Караты инвестиций
Бриллианты, как и все драгоценные камни, в массовом представлении являются олицетворением успеха. Фактически в одном алмазе может умещаться состояние в миллионы долларов. Такое вложение не теряет своих потребительских качеств с течением времени, чем во многом объясняется его популярность. Но при близком рассмотрении не все так очевидно.
Из чего складывается стоимость алмазов?
На конечную стоимость камня влияют четыре основные характеристики: чистота, огранка, цвет и вес в каратах. Кроме дорогостоящих натуральных, на витринах можно заметить и искусственные бриллианты. За счет дешевизны рабочего труда самыми недорогими из них являются китайские образцы. Дороже ценятся бриллианты американских и европейских производств. В России одними из крупнейших производителей искусственных камней являются ювелирные фабрики «Диамант» и «Адамас». Разница между натуральными и искусственными бриллиантами может варьироваться от 50 до 200% в одной категории.
Определить разницу между натуральными и искусственными камнями непрофессионалу довольно сложно. Гарантией осознанного выбора является документ на ювелирное изделие, где должна быть указана подробная информация об используемых драгоценных камнях.
Но некоторые масс-маркет компании реализуют ювелирные изделия не только с натуральными, но и с искусственными камнями, о чем тактично умалчивают в своей рекламе. В среднем золотое кольцо с искусственными бриллиантами в классическом исполнении стоит 15–35 тысяч рублей, в то время как природные бриллианты в таком же изделии реализуются с ценником от 40 000 рублей и выше.
Ювелирные бренды в Санкт-Петербурге
Сегодня в тренде у продавцов – пересмотр маркетинговой политики, так как новое поколение интересуется драгоценностями больше, чем уходящее. И если прежде покупателей интересовал только сам алмаз в качестве драгоценного и эффектного украшения, ныне его актуальность позиционируется со стороны бренда, который его реализует. По этой причине, например, сейчас особой популярностью в Санкт-Петербурге пользуется марка Tiffany & Co.
Без яркого бренда реализация алмазов даже самой искусной огранки становится затруднительной. Многим еще трудно представить такую дорогостоящую покупку без посещения магазина, чтобы самому ознакомиться с ассортиментом и «покрутить» в руках желаемый товар. Новое поколение потребителей предпочитает шоппингу оперативные покупки онлайн. Это также становится элементом маркетинга в пользу брендов, вызывающих доверие.
Показательным мероприятием, демонстрирующим структуру ювелирного рынка в России, и в частности в Санкт-Петербурге, является выставка JUNWEX, где представлены самые крупные и известные ювелирные марки. В этом году в Северную столицу привезли свои украшения такие известные бренды, как JOL DIAMONDS, CLARITY, BRILLIANT STYLE, A.D.M. DIAMONDS, CARAT, CHAMOVSKIKH JEWELLERY HOUSE и другие. Эти марки, как правило, не имеют распространенную сеть одноименных магазинов, однако объем продаж с помощью онлайн-сервисов и оптовых продаж может конкурировать даже с крупными брендами.
Где приобрести VIP-бриллианты?
Елена Лапко, представляющая бренд Rodrigo Otazu, приобретать в России бриллианты не рекомендует. По ее словам, у бриллиантов, выставленных на продажу отечественными ритейлерами, отсутствует международный сертификат единственной независимой лаборатории – Геммологического института Америки (GIA). Кроме того, в свободной продаже практически отсутствуют бриллианты весом более двух карат, а прайс-лист на камни – исключительно внутренний, составлен Министерством финансов, и цены в нем существенно выше общемировых.
Традиционная точка притяжения покупателей – это Нидерланды. В Амстердаме работают четыре алмазные фабрики: Gassan Diamonds, Royal Asscher, Van Moppes Diamonds, Coster Diamonds. У VIP-персон также очень популярны бельгийские камни, приобретенные в Брюгге или Антверпене. В городе Рамат-Ган за обработку алмазов и торговлю бриллиантами отвечает Алмазная биржа Израиля. Менее популярен индийский Мумбаи – еще один мировой центр торговли алмазами и бриллиантами. Особенно редкие и роскошные экземпляры можно приобрести на аукционах Sotheby’s и Christie’s.
Что предлагает масс-маркет?
Ювелирные магазины этого сегмента предлагают большой ассортимент украшений с бриллиантами, однако эти драгоценные камни ценятся невысоко. Желание уменьшить стоимость продукции и сделать ее более доступной для покупателей свело предложение к массовым китайским производителям искусственных драгоценных камней малого размера с небольшим количеством граней. Подобные нюансы может выявить только опытный геммолог, поэтому для рядовых покупателей это не столь очевидный факт, чем активно пользуются сетевые продавцы украшений. В таких торговых точках стоимость классического золотого кольца с бриллиантом в один карат обойдется в среднем в 15 000 рублей.
Алмазные украшения, как правило, приобретаются в подарок, что требует от них исключительной новизны и соответствия актуальным дизайнерским трендам. Поэтому вторичный рынок бриллиантов в России практически не развит и по статистике занимает незначительную нишу – всего 8% объема всех продаж. Выгодно перепродать алмаз или бриллиант почти невозможно, остается сдавать камень в ломбард и получать в лучшем случае четверть цены, от которой вы его приобрели.
Как выгодно вложить средства в бриллианты?
Последние исследования ВЦИОМ выяснили, что вклад средств в драгоценные камни находится на четвертом месте по популярности после покупки недвижимости, депозита в банке и хранения наличных. Это связано со стабильным ростом стоимости драгоценных украшений по сравнению с предыдущими годами. По данным агентства PriceScope, бриллианты, которые покупают с целью инвестировать средства (3–5 карат), выросли за последние 10 лет в цене на 27–30%, а отдельные образцы (цветные бриллианты) подорожали за это же время на 89%.
По мнению аналитика компании QBF Егора Бойцова, до 2030 года при понижении предложения на необработанные полезные ископаемые в среднем на 1-2% будет наблюдаться рост спроса на ювелирные изделия в пределах 3–5%.
Уменьшение предложения связано с тем, что масса открытых месторождений уже достигли своего пика. На фоне возможного повышения покупательной способности жителей Индии, США и Китая, это является существенным фактором для увеличения спроса. Однако подобные прогнозы не учитывают возможное сокращение ВВП Индии и Китая и рецессию экономики США.
Учитывая подобные данные, можно предположить, что уже в 2018 году будет наблюдаться преобладание спроса над предложением, причем эта разница будет увеличиваться вплоть до 2030 года. Чтобы восстановить баланс, стоимость алмазов будет возрастать на 3-4% в год. Для отрасли следующие два года станут решающими, причем ключевыми фигурами в этих событиях будут российское ПАО «АЛРОСА» и упомянутый бренд Tiffany & Co.
Основываясь на последних данных, можно сказать, что рынок бриллиантов ожидает хорошее будущее, поэтому сейчас идеальный момент не только для того, чтобы приобрести драгоценные камни, но и обратить внимание на компании, которые занимаются их добычей, обработкой и реализацией.
Кристина Фирсова