Операция «квалификация»
Через два года все сотрудники госучреждений и предприятий должны соответствовать профстандартам.
В ближайшее время работодатели могут оказаться между законодательными молотом и наковальней по части требований к квалификации сотрудников, которые трудятся на предприятии или будут приняты. Несмотря на то, что процесс внедрения профстандартов идет уже много лет и центры независимой оценки квалификации выдают документы, вопросов меньше не становится. В последнее время данная тема все чаще обсуждается на различных конференциях и форумах. Не станет исключением и ноябрь. 16 ноября в рамках выставки Ботик-2017 («Безопасность, охрана труда и кадры») пройдет круглый стол, на котором эксперты этой сферы обсудят актуальные вопросы.
Поводов для обсуждения предостаточно. Так, весной этого года Союз промышленников и предпринимателей Петербурга (СПП СПб) провел опрос руководителей предприятий, результаты которого оказались неутешительными. Около 80% глав крупных предприятий города заявили о недостатке информации по поводу системы оценки квалификаций, а каждый третий сказал и о том, что положения уже введенных норм не выполняются. Более того, некоторые представители реального сектора экономики вообще не понимают, зачем вводится институт независимой оценки квалификации.
Отступать некуда
Однако решение принято на федеральном уровне – и будет реализовано. Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступил в силу с 1 января 2017 года, а к 2020-му соответствовать профстандартам должны все сотрудники госучреждений и предприятий. В перспективе сдавать квалификационный экзамен будут и все остальные.
Как выглядит система? На ее низовом уровне находятся многочисленные Центры оценки квалификаций (ЦОК), которые подчиняются отраслевым Советам по профессиональным квалификациям (СПК). Возглавляют процесс «оЦОКовления» Национальные агентства развития квалификаций (НАРК) и Совет по профессиональным квалификациям при президенте РФ. В Петербурге уже создано больше десятка ЦОКов (в области сварки, управления персоналом, индустрии гостеприимства, на финансовом рынке и проч.), деятельность которых охватывает свыше 30 профстандартов и около 80 квалификаций. Причем создают ЦОКи на самой разной базе – вплоть до профсоюзной. В частности, в ЖКХ создан ЦОК сферы жизнеобеспечения – первый в России на базе профсоюза.
В двух словах суть процесса можно описать так: имея на руках диплом о профессиональной подготовке, его обладателю рано или поздно придется подтверждать квалификацию, сдавая экзамен в ЦОКе на соответствие профстандартам. Логика инициаторов «оЦОКовления» железобетонна: они уверены, что дипломы свидетельствуют лишь об уровне образования, а не квалификации их обладателей.
Ближе к реальности
Предполагается, что квалификационный экзамен позволит избавиться от набившей оскомину фразы «забудьте все, чему вас учили» и наконец-то связать систему подготовки кадров с реальностью, сделав это с помощью профессиональных стандартов.
«Институт независимой оценки квалификаций – механизм, который предоставляет работодателю возможность напрямую воздействовать на систему профобразования, формируя запрос на компетенции», – так оценивает его председатель Комитета по труду и занятости населения Петербурга Дмитрий Чернейко. По его мнению, благодаря появлению профстандартов, под которые корректируются образовательные, на выходе из вуза или колледжа теперь удастся получать готового к употреблению специалиста, а не профессиональный «полуфабрикат».
Однако, чтобы занять то или иное рабочее место, теперь не обязательно иметь образовательные «корочки». Как так? Если у сотрудника нет соответствующего диплома, но имеется большой опыт работы по профессии, он может пойти в ЦОК и получить свидетельство о квалификации, которое предъявит как аргумент при приеме на работу или подтверждение его права на занятие должности.
Вместе с тем процесс оценки квалификаций предполагает и наличие массы «подводных камней». Как быть, к примеру, с уже работающими профи, для которых квалификационный экзамен фактически становится обязательным? Получается, что опытный сотрудник, собаку съевший в своем деле, наравне с новичками должен доказывать квалификацию? Должен. Практика показывает, что, как минимум, 10–15% обладателей высоких разрядов и должностей в действительности им не соответствуют.
Пример? По данным Регионального северо-западного межотраслевого аттестационного центра, в 2017 году на базе Центра оценки квалификации (ЦОК-004) было проведено 34 процедуры независимой оценки. При этом из десяти сварщиков ручной дуговой сварки 8 квалификацию не подтвердили. Что касается источников оплаты процедуры, то из 34 человек за свой счет оплатил услугу лишь один – в остальных случаях это было сделано либо за счет работодателей (25), либо на безвозмездной основе для учебных заведений (8). Примерно та же картина наблюдается и при проведении демонстрационного испытания по линии стандартов WorldSkills. И проверить сотрудников на соответствие должностям и разрядам будет не лишним.
За чей счет банкет
Главный вопрос в этом контексте – кто за удовольствие удостовериться в их квалификации будет платить. Вариантов немного: либо специалист сделает это за свой счет, либо за него заплатит работодатель.
