Как создать успешный мюзикл
Театральная осень оказалась для петербургской публики богатой событиями.
19 октября в обновленном здании Ленинградского дворца молодежи открылся первый в городе мультимедийный театр «ЛДМ. Новая сцена», где будет царствовать Его величество мюзикл. Днем позже в театре «Мюзик-Холл» состоялась премьера нового мюзикла «Портрет Дориана Грея». А 11 ноября в театре Музыкальной комедии состоится премьерный показ мюзикла Фрэнка Уайлдхорна «Граф Монте-Кристо».
Почему этот относительно новый для нашей страны жанр пользуется такой популярностью? Какими качествами и средствами нужно обладать, чтобы штурмовать музыкальную вершину? И кто эти смельчаки, что взялись за постановку мюзиклов?
Как все начиналось
За точку отсчета можно взять, пожалуй, 2011 год, когда генеральный директор театра Музкомедии Юрий Шварцкопф выступил в качестве продюсера и заключил с корпорацией VBW договор на право показа мюзикла Романа Полански «Бал вампиров» в Петербурге.
За дело взялись два десятка специалистов из разных стран мира во главе с режиссером Корнелиусом Балтусом. И вот 23 сентября 2011 г. состоялась российская премьера всемирно известного произведения, которое по достоинству оценили и критики, и зрители. Спектакль принес театру три «Золотые маски», «Золотой софит», премию «Музыкальное сердце театра», премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры за 2011 год и вошел в историю театра Музкомедии как успешный коммерческий проект.
Мюзикл, на реализацию которого было вложено около 100 млн рублей собственных средств, окупился в самый короткий срок и стал настоящим зрительским хитом. За эти годы было сыграно более 300 спектаклей для 220 тысяч зрителей.
Спустя три года, осенью 2014 г. на сцене Музкомедии появился очередной хит – мюзикл «Голливудская дива», яркие костюмы и блестящая сценография которого обеспечили театру еще одну «Золотую маску» и новый коммерческий успех. Тот же результат показал и мюзикл «Джекилл и Хайд».
И оперетта, и мюзикл
Сегодня мюзикл есть в репертуаре многих петербургских театров. Однако эксперты считают, что лишь два из них могут претендовать на звание создателей мюзиклов. Это театр Музыкальной комедии и театр «ЛДМ. Новая сцена».
Специалисты отмечают, театр Музыкальной комедии в последние годы стал одним из лучших в стране сразу в двух жанрах: и в жанре классических оперетт, и в жанре современных мюзиклов. Это обеспечивается наличием двух трупп – артистов оперетты и артистов мюзиклов. Однако такое существование под одной крышей рождает серьезную проблему.
«Когда в одном коллективе на одной площадке есть два параллельных театра – дело это очень сложное, в том числе и психологически», – признается директор театра Музыкальной комедии Юрий Шварцкопф. И говорит, что выход видит в открытии еще одной сценической площадки, подтверждая это аргументами из области финансов.
«В Петербурге огромная потребность зрителя в мюзикле. И мы доказали, что умеем его ставить. Например, мы играем 350–360 спектаклей в год, а в будапештском театре, где есть две труппы, до 800. Это было бы экономически выгодно, потому что сегодня любой сбор от мюзикла в два раза больше, чем от оперетты. И выгодно коллективу, потому что сейчас, когда работает мюзикл – опереточная труппа стоит, и наоборот. Новая площадка стала бы для нас вторым рождением, дала бы театру свежее дыхание», – уверен он.
Цена вопроса
Но если в театре Музкомедии еще только мечтают о новой площадке для мюзиклов, то у Ирины Афанасьевой, продюсера таких аншлаговых постановок, как «Мастер и Маргарита», «Онегин. Демон», такой театр уже есть. Это открывшийся недавно мультимедийный зал на 1200 мест в театре «ЛДМ. Новая сцена». Вложения в его реконструкцию и обустройство обошлись в 60 млн рублей.
Ирина Афанасьева вспоминает, что ее первым крупным проектом стал мюзикл «Мастер и Маргарита». В нем она выступила и как автор либретто, и как продюсер. В то время она работала в холдинге «Фуд ритейл групп», знакомом петербуржцам по ресторанам «Две Палочки» и «Марчеллис». И, вынашивая замысел спектакля, обратилась к своему коллеге – Михаилу Тевелеву, с которым много лет здесь вместе трудилась.
