Главный индикатор бизнеса
СОГЛАСНО ЗАКОНУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЕЖЕГОДНО ВЫСТУПАЕТ С ДОКЛАДОМ О СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРЕД ГОРОДСКИМ ДЕПУТАТСКИМ КОРПУСОМ. НЕ СТАЛ ИСКЛЮЧЕНИЕМ И 2018 ГОД. ЧТО РАССКАЗАЛ В ПАРЛАМЕНТЕ АЛЕКСАНДР АБРОСИМОВ, «БД» ВЫЯСНИЛ У ОМБУДСМЕНА.
БД: Президент России Владимир Путин в ежегодном Послании Федеральному собранию отметил необходимоcть улучшения делового климата, достижения высочайшего уровня предпринимательских свобод и конкуренции. Какие показатели сегодня у Петербурга?
А.А.: За минувший год, благодаря совместным усилиям предпринимательского сообщества, органов исполнительной и законодательной власти, удалось улучшить бизнес-климат в городе и продемонстрировать тенденцию роста основных экономических показателей, сохранить инвестиционную привлекательность региона. Улучшение условий для бизнеса в Санкт-Петербурге подтверждают результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. На протяжении трех лет город укрепляет свои позиции: по итогам 2017 года Санкт-Петербург поднялся на 5 пунктов, переместившись с 22-го на 17-е место. Оценивая условия ведения предпринимательской деятельности в городе, уместно обратиться и к результатам рейтинга Doing Business группы Всемирного банка, согласно которым Российская Федерация за 2017 год также улучшила свои позиции, заняв достойное 35-е место. При этом напомню, что еще 5 лет назад наша страна была 92-й.
БД: Назовите ваши главные направления в работе.
А.А.: Приоритетом является защита прав и законных интересов предпринимателей, а также меры по улучшению делового и инвестиционного климата. Центральное место традиционно занимает работа с жалобами и обращениями. Эти сигналы не только становятся правовым основанием для принятия мер, но и выступают индикаторами состояния бизнеса в городе, характеризуют предпринимательский климат.
БД: На что чаще жалуются петербургские предприниматели?
А.А.: В 2017 году аппаратом уполномоченного рассмотрено 928 обращений, что превышает показатель 2016 года на 3%. Тревожит рост жалоб, связанных с необоснованным уголовным преследованием в сфере экономики: за год их количество выросло на 15%. Чаще всего предпринимателей беспокоит необоснованное изъятие документации и имущества, поскольку оно негативно отражается на работе компаний и может привести к их ликвидации. Причем наряду с последствиями экономического характера, нарушаются конституционные права граждан. Немалая часть обращений относится к контрольно-надзорной сфере, однако их доля за 2016-2017 годы постепенно снижалась. Это свидетельствует об эффективности проводимых правительством реформ по уменьшению административного давления. В общей структуре жалоб наибольший удельный вес по-прежнему составляют обращения на тему земельных отношений и имущественных прав. Больше всего жаловались представители малого бизнеса, использующие нестационарные торговые объекты (НТО).
БД: К каким городским структурам чаще всего возникают вопросы у предпринимателей?
А.А.: Одной из наиболее серьезных проблем остается практика массовых отказов Комитета имущественных отношений в переоформлении договоров на размещение, что негативно сказывается на интересах малого бизнеса. Не всегда взвешенный подход комитета по отношению к одной из самых многочисленных категорий предпринимателей привел к социальной напряженности, дело дошло до городских митингов. По моему мнению, большинство проблем вызвано отсутствием на федеральном уровне единых подходов в определении терминологии, принципов оформления права на размещение НТО, сроков их продления, установления платы, а также гарантий прав предпринимателей. Подчеркну, что сохранение места размещения торгового объекта является важным условием существования бизнеса: прекращение деятельности предпринимателя на месте, которое он занимал несколько лет, негативно сказывается на деловом климате. Вдвое увеличилось число обращений, касающиеся сферы регулирования торговли. Причиной стал рост объемов несанкционированной торговли в городе. И хотя органами власти предприняты меры по ее противодействию, считаю, что ожидаемый эффект не достигнут.
БД: Ваши совместные приемы с надзорными органами дают ощутимые результаты?
А.А.: Конечно! В ходе этих встреч предприниматели могут не только обратиться к руководителям ведомств, но и получить адресные консультации. Отмечу работу прокурора города Сергея Литвиненко, с которым приемы предпринимателей проводим на протяжении трех лет. В минувшем году аналогичная деятельность с руководителем УФНС по Санкт-Петербургу Валентиной Корязиной также приобрела предметный и конструктивный характер. И с руководством Комитета имущественных отношений организованы регулярные встречи с предпринимателей. Порядка 80% возникающих вопросов решаются восстановлением прав предпринимателей. Заместители районных прокуроров с сотрудниками аппарата уполномоченного также проводят прием предпринимателей. По его результатам нередко организуются прокурорские проверки.
