Игра, ещё игра
Как развить бизнес на настольных играх
Рынок настольных игр переживает сегодня необычайный подъем. Во всем мире на протяжении последних лет продажи настольных игр ежегодно увеличиваются на 25–40%, каждый год выходит множество новых наименований, топовые игры продаются миллионными тиражами. Не отстает и Россия. По оценке DISCOVERY Research Group, объем рынка настольных игр в нашей стране в 2015 году составил порядка 7,6 млрд руб. Все ведущие игроки показывают средний рост продаж на уровне 20%. В прошедшем году объем рынка настольных игр в России составил порядка 9,1 млрд руб.
Чем обусловлена такая популярность настольных игр? На чем строится бизнес по их продаже? Какие необходимы условия, чтобы сделать его успешным? На эти вопросы нам ответили представители крупнейших сетей магазинов настольных игр, эксперты по играм и опытные «настольщики».
Феномен игры
«Плюсы настольных игр как товара очевидны – найти бизнесу более благодарный, интересный и глубокий продукт с точки зрения внутренних переживаний потребителя крайне сложно. Каждый игравший в современные настольные игры сознает, что они дают уникальный внутренний опыт, сближают и обогащают. Большинство тех, кто открыли для себя клуб или магазин настольных игр, ощутили этот феномен», – рассказала генеральный директор сети GaGa Games Елена Экку.
По ее словам, количество магазинов настольных игр в России постоянно и быстро множилось с начала 2010-х годов, но многие из них не смогли продержаться на рынке. «Главной причиной провалов является то, что этот бизнес – крайне низкомаржинальный. Это условие дополняется тем, что настольные игры покупают редко – среднестатистическому покупателю достаточно одной-двух на пять-десять лет, если вообще не до конца жизни. Для успеха нужен охват, который непросто обеспечить маленькому магазину с учетом консервативности мышления потенциальных покупателей», – поделилась Елена Экку.
В России лидерами по количеству магазинов и выпускаемых игр на сегодня стали четыре компании, которые оперировали на крупнейших рынках страны. 3 московских и одна петербургская компания формируют современный российский рынок настольных игр, и от них зависит его будущее. Каждая из компаний представляет собой вертикально интегрированную структуру от производства и дистрибуции до реализации игр конечному покупателю.
От простых продаж – к идеям продаж
Петербургский магазин GaGa Games начинал с розницы, продавая настольные игры других производителей. Но запросы клиентов о дефиците на рынке тех или иных игр привели компанию к идее собственного издательского направления, активно заработавшего с 2016 года. «Доля собственной линейки в нашей рознице выросла в 2016 году с 6 до 17%, а в этом году будет доведена до 40%. Портфель неизданных игр растет, и с привлечением инвестиций, над которыми мы начинаем работать, наш проект станет интересным кармически и финансово», – прокомментировала Елена Экку.
На данный момент в приоритете у компании развитие своей линии игр на базе международных лицензий и собственных разработок. По мнению генерального директора, старые хиты регулярно отмирают, уступая место свежим явлениям. Еще год назад у компании было только пять игр собственного выпуска, сейчас – в десять раз больше. В их числе такие высокорейтинговые игры, как Codenames, «Цолькин: Календарь Майя», шутер от первого лица Adrenaline, игра-цивилизация «Сквозь Века».
«Мосигра» – одна из крупнейших отечественных специализированных сетей магазинов с широким ассортиментом игр. В настоящий момент игры этой сети можно купить в 34 городах России, Украины и Беларуси. Основатели компании в свое время начинали с малого – всего лишь с сайта в Интернете.
Как утверждает Сергей Абдульманов, коммерческий директор компании, их залог успеха состоял в том, что «некоторые игроки рынка настолько привыкли к отсутствию конкуренции и невнимательно относились к клиентам, что захотелось исправить ситуацию из принципа».
«С продажи первой партии игры «Шакал» началась история розничной сети. Мы начали изучать рынок под продажу «Шакала», и осенью 2008 года у нас на руках уже была большая партия игры в премиум-версии. Затем мы стали продавать 20 лучших игр рынка. Осознав силу SEO и контекстной рекламы, мы быстро арендовали площадку для самовывоза заказов. Примерно каждый третий клиент, покупая игру, спрашивал что-то еще, чего не было в ассортименте. Оказалось, чтобы продавать 20 лучших игр, надо иметь еще сотню других. Так мы поняли силу ассортимента в качестве конкурентного преимущества», – рассказал Сергей Абдульманов.
По его словам, магазин окупился за два месяца. К тому же, к Новому году игра «Шакал» была полностью распродана на подарки, в том числе и оптом – на корпоративные.
И детям, и взрослым
Сейчас в этой сети магазинов большим спросом пользуются игры для взрослых компаний, которые позволяют провести вечеринку, а также игры с простыми правилами и веселым игровым процессом: «Активити», «Ответь за 5 секунд», «Крокодил». Далее по популярности идут детские игры: «Волшебник Изумрудного города», «День вождей».
Стоит отметить, что настольные игры до сих пор остаются наиболее действенным средством развития детей. Психологи утверждают, что для ребенка важен интерес к самому процессу и возможность немедленного использования полученных знаний. Среди детских игр сегодня в топе Timeline и Wits & Wagers. Например, Timeline – доступный и увлекательный способ развить историческую эрудицию. Даже если ребенок не слишком увлечен историей, через две-три партии он будет прекрасно знать: в каком году двуглавый орел появился на гербе России, когда изобрели первый в мире паровой двигатель, когда Россия впервые приняла участие в Олимпийских играх и многое другое.
«На сегодняшний день рынок настольных игр снова набрал докризисные темпы развития и продолжает расти. Из важных трендов – мы активно работаем с западными партнерами, и есть несколько европейских стран, где игры, разработанные в России, в топе продаж. Есть у нас и собственное производство», – добавил Сергей Абдульманов.
Какая индустрия бизнеса сложилась вокруг настольных игр – читайте в следующем номере «Бизнес Дневника».