Как удержать дистанцию
Что делать, если работник хочет большей свободы
Сегодня, когда поколение Y уже дополняют представители поколения Z, работодатели все чаще сталкиваются с желанием сотрудника трудиться удаленно. Но опытные специалисты предупреждают: до такого вида занятости и компании, и работнику еще надо дорасти.
По разным данным, 18–20 млн человек во всем мире часть недели уже заняты вне офиса. А глобальный опрос компании JLL показал, что 42% работников готовы отказаться от места в «конторе» в пользу того или иного формата удаленной занятости. Однако аналитики отмечают, что в российских реалиях побег из офиса пока не носит масштабного характера, а использование «удаленки» имеет как очевидные достоинства, так и недостатки.
Масштаб проблемы
По данным HeadHunter Северо-Запад, доля вакансий, предполагающих возможность удаленной работы как по России в целом, так и по Петербургу, в сентябре текущего года не превысила 1% от общего количества предложений работодателей. И хотя в абсолютных цифрах их число, по сравнению с 2016-м, растет, пока они остаются скорее исключением, чем правилом.
Если посмотреть аналитику hh.ru, чаще всего работодатели готовы предложить удаленный формат работы специалистам в области IT, профессионалам в сферах продаж, маркетинга, рекламы и PR, а также людям, занятым в науке и образовании. По оценке представителя HeadHunter Северо-Запад Ирины Жильниковой, в разрезе профессий чаще всего «удаленку» предлагают операторам и менеджерам call-центров, программистам и разработчикам, специалистам по подбору персонала и интернет-маркетологам, а также SMM-специалистам и преподавателям иностранных языков.
«Найти вакансию с удаленной занятостью сейчас можно не только через job-сайты или freelance-сервисы: примеров платформ, позволяющих работать удаленно, множество, – констатирует Ирина Жильникова. – Например, на HRspace можно разместить заявку на подбор определенного кандидата, а рекрутеры дистанционно выполнят всю работу. Есть успешные примеры перевода сотрудников на удаленную работу и у компаний».
Алина Майская, специалист по подбору персонала, считает, что в России формат удаленной работы в основном применяют в двух случаях. «Это происходит, например, при желании работодателя сэкономить на найме сотрудников, – отмечает она. – Ведь если в Петербурге услуги специалиста определенного профиля стоят, скажем, 50 тысяч рублей в месяц, то где-нибудь в Волгограде обойдутся вдвое дешевле». Удаленную занятость зачастую используют и тогда, когда компания нуждается в непрофильных услугах (например, в бухгалтерском учете или при создании и поддержке ПО). «В таком случае чаще всего прибегают к услугам консалтинговых и аутсорсинговых компаний, которые как раз и могут напрямую взаимодействовать со специалистами, работающими в режиме удаленной занятости», – говорит эксперт.
Эксперты уверены: тенденция к росту количества вакансий с удаленным форматом работы будет укрепляться. Но главной ее движущей силой является вовсе не цифровизация бизнеса и желание сэкономить на аренде офиса, а стремление работников контролировать режим своей занятости.
За и против
Соглашаясь с тем, что ветер перемен уже «выдувает» специалистов из офисов, аналитики предупреждают: это не тот случай, когда стоит слепо следовать примеру других. И, прежде чем отправлять хотя бы часть сотрудников по домам, стоит трезво оценить все плюсы и минусы.
Светлана Катаева, управляющий партнер кадровой компании AVRIO Group Consulting, уверена, что удаленная работа прежде всего подразумевает не экономию на аренде офиса, а работу на результат, который всегда можно измерить. По ее мнению, наличие у «удаленки» как плюсов, так и минусов ведет к тому, что единого рецепта, говорящего «за» необходимость ее внедрения, не существует. «Наряду со свободой действий и возможностью специалиста самостоятельно планировать день этот формат занятости сопровождают недостаток живого общения и вероятность неэффективного использования времени, – говорит она. – В связи с этим внедрять «удаленку» только потому, что это модно, не стоит».
Когда об этом следует думать? Только в том случае, если легко измеряемый результат деятельности сотрудника не связан с его постоянным нахождением в офисе. Если имеются сервисы, позволяющие организовать и оценивать работу специалиста за пределами «конторы». И лишь тогда, когда возможность трудиться удаленно предоставляется ему как привилегия, учитывающая его способности и личные обстоятельства.
При этом эксперты предупреждают: потенциально готовый к работе вне офиса сотрудник со временем может «одичать». Потому что из-за недостатка общения он постепенно отвыкает от работы в команде и личное начинает довлеть над общим. В связи с чем Екатерина Сыроежкина, менеджер по развитию бизнеса компании HAYS, полагает, что «одна из основных для работающих на «удаленке» людей проблема – вопрос их управления в режиме онлайн». Ведь получивший право самостоятельно распоряжаться своим рабочим временем специалист подчас им злоупотребляет, не выходя на контакт. Однако лекарство от этого есть: несмотря на удаленную занятость, сотрудник должен еженедельно отчитываться о ходе выполнения проделанной работы и постоянно быть на связи, под которой подразумеваются все возможные сейчас каналы коммуникации.
Сделать офис домом
Почему же многие продвинутые компании, теоретически способные «разогнать» всех по домам, этого не делают? Более того – «вкладываются» в создание офисов, которые сами по себе становятся инструментом в борьбе за таланты. Не понаслышке зная о наличии «подводных камней» удаленной работы, они сознательно создают условия для того, чтобы люди приходили в офис не только работать.
В Европе и США уже есть примеры многофункциональных центров, в которых, наряду с «производственной» функцией, появляются образовательные, научно-исследовательские, досуговые и другие. Их организаторы по максимуму стараются дать работникам то, чего им так не хватает дома. С учетом мнения сотрудников они превращают офисы из жестко сформатированного набора помещений с четкими функциями в гибкое многозадачное пространство, готовое к трансформации. Тенденция времени такова: борясь за успешных работников, компании все чаще склонны увеличивать в офисе зону отдыха и общения вместо того, чтобы открыть им дверь в домашнюю «удаленку». И спрос на такие офисы-трансформеры, способные совмещать полезное с приятным, в Питере растет.
«Конфетка» для лучших
По признанию экспертов, даже в том случае, если бизнес-модель и профиль компании позволяют широко использовать формат удаленного сотрудничества, сейчас право стать «надомниками» получают не более 10% самых опытных работников, способных эффективно трудиться вне офиса.
«Если, думая о возможности внедрения формата удаленной работы, вы на 100% доверяете сотрудникам и готовы к переходу на новый уровень взаимодействия с ними, можете попробовать», – констатирует Светлана Катаева. А Алина Майская добавляет, что «особенно это актуально в том случае, если сохранить для компании ценного работника можно, только предоставив ему возможность удаленной работы». Например тогда, когда профессионал уходит в отпуск по уходу за ребенком, переезжает в отдаленный район или заявляет о желании уделять больше времени семье и увлечениям, гарантируя прежнее качество работы.