Предприниматели всех стран, объединяйтесь!
Всемирная неделя предпринимательства – важнейшее мероприятие в бизнес-сфере России. 5 дней под крышей Ленэкспо шли дискуссии, лекции и презентации, посвященные отдельным отраслям. Здесь собрались представители строительной, туристической, производственной, химической, образовательной, научной и других отраслей.
Всемирная неделя предпринимательства – проект относительно новый, он ежегодно объединяет 10 млн человек из 165 стран. Среди них – активные предприниматели, заинтересованные в развитии своего дела или реализации потенциальных бизнес-проектов. Цикл мероприятий дает возможность не только пообщаться с единомышленниками и послушать лекционные курсы от мэтров отрасли, но и договориться о сотрудничестве с коллегами по цеху. Это площадка для коммуникации бизнесменов, кураторов, инвесторов, исследователей, представителей власти и других участников формирования сферы предпринимательства. На этой основе строится не только повышение образованности в области предпринимательства, но и создаются новые, взаимовыгодные связи между компаниями по всей стране.
Предпринимателя встречают по одежке
В 2017 году ВНП прошла под девизом «Бизнес без границ и стереотипов», что в большой мере ознаменовано тягой к решению проблемы недоверия бизнес-сферы к предпринимателям-женщинам и нежелания изучать новые направления развития бизнеса. В этом году организаторами Всемирной недели предпринимательства в Санкт-Петербурге стали фонд «Женский взгляд» и Санкт-Петербургское отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства.
Женское предпринимательство было рассмотрено в один из дней ВНП, главное внимание уделили вовлечению молодых женщин в бизнес-сферу, расширению возможностей и прав женщин посредством взаимодействия с международными организациями. Особый интерес вызвала конференция, посвященная балансу между карьерой и семьей.
Примечательно, что организаторы придали значения тем нюансам, о которых порой бизнесмены даже не задумываются. Например, о внешнем виде и его влиянии на взаимоотношения с партнерами, на формирование бизнес-культуры в целом. Участникам было предложено несколько подходов к правильному стилю: классический, к которому привыкли предприниматели, и западный, более современный, но не так широко используемый в России. Как выяснилось, у обоих вариантов есть свои преимущества и недостатки.
– В бизнес-среде достаточно привычно наличие у него костюма, при этом не обязательно дорогого. Здесь, скорее, нужно обращать внимание на качество материала и то, как костюм «сидит на фигуре», – поделилась Дарья Наумова, партнер по организации мероприятий, коуч Sinergia Business Club. – В то же время молодые бизнесмены все чаще одеваются в стиле casual. Это имеет место быть, но нужно быть аккуратным на встречах и переговорах, в этом случае лучше отдать предпочтение более классическим вариантам. Стоит обратить особое внимание на обувь и аксессуары, такие как часы, портфель, запонки, зонт. Что касается обуви и портфеля, они обязательно должны быть кожаными. А остальные аксессуары должны подходить под общий образ и быть выполнены из качественных материалов. Что касается общего стиля компании, нужно понимать, что дресс-код желателен, но не обязательно должен заключаться в строгих костюмах. Достаточно сказать, чего не должно быть на работе, например – коротких юбок, открытой спины, ультраоттенков и т. д. Стиль руководителя и сотрудников, естественно, может различаться. Но лучше, если они будут близки.
Игорь Стайл, дизайнер и основатель «Стайликс» отмечает, что «самый актуальный стиль последних сезонов для предпринимателей – нормкор, трансформер стиля смарт-кэжуал. Нормкор – это защитный камуфляж предпринимателя, типа #idontcare. Основоположником нормкор является CEO Facebook Mark Zukerberg, который честно говорит, что не хочет тратить время на подбор вещей. В отличие от того же Стива Джобса, который все-таки носил водолазки премиальных брендов St. Croix и Issey Miyake, то есть был смарт-кэжуал, когда «не все равно» и бизнес-партнеры приглядываются друг к другу; в нормкор ключевой идеей является скорость действия.
– Можно описать стиль нормкор игрой слов «некогда фэшн» – то есть герой был некогда модным, но в нынешних условиях, когда Фейсбук и прочие наступают по всем фронтам, становится просто некогда следить за собой – есть готовый стандартный набор-униформа – верх-низ-обувь. Самое интересное, что моду пока никто не отменял и business as usual отлично мимикрирует новые тренды. Такой стиль руководителя, безусловно, является посылом для всего трудового коллектива, который в условиях дизрапшн экономики, конечно, может «думать о красе ногтей», но все же, как и лидер, должен быть «дельным человеком», – подчеркивает Сергей.
Елена Бугранова, президент Союза русских байеров, поддерживает мнение Игоря Стайла, но отмечает, что по сравнению с западными компаниями в российской деловой среде преобладает более строгий дресс-код. Эта тенденция сложилась исторически. Западная бизнес-среда, особенно американская, предполагает более вольный стиль во всем, там даже для владельцев больших корпораций допустимы джинсы – мы помним пример легендарного Стива Джобса.
