой решили посвятить бизнес. В ином случае они вряд ли продержатся на рынке больше полугода.
Анастасия Яланская