Зарабатываем на выборах
Виктор Николаев
Если для большинства россиян предстоящие выборы – это «политика», то для бизнеса – еще неплохой способ заработать. Из федерального бюджета на проведение выборов президента РФ выделено 17,69 млрд рублей и еще дополнительные 770 млн рублей – на информирование избирателей о предстоящих выборах. Многие коммерческие компании уже включились в борьбу за госконтракты. Тем более, во многих конкурсных процедурах особо оговорен приоритет для малого бизнеса.
Давайте посчитаем
Эти выборы обойдутся налогоплательщикам дороже предыдущих: в 2012 году – 10,37 млрд рублей (для сравнения: в 2008-м – 4,93 млрд рублей, в далеком уже 2004 году – в 2,56 млрд рублей).
По информации заместителя председателя Центризбиркома Николая Булаева, от 70 до 80% от всех выделенных на выборы государственных средств пойдут на оплату труда сотрудников избирательных комиссий. Потом эти деньги, конечно, поступят в экономику, но бизнес они вернутся опосредованно, когда работники избиркомов получат зарплату и отправятся их тратить по магазинам.
Тем не менее и 3,5 млрд рублей (которые направят на информационную работу, транспорт, а также печать бюллетеней для голосования и спецмарок для голосования по местонахождению) – сумма немалая. Бизнесу эти деньги уже поступают через систему госконтрактов и электронных торгов.
Часть закупок производится централизованно, часть – по регионам. Так, Москва получит на подготовку и проведение выборов 575,2 млн рублей, Московская область – 492,4 млн, Петербург – 309 млн рублей. В Петербурге 30 территориальных избирательных комиссий, соответственно, в распоряжение каждой поступило около 10 млн рублей (на думских выборах 2016 года бюджет одного ТИКа составлял около 8 млн рублей). Для сравнения, в Москве – 128 ТИКов. Поскольку это выборы федерального уровня, то все государственные средства на их проведение выделены из федерального бюджета.
Конкуренция снижает цену
Пожалуй, самая серьезная конкуренция разгорелась в понятной бизнесу сфере – транспорте и логистике. К примеру, легковые автомобили для нужд Федерального центра по информатизации при ЦИК предоставит ООО «МБ АвтоТранс». Компания обошла двоих конкурентов, и в результате торгов на понижение стоимость контракта упала с первоначальных 6,67 млн рублей до 4,47 млн.
Новые комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы) доставит в избиркомы субъектов Федерации индивидуальный предприниматель Неёлов Алексей Дмитриевич. Он также победил двух конкурентов (ООО «Международные негабаритные перевозки» и ФГУП «Главный центр специальной связи»). При этом цена контракта снизилась с 9,94 млн рублей до 6,75 млн.
В сфере складских и охранных услуг таких страстей уже не было. Так, торги по хранению имущества Государственной автоматизированной системы «Выборы» в Петербурге были признаны несостоявшимися. И контракт на сумму 2,92 млн рублей получил единственный претендент – ООО «Безопасность». А вот поставлять ноутбуки для технического переоснащения КСА ЦИК ГАС «Выборы» не взялся вообще никто, и выделенные на них 6 млн рублей остались невостребованными.
Как считают отраслевые эксперты, эта проблема может быть связана либо с отсутствием ноутбуков заявленной конфигурации на российском рынке, либо с требованием заказчика установить на них устаревшую систему Windows 7. Вполне возможно, что «Десятка» просто не совместима с программным комплексом ГАС «Выборы», а «Семерка» – с современными компьютерами.
Субподряду есть место
Помимо ГАС «Выборы», избирательные участки оснащают видеонаблюдением. Отвечает за трансляцию в Интернете и хранение видеозаписей подрядчик федерального правительства «Ростелеком». По информации руководителя экспертной группы при ЦИК Андрея Бузина, средства на эти цели выделены по отдельной статье, то есть не входят в «циковские» 17,69 млрд.