Да, согласно нормативной базе, подтвердить квалификацию сотрудник может и сам. Желающих это делать пока немного: процедура стоит недешево (от 15 тыс. рублей). Да и работодатели раскошеливаться не торопятся, поскольку для них объем расходов превышает сотни тысяч рублей.
Однако тем или иным образом делать это придется. Как пояснил заместитель руководителя Государственной инспекции труда (ГИТ) Петербурга Игорь Беляев, за невыполнение требований подтверждения соответствия квалификации работника профессиональному стандарту пока никого не привлекали. Вместе с тем предписания о необходимости устранения таких нарушений ГИТ уже выдает, а за их неисполнение предприятию «светят» штрафные санкции в размере до 200 тыс. рублей. Согласитесь, весомый аргумент в пользу того, чтобы обратиться в ЦОК.
Должны ли работники сами приводить квалификацию в соответствие требованиям профстандартов? Согласно статье 196 ТК РФ, необходимость профподготовки определяет работодатель, а само по себе вступление в силу стандартов основанием для увольнения не является. Ведь, согласно ст. 81 ТК РФ, расторжение трудового договора вследствие несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе из-за недостаточной квалификации допустимо только в результате аттестации. И если сотрудник не намерен проходить квалификационный экзамен за свой счет, платить за него придется работодателю. В противном случае он чаще всего будет «попадать» на штрафы со стороны ГИТ.
Что получается? В идеале выпускной экзамен должен одновременно стать и профессиональным. Ведь если окончательный вердикт о квалификации будет ставить ЦОК, не логичнее было бы передать ему и функции оценки специалиста на выходе из вуза, колледжа или училища? Однако система только в стадии становления. И когда я спросил одного из экспертов, готов ли он принять на работу человека без диплома, но с документом ЦОКа, тот долго молчал. А потом сказал: «Не уверен, что это правильно».
Есть и еще один тонкий момент. Там, где проводят оценку, всегда есть вероятность «решить вопрос», чтобы получить нужный результат. За ускорение процесса. За больший разряд. Кто и как будет контролировать сферу, в которой станут вращаться даже не миллионы – миллиарды рублей? Ведь когда речь пойдет не о сотнях, а о десятках тысяч специалистов и деньги в этом направлении потекут рекой, желающих поймать в ней свою «золотую рыбку» будет предостаточно. Но ответа на этот, как и на многие другие вопросы, пока нет.
Есть ли альтернатива системе НАРК? На самом деле мало кто знает, но в рамках проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» предусмотрен демонстрационный экзамен с участием представителей работодателей по стандартам WorldSkills, который, в отличие от других, проводится за счет государства. И если говорить о подготовке специалистов, эта система вполне может быть вписана в ту, которая предполагает независимую оценку квалификаций.
По состоянию на 18 октября 2017 года в России имеется 1086 профстандартов в 40 видах деятельности (полную информацию об этом можно найти на http://profstandart.rosmintrud.ru).
Сергей Цыбуков, генеральный директор «НПО по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды»:
«Если вы намереваетесь соответствовать мировым стандартам, хотите получать выгодные заказы и работать на западном, к примеру, рынке – без подтверждения квалификационных норм по персоналу делать это уже невозможно. Однако и разработка профстандартов, и проведение специалистов через квалификационный экзамен в ЦОКах стоит дорого: «отбить» их можно только при наличии выгодных заказов».
Владимир Васильев, ректор НИУ ИТМО:
«Есть риск, что в результате введения института независимой оценки квалификации мы получим что-то вроде ЕГЭ: до сих пор неясно, кто и по каким принципам станет оценивать специалиста. Уверен в одном: представители вузов и других образовательных учреждений в состав экспертных советов, делающих вывод об уровне его квалификации, входить не должны».
Алексей Голубев, генеральный директор ЗАО «Труд»:
«Мне до сих пор непонятно, зачем человек, десятилетиями строивший, к примеру, суда и давно доказавший профессиональную компетентность, должен сдавать квалификационный экзамен. На мой взгляд, это выглядит как недоверие к его компетенциям, в качестве которых трудно сомневаться. А работодателя весь этот процесс ставит в ситуацию, в которой он должен делать выбор между необходимостью либо платить за экзамены, либо уплачивать штрафы».
Андрей Сальников, директор Межотраслевого центра экспертизы и аудита охраны труда:
«Сейчас получить выгодный госзаказ без подтверждения того, что его будут выполнять квалифицированные специалисты, трудно – это одно из требований со стороны заказчика. Подтверждать их квалификацию могут (и должны) только независимые инстанции – иначе теряется смысл экзамена. И если речь идет о высокой квалификации и выгодных заказах, работодатели готовы платить за независимую оценку».
Алексей Левченко, эксперт рабочей группы Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте РФ:
«Работодатели не готовы направлять работников на проведение процедуры оценки квалификации, потому что для применения уровневой квалификации следует изменять оплату труда и технологическую документацию предприятия. Надо законодательно уменьшить применение разрядной системы оценки квалификации и поощрять предприятия, участвующие в перестройке технологической дисциплины и оплаты труда».