Желтая Собака – друг бизнесмена
2018 год по китайскому календарю будет годом Желтой Земляной Собаки. Интерес к гороскопам свойственен россиянам, но в случае с обычаями Китая это важно и для тех, кто ведет свой бизнес с представителями этой страны. Китай – крупнейший внешнеторговый партнер Петербурга, поэтому «Бизнес Дневник» решил узнать, как и с чем встречают Новый год живущие у нас китайцы.
Товарооборот между КНР и Петербургом в текущем году превысил 5 млрд долларов, сообщал еще осенью губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Это около 15% всей внешней торговли города. В Петербурге реализуются крупный китайский инвестиционный проект «Балтийская жемчужина». Еще ряд проектов находятся в стадии обсуждения. Так, например, китайские инвесторы выражали заинтересованность в концессионном соглашении по аэроэкспрессу. Обсуждается проект создания в Петербурге китайского торгово-логистического парка.
Китайские компании работают в строительной сфере Петербурга, туризме, общепите. Российские предприниматели, в свою очередь, нередко размещают в Китае заказы на производство той или иной продукции. На территории Ленэкспо открыты Российско-Китайский бизнес-парк и Китайский деловой центр, цели которых – не только в том, чтобы продвигать китайскую продукцию в Северной столице, но и открыть китайский рынок для петербургских товаров.
Город контактирует с Китаем на самом высоком уровне. В этом году Георгий Полтавченко посетил провинцию Чэндоу, а также принял в Смольном несколько китайских делегаций.
Наконец, число китайских туристов в Санкт-Петербурге в этом году приближается к миллиону человек. Это тоже один из стимулов развития деловых отношений.
Новый год два раза в год
О том, что 2018 год по китайскому календарю будет годом Желтой (Земляной) Собаки, знают многие россияне. Также многим известно, что наступит он не 1 января, а только 16 февраля. Интересно, что китайцы с удовольствием отмечают оба праздника. «В Китае 1 января тоже праздник, – рассказывает главный преподаватель Института Конфуция в СПбГУ Ли Чжун Минь. – Но его называют не Новый год, а Первый день утра года».
«Китайцы, как и мы, любят различные праздники. Поэтому, если вы в деловой переписке просто поздравите ваших партнеров, это будет весьма уместно», – обращает внимание профессор Кафедры философии и культурологии Востока Института философии СПбГУ Марина Кравцова. Она советует выделять такого рода поздравления красным цветом.
Конечно, с китайским Новым годом, точнее – с Праздником весны (Чуньцзе), как называют его в самом Китае, у уроженцев Поднебесной связано гораздо больше традиций. «Это семейный праздник. И не важно, где работают дети, в этот день надо постараться приехать к родителям. Хорошо, когда все поколения сидят за одним столом», – говорит Ли Чжун Минь.
Если приехать все-таки не получается, то многие китайцы, живущие в Петербурге, встретят его у экранов с трансляцией новогодних концертов из Поднебесной. Такие трансляции, например, будут организованы в китайских ресторанах. Кто-то отметит китайский Новый год дома. И приглашение на такой домашний праздник будет означать высокое доверие и расположение вашего китайского партнера.
Что же означает год Желтой Собаки для китайцев? Собака – символ верности и защиты. Желтый ассоциируется со стихией Земли и китайской государственностью. «В целом для китайцев это как бы их “благой год”», – говорит Марина Кравцова.
«Собака верная и честная. Год Собаки обычно удачный», – подтверждает генеральный директор Российско-Китайского бизнес-парка, исполнительный директор ассоциации «Один пояс, один путь» Чэнь Чжиган. Впрочем, нынешнее поколение китайцев уже не придает приметам слишком большого значения, отмечает он, «некоторые даже не знают свой гороскоп».
Гораздо больше примет связано с Годами Дракона, Тигра, Обезьяны и Лошади, подтверждает Ли Чжун Минь. Или с уходящим Годом Петуха, который символизирует трудолюбие (Петух первый из животных просыпается утром).