БД: Приведете пример?
А.А.: Поводом для коллективной жалобы предпринимателей – участников строительства автомагистрали М-11 – стала неоплата генеральным подрядчиком выполненных петербургскими компаниями дорожных работ. Ситуация, вызвавшая широкий общественный резонанс, в значительной была мере урегулирована, задолженность перед большинством компаний погашена.
БД: Куда еще могут обращаться за защитой интересов петербургские предприниматели?
А.А.: В Петербурге организована Общественная приемная Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Наш город стал одним из первых регионов, где заработал Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции»: там не только предоставляют бесплатные юридические консультации предпринимателям, но и активно участвуют в разрешении острых проблем. Есть районная сеть приемных общественных представителей. Отмечу практику привлечения общественных представителей уполномоченного к судебной защите прав и законных интересов бизнесменов, обвиняемых в уголовных преступлениях экономического характера. За год они участвовали в 28 судебных заседаниях.
БД: Бизнес традиционно жалуется на различные проверки…
А.А.: Чрезмерное административное давление на бизнес остается серьезной проблемой, отрицательно сказывающейся на деловом климате в городе. Одним из важных вопросов остается организация контрольно-надзорной деятельности, проводимой федеральными и региональными органами власти. У бизнес-сообщества самую позитивную реакцию вызвали принятые на федеральном уровне решения по снижению административного давления при организации государственного контроля и надзора. При этом результаты мониторинга состояния делового климата и выводы независимых исследований, анализ жалоб и обращений, поступающих в мой адрес, говорят о сохранении многих нерешенных проблем. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, бизнес-сообщество в значительной степени беспокоит недостаточная компетентность проверяющих, чрезмерная частота проверок, истребования избыточного, вопреки закону, числа документов. Интересно, что по данным прокуратуры Петербурга количество плановых и внеплановых проверок в отношении предпринимателей снизилось, а при этом у ряда управлений федеральных органов власти наоборот наблюдается их рост.
БД: Как вы участвуете в работе по совершенствованию законодательства?
А.А.: Формально уполномоченный не обладает правом законодательной инициативы, поэтому мое участие выражалось в направлении в органы власти, а также в адрес Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей различных предложений. За год направлено 37 инициатив по внесению изменений в действующие законы.
БД: Какие из них вы считаете наиболее значимыми?
А.А.: Большое количество обращений предпринимателей вызвали многочисленные необоснованные решения банков о блокировке счетов компаний на основании положений 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…». В обоснование действий банки ссылались на нормы закона, согласно которому они вправе отказать в совершении операций, по которым не представлены необходимые документы, а также если у работников финансовой организации есть подозрения в отмывании доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Зачастую такие подозрения носили не вполне обоснованный характер, а решение о блокировке принималось по формальным признакам. Об остроте проблемы свидетельствуют и данные федерального бизнес-омбудсмена, согласно которым в 2017 году банки заблокировали более полумиллиона счетов предпринимателей. Результатом совместных усилий стал принятый в декабре федеральный закон, предусматривающий дополнительные права клиентам для представления в кредитную организацию документов об отсутствии оснований для блокировки. Согласно внесенным поправкам, в случае повторного отказа после предоставления необходимых документов клиент вправе обратиться в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ РФ.
Еще одним примером взаимодействия органов исполнительной власти и бизнеса стала работа в отрасли строительства. Проблема упиралась в невозможность оперативно согласовывать с Министерством культуры проекты планировки и межевания в границах территорий исторических поселений федерального значения. Комитет по градостроительству и архитектуре должен был направлять документы на согласование в министерство исключительно в бумажном виде, что затягивало процесс их утверждения на месяцы. Результатом нашей работы стал проект изменений в приказ Минкульта по внедрению электронного документооборота в Санкт-Петербурге в качестве пилотного проекта уже в этом году (в остальных субъектах РФ переходный период установлен до 2020 года). Многие наши предложения были направлены на улучшение условий ведения бизнеса в сфере потребительского рынка. Так, устранены несовершенства при заключении договоров на размещение передвижных средств торговли продуктами. Одним из последних примеров конструктивного взаимодействия стало совершенствование законодательства в сфере предпринимательской деятельности на транспорте. Возникла ситуация из-за необходимости законодательного оформления дополнительного узла посадки и высадки пассажиров междугородних рейсов. Вопрос был рассмотрен на заседании депутатской группы с участием представителей органов федерального и регионального уровней власти и бизнес-сообщества. Это позволило оперативно принять решение о подготовке проекта закона о внесении изменений в действующие нормативно-правовые акты.
Пашнов Павел