Где приземлиться «небесному тихоходу»?
В новой редакция Генплана Санкт-Петербурга среди приоритетов заявлено транспортное развитие мегаполиса, которое в мире теперь принято связывать и с малой авиацией.
«Зоны» турбулентности
Сегодня на территории Петербурга расположены 5 аэродромов, на которых базируется малая авиация. Это «Бычье поле» в Кронштадте, «Горская» в Лисьем носу, аэродромы совместного базирования «Пушкин» и «Левашово», а также бывший военный аэродром Горелово. Наиболее ясна судьба двух аэродромов государственной авиации «Пушкин» и «Левашово». В Пушкине эпизодически проходят полеты воздушных судов МВД, Минпромторга, а также размещен вертолетный авиаремонтный завод. В «Левашово» осуществляются полеты воздушных судов экспериментальной авиации НП «Радар ММС» и ООО «Авиапредприятие Газпромавиа». Новая редакция Генплана касается судьбы аэродромов «Горская», «Бычье поле» и «Горелово».
Аэродром «Горская» используется для выполнения плановых полетов спортивной авиации и долгое время связан с ДОСААФ России. Официальным хозяином взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки и мест для стоянок самолетов это общество стало в 2017 г. В нынешней и новой редакции Генплана земли аэродрома фигурируют как зона Д1-Д2 (деловая застройка). Для функционирования аэродрома потребуется соблюдение ряда условий, а именно, высотных подходов и требований отсутствия строений в радиусе 300 м от газовочных площадок, не говоря уже о соблюдении санитарных и прочих норм.
На аэродроме «Бычье поле» ситуация схожа. Здесь более полувека действует авиаклуб «Дельфин». В новой редакции Генплана после 2019 года аэродром попадает в зону Р2 (зеленых насаждений общего и ограниченного пользования).
«Что в «Горской», что на «Бычьем поле» зоны Д2 и Р2 не предусматривают размещения объектов воздушного транспорта, – комментирует ситуацию заместитель генерального директора по градостроительной деятельности ООО «Институт территориального развития» Владимир Аврутин, – то есть, аэродромы на этих территориях останутся, но строительство для своего развития клубы себе позволить не смогут».
Менее благополучна ситуация на аэродроме «Горелово», территориальные проблемы которого вобрали всю казуистику «эпохи перемен». От 818 га, выделенных в 1938 году для строительства аэродрома, сегодня осталось только 176 га. По разным причинам на всем протяжении существования аэродрома земли выводились из-под его ведения. Где документы на эти земли и почему они так были распределены – это вопросы отдельного расследования.
До 2006 г. аэродром был в оперативном управлении 416-ого военного ремонтного завода. В 2006-2007 гг. завод приобрел статус АО. В период акционирования от инфраструктуры военного аэродрома мало что осталось. Примерно после этого здесь появилась ЗАО АК «ИнтерТрансАвиа». По словам генерального директора этого ЗАО Сергея Олексина, 10 лет назад по ходатайству Минобороны и с разрешения руководства Росавиации компании было предписано за счет своих средств и сил перевести военный аэродром в категорию аэродромов совместного пользования и начать обучение пилотов гражданской авиации. В последующие 5 лет аэродром был приведен в состояние летной годности. Но в августе 2012 года здесь произошла автокатастрофа: упал частный самолет Cessna 421. Лицензия на обучение на год была приостановлена. Затем в России начала меняться законодательная база, регулирующая деятельность частных учебных центров и негосударственных аэродромов.
Сегодня «Горелово» имеет статус посадочной площадки. Статус аэродрома гражданской авиации он утратил в 2013 году по истечению срока действия сертификата аэродрома, а в 2014 году в связи с изданием приказа Минобороны РФ «Горелово» выведен из государственного реестра аэродромов государственной авиации РФ. При передаче из юрисдикции Минобороны в ведение Санкт-Петербурга аэродром попал в правовой вакуум: стороны не смогли найти документы, подтверждающие передачу более 600 га земли разным инстанциям.
В обновленном Генплане СПб эта авиаплощадка, начиная с 2019 года, попадает в зону ЖМР (жилой многоэтажной застройки), в КУРТ (комплексную устойчивую развивающуюся территорию), то есть, по сути, исчезает. Учтены ли при этом интересы 419 АРЗ, входящего в холдинг «Вертолеты России», «БД» не удалось выяснить. Завод до сих пор проводит на «аэродроме» испытательные полеты ремонтируемых вертолетов. Запрет полетов и утрата статуса аэродрома поставили под угрозу исполнение госзаказов и вынудили 419 АРЗ зарегистрировать свою вертолетную площадку.
