В гостях у Петербурга
Уходящий год был непростым для туристической отрасли Петербурга, но в целом удачным. Поток туристов увеличился, но значительная их часть идет мимо традиционных представителей туристической отрасли – турфирм и гостиниц. Петербургу важен каждый из них, если он приносит деньги экономике города, считают в профильном комитете.
Туризм – одна из редких отраслей экономики, которая в общемировом масштабе только растет, несмотря на многочисленные кризисы в других сферах. Так, за последние 15 лет число международных туристических поездок по всему миру выросло вдвое. А доходы всех стран от туризма за это же время увеличились в два с половиной раза, составив в 2016 году 1,2 трлн долларов.
Очевидно, что и для Петербурга туристическая отрасль – в числе ключевых. Это подтверждается, например, международными рейтингами, в которых Северную столицу России не раз называли лучшим городским направлением для туристов в Европе.
Непосредственно в сфере гостеприимства Петербурга занято порядка 200 тыс. человек. Но еще огромное число людей работают в сферах экономики, куда туризм вносит косвенный вклад, – торговля, общепит, транспорт и т. д.
Год роста
По предварительным данным Комитета по туризму Санкт-Петербурга, в 2017 году город посетили 7,5 млн туристов. Это на 10% больше показателя 2016 года. По данным Всемирной туристской организации, в день иностранный турист оставляет в России (отдельно показатель для Петербурга не считался) 100–120 долларов в день, что вполне сопоставимо с аналогичными показателями других городов мира. Средняя же продолжительность пребывания туриста в Петербурге – 6–8 дней. Самыми посещаемыми традиционно становятся летние месяцы.
Рекорды в 2017-м поставили морские и воздушные ворота города. Так, через порт Морской фасад в Петербург прибыли почти 600 тыс. человек, что на 23% больше, чем в 2016 году. Ровно такой же рост пассажиропотока показывал на момент сдачи номера и аэропорт Пулково.
Иностранных и российских туристов в этом году в Петербурге примерно поровну, говорят в Комитете по туризму. Среди иностранцев вперед вырвались туристы из Китая, их в городе побывало около миллиона. Но также активно растут потоки из Северной Америки (на 30% к прошлому году), Европе (26%). Появляются новые категории туристов – из Индии и Ирана.
С китайскими туристами у города пока больше проблем. Привозящие их турфирмы экономят на всем и почти не пользуются городской туристической инфраструктурой. Даже сувенирные магазины гости из Китая посещают специализированные – китайские, где им продают товары сомнительного качества по высоким ценам.
Половина туристов прибывает в Петербург самостоятельно, не в составе организованных групп. «И это хорошо, – уверен глава Комитета по туризму Санкт-Петербурга Андрей Мушкарев. – Потому что индивидуально путешествуют в основном люди с более высоким доходом. И естественно, они оставляют здесь гораздо больше денег».
А вот турфирмы этого оптимизма не разделяют. «Организованный пакетный туризм в Санкт-Петербург на внутреннем рынке сократился в среднем на 25–30%», – говорит директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская.
По словам вице-президента Российской гостиничной ассоциации Алексея Мусакина, снизилась также заполняемость отелей. «Есть туристы, которые приезжают на круизных судах, они не живут в гостиницах, – объясняет эксперт. – Появилось большое количество туристов, которые утром приезжают из Москвы, а вечером отбывают обратно, например, те же китайские туристы». Точно так же поступали, по его словам, и многие болельщики, приехавшие в Россию на Кубок конфедераций. Для них были организованы бесплатные поезда, так что многие предпочли жить в Москве.
Болельщик – еще тот турист
Футбольные мероприятия, а в 2018 году Петербург примет Чемпионат мира по футболу, оставили представителей туристической отрасли в смешанных чувствах. Многие отмечают нежелание «обычных» туристов приезжать в город в период соревнований.
«Меня всегда такие большие мероприятия скорее пугают, потому что это будет очередной запрет на что-нибудь, – говорит генеральный директор агентства путешествий «Эклектика» Игорь Воеводский. – Уже обсуждалась идея запретить проведение всех автобусных экскурсий на все это время».