Но «Ростелекому» не обойтись без субподрядчиков, а значит – и конкурсных процедур, бизнесу и здесь будет на чем заработать. Но есть и свои нюансы. К примеру, если макрорегиональный филиал «Сибирь» объявил конкурс на «Выполнение внутриобъектовых работ по подключению ТИК/УИК (Выборы-2018)» (566,67 млн рублей), то МРФ «Северо-Запад» – просто на «Выполнение внутриобъектовых работ» на сумму 507,54 млн. И только в спецификации указано, что речь идет о выборах и Северо-Западном филиале. Впрочем, исполнителям обычно все равно, где прокладывать сети – на избирательных участках или в бизнес-центрах.
Указанные суммы пойдут только на сети, не считая стоимости самих видеокамер. Торги на централизованную поставку видеокамер для помещений в количестве 100 тысяч штук проведены отдельно. Контракт на сумму 745 млн рублей получил единственный претендент – ООО «Эс Эл Групп» (начальная цена контракта – 850 млн рублей).
Избирательные фонды как источник средств
Еще одним важным источником средств для бизнеса являются избирательные фонды кандидатов в президенты. Максимальный размер каждого из них – 400 млн рублей. По информации ТАСС, уже 15 января избирательный фонд Владимира Путина достиг своего максимума. Впрочем, далеко не каждому кандидату удастся собрать такие суммы пожертвований.
Именно средства из избирательных фондов (и по закону – только они) идут на сбор подписей и предвыборную агитацию. Из них оплачивается печать листов для сбора подписей и оплата труда (или компенсация) сборщиков: кто-то получает «сдельно» – 100–150 рублей за подпись. Тем, кто собирает подписи или раздает агитационные материалы «в пикете», обычно платят по средней ставке уличного промоутера – 150–250 рублей в час.
Печатать предвыборную агитацию могут далеко не все типографии. Только те, кто успел в течение 30 дней с момента назначения даты выборов, опубликовать официальный прайс-лист на изготовление агитационных материалов. И в тот же срок представил эти данные в избирком своего субъекта Федерации (по месту регистрации типографии).
Точно так же свои расценки должны представить и СМИ, которые собираются размещать агитационные материалы. Кстати, государственные теле- и радиокомпании в период с 16 по 19 февраля обязаны предоставить бесплатный эфир всем без исключения кандидатам: региональные – 30 минут, федеральные – 60 минут. При этом свои затраты они постараются «отбить» за счет платной предвыборной агитации.
Есть и другие расходы для избирательных фондов и, соответственно, источники доходов для бизнеса. К примеру, аренда концертного зала «Колизей» для встречи с избирателями, по всей видимости, обошлась предвыборному штабу Павла Грудинина в 250 тыс. рублей. Во всяком случае, такие расценки на «топовый» вечер пятницы, когда и состоялась встреча, были опубликованы на сайте «Колизея».
Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития:
«Нынешняя кампания по выборам президента России характеризуется двумя важными моментами с точки зрения организации избирательного бизнеса. Во-первых, это жесткое ограничение в финансах. Экономия идет везде. И в использовании денег при агитации за отдельных кандидатов, и в процессе обеспечения явки и организации выборов. Во-вторых, это централизация финансовых и организационных процессов. Именно центральные избирательные штабы определяют стратегию и тактику кампании по всей стране и непосредственно работают с субподрядчиками в регионах. В этом сезоне активно развивается тенденция к привлечению нематериально мотивированных активистов, а на региональные акции предлагается искать деньги самим организаторам непосредственно в регионах».
Анатолий Голов, член бюро партии «Яблоко», экс-депутат Госдумы РФ:
«Бизнес может заработать на выборах по целому ряду направлений. При этом, если речь идет об изготовлении рекламы, предвыборной агитации и ее распространении, участие малого бизнеса серьезно зависит от уровня выборов. На президентских выборах избирательные штабы работают в основном с крупными фирмами. По городу уже висят билборды ряда кандидатов, и их необходимо не один-два, а десятки, если не сотни. То же касается и листовок: одно дело – тираж 10 тыс., и совсем другое – 500 тыс. Штабам, конечно, удобнее заключить договор с одной большой компанией, чем с десятью мелкими. Поэтому на президентских выборах практически нет места для малого бизнеса».