Небеса с трудом обетованные
Понимание проблем «малых» аэродромов начинается с понимания перипетий авиации общего назначения (АОН). При возрастающем спросе на получение свидетельства частного пилота в России, на Северо-Западе и в Москве нет ни одного сертифицированного учебного центра, который бы обучал частных пилотов с нуля, а не переобучал или повышал квалификацию летчика гражданской авиации. Авиационные училища частными пилотами не занимаются. Однако большая часть тех, кто хочет пройти обучение, не имеют диплома летчика. Пока органы надзора не могут между собой договориться об открытии таких учебных центров, авиалюбители получают сертификаты в Чехии и Белоруссии.
«Помимо отсутствия учебных центров, начинающих пилотов еще и полетам обучать негде, – рассказывает Сергей Олексин, гендиректор «ИнтерТрансАвиа». – Единственным аэродром, предназначенным для учебных полетов, был «Горелово». На нем есть большая широкая взлетная полоса, которая «прощает» ошибки начинающему летчику, дает возможность откорректировать неточность взлета или приземления».
Летальный исход или полоса для взлета?
Комитет по транспорту Санкт-Петербурга, отвечая на запрос «БД», сообщил, что «Программой развития авиации общего назначения в Санкт-Петербурге на 2016–2020 годы» предусмотрено определение перспективных потребностей города в авиационной инфраструктуре. На рассмотрение КГА, в качестве основной и наиболее перспективной для нужд АОН и санитарной авиации, была предложена посадочная площадка «Бычье поле». В числе ее преимуществ отмечается выгодное географическое положение, достаточная удаленость от аэропорта «Пулково», относительная разгруженность воздушного пространства в районе расположения. В комитете учли, что сейчас территория аэродрома «Бычье поле» находится в функциональной зоне, не предусматривающей развитие посадочной площадки для целей воздушного транспорта, и предлагают внести в Генеральный план Санкт-Петербурга изменения функционального зонирования территории на зону «И2». Одновременно в адрес КГА направлены предложения по нескольким земельным участкам на территориях, прилегающих к лечебным учреждениям Петербурга, с целью создания на них в перспективе посадочных вертолетных площадок. Сегодня у крупнейших больниц города уже функционируют 4 посадочные площадки для вертолётов.
Некоторое время назад, Архитектурной мастерской «К-7» была разработана концепция развития аэродрома с аэропортом регионального значения «Бычье поле», с продлением взлетно-посадочной полосы в Финский залив. ЗАО «Петербургский НИПИград» включил эту концепцию в план градостроительного развития Кронштадта. Впрочем, возглавлявший мастерскую «К-7» архитектор, а ныне заместитель председателя КГА Максим Мясоедов, сомневается, что без государственного участия этот аэропорт может состояться. Управляющий ОО АК «Дельфин» Анатолий Иванов рассказал, что интерес к развитию аэродрома пока активно проявляет только вертолетный центр ООО «Хели-Драйв-Северо-Запад».
Перспективы аэродрома «Горелово» в Комитете по транспорту очерчивают так: посадочная площадка расположена на сравнительно небольшом удалении от аэропорта «Пулково» и одновременное выполнение полетов с «Горелово» и «Пулково» может негативно сказаться на функционировании последнего. Развитие аэропорта «Пулково» – в приоритете у города и вопрос дальнейшего развития «Горелово» для полетов воздушных судов АОН по маршрутам на некоторое время отложен. Однако, это не говорит о том, что «Горелово» перестанет функционировать как объект авиационной инфраструктуры. В планах стоит вопрос определения модели совместного бесконфликтного функционирования с аэропортом «Пулково» и обеспечения его развития как аэродрома АОН и деловой авиации.
ООО АК «ИнтерТрансАвиа» подала заявку на сертификацию аэродрома в Росавиацию, где ей предписали получить документы на аэродром совместного базирования. Вопрос решается Минобороны. Заинтересованность в развитии малой авиации и аэродрома высказывали многие инвесторы. Однако все упирается в юридический статус земель.