Алексей Мусакин говорит, что подобная ситуация типична для многих стран. «Вся статистика всех стран, проводивших чемпионаты мира по футболу, говорит о том, что в момент проведения чемпионата наблюдается падение на 7–12 процентных пунктов относительно предыдущего года. Потому что обычные люди не едут».
Крупные международные соревнования – это же серьезная реклама для города, возражает Андрей Мушкарев. Он приводит ответную статистику, согласно которой после Чемпионата мира по футболу в Германии поток туристов в эту страну вырос в полтора раза. «Приедут футбольные болельщики, некоторые из них даже приедут на один день, – говорит глава комитета. – Но они, возможно, никогда не планировали приехать в Петербург. Сейчас, приехав и увидев ту красоту, которая есть в городе, – это будут летние месяцы, июнь-июль – они обязательно сюда вернутся. И наша задача сделать так, чтобы они вернулись, чтобы им понравилось».
Впрочем, далеко не всем странам это удавалось. Побывавший на выезде болельщик может просто «поставить галочку», что он здесь был, и уже не возвращаться.
Не только белые ночи
В ноябре правительство Санкт-Петербурга приняло государственную программу развития туризма до 2023 года. К этому году планируется довести число туристов в Петербурге до 8 млн. Интересно, что согласно программе среднее время их пребывания в городе должно составить три дня, так как, по статистике, именно в первые дни своего пребывания турист тратит больше всего денег.
Доля туризма в городском ВРП при этом вырастет с 1% до 6%. А общий мультипликативный эффект от туризма в Санкт-Петербурге составит 250 млрд рублей. На саму программу за пять лет планируется потратить 4,3 млрд рублей.
В госпрограмме прописаны три основных направления. Это развитие туристской и сопутствующей инфраструктуры (в первую очередь отели), диверсификация въездного предложения и продвижение метабренда Санкт-Петербурга. По всем трем направлениям работа идет уже сейчас. Так, в ближайшие два года в городе появятся 12 гостиниц с номерным фондом более 3 тыс. единиц, что даст прибавку почти на 7%. Для продвижения города за рубежом открываются офисы Visit Petersburg, проводятся роуд-шоу.
На диверсификации стоит остановиться подробнее. Уже не первый год Комитет по туризму работает над программой событийного туризма. Ее основная цель – уйти от сезонности, то есть привлечь в город туристов не только в период белых ночей. Люди могут приезжать на различные события, считают в Комитете.
На официальном городском туристическом портале Visit Saint-Petersburg опубликован Единый календарь событий 2018 года. В нем более сотни пунктов. Ключевыми событиями составители календаря считают праздник выпускников «Алые паруса», шоу «Поющие мосты», Фестиваль ледоколов и ряд других мероприятий, ставших новыми брендами Санкт-Петербурга.
Это уже дает эффект. «Если сверяться со статистикой ведущих музеев, то их посещаемость в «несезон» (январь – апрель 2017 года) действительно выросла примерно на 20% к показателям за аналогичный период прошлого года», – говорит Екатерина Шадская. Она называет и другие причины: «Можно предположить, что путешествия в «несезон» стали чаще выбирать в силу экономических причин – прежде всего более выгодной стоимости размещения. Это относится в большей степени к самостоятельным туристам, чем к организованным».
Алексей Мусакин указывает, что средняя заполняемость городских гостиниц в этом году составляет 65–68%. Причем, по его словам, «даже в самые худшие месяцы меньше 40% не бывает». Это также говорит о распределении приезжающих по времени года.
Говорить о прогнозах на 2018 год представители туристической отрасли пока воздерживаются. Слишком много непредсказуемых факторов влияют на этот бизнес. Но уже понятно, что город будет целенаправленно работать не только над увеличением туристического потока, но и над тем, какой вклад он сделает в экономику города. Как заявил недавно в Петербурге заместитель главы Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев, «во всем мире считается, что если город посещает больше людей, чем в нем живет, значит, туризм для него – системообразующая отрасль».
Александр Лобановский