– Даже деловая переписка в таких компаниях начинается с обращения «Dear» и дальше следует просто имя. В России такая фривольность не принята. Основной одеждой в бизнес-среде выступает строгий деловой костюм как для мужчин, так и для женщин. Цветовая гамма тоже достаточно консервативна: синий, черный, серый, коричневый. Современные модные тенденции призывают не ограничиваться в выборе цвета делового костюма, – уточняет Елена. – Еще одна тенденция, которая пока еще не распространена в отечественных бизнес-кругах, но имеет все шансы там закрепиться, – сочетание лаконичных кроссовок с деловым костюмом. На западе так одеваются уже давно, в России – только в очень крупных городах типа Москвы и Санкт-Петербурга. Молодые предприниматели более свободны в выборе одежды, нежели их коллеги постарше. Стиль руководителя не только может, но и должен быть стилем компании. Это можно проследить как на примере западных, так и российских предприятий. Часто показателем этого стиля является униформа рядовых сотрудников, которая предполагает набор определенных элементов одежды в определенных стилевых и цветовых сочетаниях.
Как кризис превратить в старт бизнеса?
Одной из основных тем, которые были особенно интересны как участникам, так и спикерам, это развитие и начало бизнеса в условиях кризиса. Как оказалось, не только молодые предприниматели, но и старожилы рынка испытывают существенные трудности при анализе перспективности запуска нового проекта, и как результат – отказываются от идей, которые могли бы принести существенную прибыль. Об этом аспекте развития предпринимательства и о кризисе в целом говорили спикеры в зоне «Поддержка предпринимателей в кризисной ситуации», которым уже удалось справиться с подобными проблемами.
– В первую очередь надо понять, что именно для вас «кризис», то есть что именно повлияет на ваш бизнес – курс доллара, санкции, покупательская способность, – отмечает Илан Остроброд, владелец первого в России супермаркета кошерной еды «Кошер Гурмэ». – После этого уже есть смысл анализировать ситуацию, общаться с партнерами и думать о том, как не допустить провалов в нашем бизнесе. Мы, например, анализировали свою компанию по системе SWOT. То есть, Strengths (сильные стороны) – у нас есть уникальный бизнес, мы давно на рынке, мы можем найти «дешевые» деньги инвесторов. Weaknesses (слабые места) – отсутствие сильных конкурентов, курс доллара, мало производителей в России, много импортного товара (на импорт влияют и курс, и санкции). Opportunities (возможности) – у нас много уже закупленного до кризиса товара, и мы поняли, что в этот кризис наши небольшие конкуренты будут слабее нас. Threats (угрозы) – мы понимали, что снизится покупательская способность, поэтому мы стали продавать наши складские остатки по меньшей цене, чтобы вложить деньги в оборот. Снизили оборот импорта, стали акцентировать внимание на российских производителях. Привлекли деньги от инвестора, а не банка. Минимизировали свои риски и стали закупать продукты, про которые точно знали, что будут раскуплены. В кризис, в связи с санкциями в частности, мы не смогли привезти все продукты, которые хотели, потому открыли «магазин в магазине» – магазин орехов и сухофруктов. В комплексе эти действия помогли нам пережить кризис вполне комфортно.
Внимание безопасности
Участниками мероприятий стали разные предприниматели: кто-то приехал из крупных городов с бизнесом, работающим уже несколько десятилетий, а кто-то приехал только заявить о себе и своем проекте. Однако такая разница сыграла только на пользу. Судя по наблюдениям, молодым предпринимателям при общении со старожилами рынка были интересны вопросы «бизнеса в маленьком городе» и есть ли смысл стремиться в крупные города и начинать свое дело там. Именно этот вопрос рассматривался спикерами в секции «Бизнес в большом городе».
Роман Якушин, руководитель курьерской доставки «Уже выехали» поделился со слушателями мнением, что бизнес в большом городе, по его мнению, кардинально не отличается от бизнеса в небольших городах. Предприниматель должен знать все, что касается налоговой службы – от регистрации юридического лица до отчетности в налоговую и выплаты налогов. Есть нюансы найма и оформления персонала. В больших городах бывает проще решить вопросы, связанные с запуском и функционированием бизнеса (например, при закупке и установке оборудования). Поставщиков и подрядчиков найти гораздо проще именно в крупных городах.
Руководитель проектов патентно-адвокатского бюро «Гардиум» Евгений Гусев также отмечает нюансы, которые важны для бизнеса вне зависимости от того, где он находится: «Сегодня в своем выборе потребитель больше ориентируется на известность и престиж товара, нежели на его качество. В связи с этим приоритетным направлением развития для предпринимателей становится повышение узнаваемости своего бренда. На рекламу, маркетинг и PR тратятся внушительные суммы. Вместе с тем возрастает и количество правовых конфликтов, связанных с действиями недобросовестных конкурентов, которые используют чужое, уже раскрученное имя. Поэтому предпринимателю важно уделять внимание юридической безопасности своего бренда. Обеспечить ее можно только, если бренд зарегистрирован в качестве товарного знака. Процедура регистрации осуществляется государственным органом (Роспатентом) и дает защиту со стороны законодательства РФ. После ее прохождения бренд становится объектом интеллектуальной собственности. Его владелец вправе требовать не только запрета на использование другими лицами, но и выплаты материальной компенсации в размере до 5 млн рублей».
Участию в ВЭД был посвящен круглый стол «Международное и межрегиональное сотрудничество», в рамках которого рассматривался опыт участников по взаимодействию с партнерами из других стран. В первую очередь это коснулось бизнесменов, работающих в сфере промышленности, инновационной продукции.
В программе мероприятий Всемирной недели предпринимательства также был предусмотрен «День филантропа» – серия лекций, посвященных безвозмездной финансовой поддержке проектов. Самым крупным мероприятием этого направления стала панельная дискуссия «Творец завтрашнего дня или делец на обочине – ваш выбор», в рамках которой были рассмотрены преимущества меценатства, спонсорства и благотворительности.