50 оттенков конкуренции
Представители ФАС рассказали о своих победах над монополистами
Эксперты отмечают в Санкт-Петербурге несколько кластеров с высокой конкуренцией: розничная торговля нефтепродуктами, мобильная связь, сетевой ритейл (последний почти «задушил» магазины шаговой доступности). Расцвет конкуренции приходится на сферы, где есть разнообразие цен и качества, как, например, в среде услуг такси.
ГУПы просят не беспокоиться
Законодательство не стоит на месте, происходит множество знаковых событий, определяющих дальнейшее развитие конкуренции в городе и стране в целом. Одним из заметных событий на рынке стало принятие решения Верховным судом по ст. 7 ч. 1 Закона о ГУПах (№ 223-35). В результате ГУПы и ГУ больше не наделены исключительными полномочиями по оказанию услуг на конкурентных рынках. Этот документ – одна из последних побед Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, за него «боролись» на протяжении шести лет, обращаясь во всевозможные инстанции. По словам руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Вадима Владимирова, наделение ГУПов и ГУ исключительными полномочиями на конкурентных товарных рынках создает необоснованные препятствия для ведения хозяйственной деятельности коммерческим организациям и поэтому нарушает ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
«Правительство уверяет нас в том, что поддерживает развитие конкуренции, даже участвует во внедрении Стандарта ее развития в регионе. А на деле совершенно конкурентные рынки оказываются отданными на откуп государственным унитарным предприятиям. Эти субъекты хозяйствующей деятельности точно так же извлекают прибыль, но не участвуют ни в каких торгах. Получается, на этом рынке не может быть конкуренции. Происходит тотальное огосударствление экономики», – сообщил руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.
Как отметил Владимиров, такая тенденция приводит к слабому развитию многих сфер деятельности и отсутствию внедрения инноваций.
С 2013-го по 2016 год количество ГУПов в стране увеличилось вдвое. По данным официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в подведомственности городских комитетов, служб и управлений находится 43 государственных унитарных предприятия. Начиная с 2016 года армия ГУПов сократилась на 1,7%.
«Мы очень довольны решением Верховного суда. Оно будет иметь значение не только для Санкт-Петербурга, но и поможет защитить конкурентные рынки от монополии ГУПов по всей стране», – отметил Вадим Владимиров.
Параллельно с этим Санкт-Петербургское УФАС России волнует вопрос о том, как быть с контрактами, которые заключены без торгов с ГУПами. На данный момент антимонопольные службы разбираются в ситуации с контрактом на 440 млн рублей от декабря 2016 года между СПб ГБАУ «Смольнинское» и Законодательным Собранием Санкт-Петербурга на обслуживание депутатов и аппарата. С точки зрения Санкт-Петербургского УФАС России, заключение контракта без конкурсных процедур является незаконным и поэтому подлежит расторжению в суде. Арбитражный суд перенес рассмотрение этого дела на декабрь 2017 года, привлекая к участию в судебном заседании Комитет имущественных отношений и Комитет государственного финансового контроля.
При этом суды оказываются в затруднительном положении, ведь средства целиком или частично уплачены на исполнение условий контракта: работы проведены, а услуги оказаны. Какие правовые последствия будут у контракта после его расторжения, антимонопольщики назвать не смогли.
Топливный вопрос
Одним из острых остается вопрос о состоянии розничного сегмента топливного рынка страны. 24 октября 2017 года президент Российского топливного союза Евгений Аркуша направил президенту РФ Владимиру Путину письмо, в котором указано, что на оптовом рынке цены на топливо растут во много раз быстрее, чем на розничном. По словам автора письма, существующие формы ценообразования могут привести к массовому банкротству малого и среднего бизнеса.
«У нас в стране есть вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые обладают всей цепочкой от добычи нефти до ее продажи в розницу. И есть независимые операторы, которые закупают оптом топливо и торгуют им в рознице, не имея собственных трубопроводных систем и нефтеперерабатывающих заводов. Эти независимые операторы оказываются в сложном положении, потому что ВИНКи повышают оптовые цены, а ФАС России в основном контролирует ситуацию на розничных рынках. Эти действия подводят к разорению независимых операторов. В настоящее время ФАС России занимается анализом оптовых рынков Сибири, но, думаю, этот вопрос дойдет и до Северо-Запада», – прокомментировал Вадим Владимиров.
От монополий до ВПК
Антимонопольные службы продолжают регулировать тарифы на услуги субъектов естественных монополий. О концепции проекта Федерального закона «О государственном регулировании цен (тарифов) в России» ранее сообщил руководитель ФАС России Игорь Артемьев. По его словам, ФАС России разработала нормативно-правовые акты, которые закроют «дырки» в тарифном законодательстве. «После принятия соответствующих актов увеличение тарифов выше предельных будет возможно в регионах только после принятия соответствующего закона местным парламентом в целях реализации инвестиционных программ», – заявил Артемьев.
Под усиленным контролем Санкт-Петербургского УФАС России также сейчас находятся Военно-промышленный и Оборонно-промышленный комплексы. И на этом рынке антимонопольные службы озабочены ценообразованием. «Некоторые руководители пользовались закрытостью сферы и устанавливали собственный порядок цен, который проверить очень непросто. Традиционные методы сравнения рыночных цен на других рынках здесь не действуют, потому что военная продукция зачастую уникальна, как и комплектующие к ней», – рассказал Вадим Владимиров.