«Он поверил в меня, вложил деньги в постановку мюзикла, и мы стали с ним равноправными партнерами», – вспоминает Ирина.
Воплотить булгаковский роман в мюзикл взялась международная продюсерская компания Makers Lab. И в сентябре 2014 года состоялась премьера «Мастера и Маргариты». Спектакль посмотрели более 250 тысяч человек, он имел оглушительный успех и принес его создателям неплохие дивиденды, окупив вложения уже за первый сезон.
Полученную прибыль было решено направить на постановку другого мюзикла – «Демон. Онегин». А прибыль, полученную уже от этих двух спектаклей, – на постановки мюзиклов для семейного просмотра: «Чудо-Юдо» и «Оскар и Розовая Дама. Письма к Богу».
Импортозамещение в искусстве
Сейчас продюсер всех этих мюзиклов понимает: строгое следование американским музыкальным лекалам и отсутствие опыта сильно осложнили жизнь и привели к ошибкам, в том числе материальным.
Например, для своего первого мюзикла компания заказывала декорации и костюмы за границей, что было очень дорого. Сегодня она сотрудничает с петербургскими производителями. И, по оценке Ирины Афанасьевой, уровень их ответственности и качество работы нисколько не хуже, а, скорее, даже лучше, чем у западных коллег, не говоря уже о более приемлемой цене.
Аналогичной точки зрения придерживается и Юлия Стрижак, директор театра «Мюзик-Холл», в котором этот жанр уверенно завоевывает публику: достаточно вспомнить успешную премьеру нового спектакля «Портрет Дориана Грея».
«Есть известные зарубежные постановки, которые мы можем купить по лицензии, и успешно прокатывать европейский мюзикл. Однако тогда все составляющие будут из-за границы: музыка, сценография, режиссура и все остальное. Но мы живем здесь и сейчас, среди талантливых людей, которые работают в нашем городе. Поэтому стремимся создавать уникальный продукт своими силами и идти по своему пути развития», – говорит Юлия Стрижак. И подчеркивает, что над созданием мюзикла по одноименному роману Оскара Уайльда работали исключительно петербургские авторы.
Формула успеха
Что же делает мюзикл любимым у публики и финансово успешным?
«Главное – надо поставить перед собой цель и понять, чего ты хочешь достигнуть? Например, я, создавая «Мастера и Маргариту», сказала себе, что хочу сделать лучший в России мюзикл, который будет жить 10 лет», – объясняет Ирина Афанасьева.
«Надо исходить из менталитета своей публики. Мир устроен так, что блистательный спектакль в Нью-Йорке может провалиться в Лондоне. Или проваливается в Лондоне, но идет с огромным успехом в Будапеште. Разобраться в этом поможет, наверное, только интуиция», – считает Юрий Шварцкопф.
Он рассказывает, после того как рухнул рубль, вместе с ним рухнула и вся театральная экономика. Если раньше надо было сыграть 100–150 «Вампиров», чтобы окупить огромные затраты, то теперь эти цифры минимум в два раза больше.
Тем не менее оба руководителя, которых специалисты называют самыми успешными продюсерами мюзиклов как в Петербурге, так и в России, убеждены, что дело не только в финансах.
«Вопрос не в деньгах, денег в мире много. Вопрос в доверии: если ты берешь деньги – и деньги приносят деньги – тогда и предложений взять деньги больше, чем возможностей их истратить», – говорит Ирина Афанасьева. И приводит в пример молодого режиссера, который все четыре мюзикла работал вместе с ними, а потом ушел и сделал собственный спектакль «Две стрелы». На постановку мюзикла «под ключ» у него, по словам Ирины Афанасьевой, ушло порядка 1,5 млн рублей. И он, по ее мнению, получился вполне достойным – с хорошими декорациями, костюмами, оркестром.
Оба продюсера сходятся в одном: заниматься творчеством исключительно ради денег нельзя. И хотя, конечно, надо составить бизнес-план, найти инвесторов, просчитать рекламу, создать команду профессионалов – нельзя забывать о зрителе, для которого, собственно говоря, все это и делается.