Есть ли бизнесу место в культуре
В Северной столице прошел VI Санкт-Петербургский международный культурный форум. И пусть на первый взгляд культура и бизнес – вещи несовместимые, на самом деле это далеко не так, что и доказала деловая программа форума.
Санкт-Петербургский международный культурный форум проходит в нашем городе с 2002 года. И за это время он, по словам министра культуры РФ Владимира Мединского, «превратился из небольшой конференции, длившейся два часа, в грандиозное многодневное событие».
Значимость этого мероприятия отметил и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: «С каждым годом к нам приезжают все больше людей из разных стран, чтобы обсудить со своими коллегами новые направления развития мировой культуры», – сказал он и подчеркнул, что город очень серьезно готовится к проведению этого события, чтобы показать гостям самое лучшее, чем могут гордиться Петербург и Россия.
А если судить по цифрам, которые привел заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, то нынешний форум вообще побил все рекорды. Несмотря на непростую обстановку, он собрал 34 тыс. участников, из них около 1 тыс. иностранных, прибывших из 79 стран мира. 22 тыс. человек стали участниками Общественного потока и смогли бесплатно посетить театры, музеи, концерты, лекции и мастер-классы.
Новые технологии
Круглые столы, дискуссии и порой жаркие споры проходили на Деловой площадке форума в Мраморном зале Российского этнографического музея. Их участники пытались разобраться, насколько велико влияние новых технологий на культуру, какова роль онлайн- и краудфандинг-платформ для привлечения финансов и какие еще инструменты можно использовать для реализации новых проектов.
«Деловая площадка дает возможность сделать взаимодействие культуры и бизнеса более эффективным. Мне особенно приятно, что так много внимания уделяется вопросам интеграции новых технологий в культуру», – прокомментировал вице-президент по коммуникациям Mail.Ru Group Александр Кармаев. А вице-президент по продажам и генеральный директор AMD в Восточной Европе, России, странах СНГ и Турции Александр Беленький заявил, что использование технологий виртуальной реальности позволяет зрителю глубже погрузиться в атмосферу любых художественных представлений.
«Новые технологии сделали виртуальную реальность намного доступнее, их может использовать каждый художник или исполнитель, независимо от того, в какой сфере он работает», – подчеркнул он.
В основе – личность
А вот основатель фонда «Звезды детям» Милана Кержакова считает, что ключевая задача при реализации культурных проектов – это формирование доверия к его основателям.
«Сегодня успешный благотворительный, да и любой коммерческий кейс напрямую связан с личностью руководителя. И мой благотворительный фонд на деле доказывает, что помощь известных лиц сильно помогает в привлечении средств на поддержку нуждающихся детей», – отметила она.
В рамках впервые организованной «Биржи культурных проектов» состоялся марафон бизнес-кейсов, который объединил лучшие примеры взаимодействия культуры и бизнеса, а также самые успешные программы и мероприятия от российских и международных корпораций.
Например, Lexus Russia представил уникальный кейс о выставке Lexus Hybrid Art, где соединились смелый дизайн и новые технологии. Первый вице-президент медиагруппы ACMG Антонио Алицци рассказал о выставке работ архитектора Захи Хадида, которая была признана одной из самых успешных в мире. Своим опытом поделились также представители испанского фонда CaixaForum, Третьяковской галереи, ПАО «МегаФон», фонда Caixa Russia и другие компании.
Подводя черту дискуссиям, Антонио Алицци напомнил слова американского художника и писателя Энди Уорхола, который говорил, что «зарабатывать деньги – это искусство, работать – это тоже искусство, а успешный бизнес – это высшее искусство».
«Мысль о том, что культура и искусство вовсе не являются важной частью бизнеса, неверна. Наоборот, лучшие его проявления связаны с великими умами и великими идеями. И ум, и идеи зачастую способны наполнить красотой нашу жизнь, обогатить ее благодаря значимым произведениям искусства, да и в целом сделать лучше. Я искренне верю, что включение в программу культурного форума марафона бизнес-кейсов – это ярчайшее подтверждение убеждения: бизнес рождается именно в творческом порыве», – заключил он.