Цвета и цифры
Какой Новый год без подарков? Этот риторический вопрос для китайцев актуален не меньше, чем для россиян. Сами китайцы нередко дарят друг другу конверты с деньгами. «В конце года хозяин компании дает своим работникам по красному конверту. Какая сумма в каждом конверте – секрет. У кого-то больше, у кого-то меньше. Никто даже не спрашивает, у кого сколько», – говорит Ли Чжун Минь. Среди бизнес-партнеров, по его словам, популярный подарок – элитный алкоголь.
Многие россияне знают, что китайцам не стоит дарить часы и предметы белого цвета. И то и другое в их культуре ассоциируется со смертью. «Белый – цвет смерти, но это не значит, что нельзя делать подарки белого цвета, – смеется Чэнь Чжиган. – Я сам, например, люблю дарить белые розы. Современные люди, особенно городское население Китая, на это реагируют нормально. И «русские китайцы», конечно, тоже». Чтобы точно не ошибиться, дарите красный цвет. Китайцы считают его праздничным. В знак особого расположения можете использовать золотой, он считается императорским. Что же касается часов, то негативные ассоциации у современных китайцев действительно могут вызвать настенные циферблаты. Наручные же часы можно дарить совершенно спокойно.
«Для китайского бизнесмена подарок от российских партнеров есть нечто, чем он может похвастаться перед своими родными и друзьями («Смотрите, что мне подарили мои русские друзья!»). То есть что-то немаленьких размеров, яркое, красочное, что можно было бы повесить на стенку, поставить на стол, что сразу будет бросаться в глаза», – говорит Марина Кравцова. По ее словам, китайцы оценят петербургский и российский колорит подарка. А вот «восточного» колорита лучше избежать – сами же вы не хотите получить в Китае балалайку, полушутя говорит востоковед.
Известна любовь китайцев к произведениям искусства. Особенно нравятся уроженцам Поднебесной картины с идиллическими пейзажами. Только не дарите им календарь, пусть даже самый красивый. Через год он станет не нужен, что как бы намекает на недолговечность и ваших отношений.
Также известно трепетное отношение азиатских народов к различным цифрам. Многие уроженцы Поднебесной считают несчастливым числом четверку. «Однажды я видел, как китайские туристы отказались заходить в экскурсионный автобус с цифрами 4444», – приводит пример Ли Чжун Минь. А вот «8» и «9», напротив, несут, по их мнению, удачу. На юге Китая, как и у нас, недолюбливают число «13». И, например, в гонконгском небоскребе запросто может не быть 13-го этажа. Не надо удивляться, если китайская компания откажется размещать свой офис на 13-м этаже и в России.
Стоит обратить внимание и на другие особенности китайского менталитета. «Для работы с китайцами нужно терпение и общение, – рассказывает Чэнь Чжиган. – Хотите иметь с ними дело – общайтесь. Не просто «встретились один раз, показали цифры – и все, поехали». Китайцы никогда не принимают решений только на основе цифр и документов. Им надо обязательно лично пообщаться, узнать человека. К этому нужно привыкнуть». Китайцам незнакомо понятие «любовь с первого взгляда», им ближе принцип «поживем, посмотрим». «Но работают они потом очень быстро», – отмечает он.
Или еще одна особенность китайцев – постоянные улыбки на их лицах, которые могут показаться европейцу чем-то неестественным. На самом же деле так они демонстрируют уважение к вам. Улыбнитесь в ответ и вы.
Петербургский бизнес ждут на двух крупнейших бизнес-форумах Китая в 2018 году. 5–10 ноября в Шанхае пройдет Всемирная выставка импорта. Она призвана показать, что Китай не только крупнейший в мире экспортер товаров, но и страна, активно импортирующая различную продукцию и тем самым поддерживающая экономику других стран. В сентябре 2018 года в городе Сямэнь состоится международный инвестиционный форум.
Александр Лобановский