Агломерацию окольцуют дважды
Транспортная система города и области обретает единую стратегию.
Реализацию Программу развития транспортной системы Петербурга и Ленинградской области до 2020 года обсудили в Таврическом дворце. Заседание комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного собрания Санкт-Петербурга провели с участием представителей правительства Ленинградской области. На заседании подвели итоги сделанному, из задач на перспективу выделили обеспечение транспортной доступностью новых жилых районов, вырастающих на границе города и области, а также модернизацию федеральной трассы А-120.
Представил программу руководитель Автономной некоммерческой организации «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области» Кирилл Поляков:
– В прошлом году на финансирование мероприятий программы из разных источников было выделено 96 миллиардов рублей – цифра говорит сама за себя. Больше всего, 44 миллиарда, потрачено на развитие автомобильных дорог в двух регионах. Наиболее значимые результаты – завершение реконструкции двух участков Кольцевой автодороги вокруг Петербурга: от Приозерского шоссе до магистрали «Россия» и от автодороги «Нарва» до поселка Бронка. Закончена также реконструкция автодороги М-11 «Нарва» от Петербурга до границы с Эстонией, в том числе участок подъезда к морскому торговому порту Усть-Луга от 0 до 16 километра. Объект введен в эксплуатацию, – сообщил генеральный директор АНО.
Порт Бронка, но уже под названием Морской перегрузочный комплекс, фигурирует и в разделе программы по развитию морского транспорта. В 2016 году была завершена реконструкция подходного морского канала к комплексу. В результате он стал единственным глубоководным терминалом в границах Большого морского порта Санкт-Петербург, способным принимать суда длиной до 347 метров, шириной до 50 метров и осадкой до 13 метров. Именно поэтому в июне 2017-го здесь, у причала порта Бронка, прошла церемония имянаречения флагмана арктической серии танкеров-газовозов «Кристоф де Маржери» (имя судну дано в память о французском предпринимателе, бывшем главе энергетического концерна «Тоталь», трагически погибшем в Москве в 2014 году). Длина танкера 229 м, шириной 50 м, его осадка 11,8 м.
На выполнение пунктов программы по развитию железнодорожного транспорта из различных источников потрачено в 2016 году 12 127 млн рублей. В полном объеме из средств ОАО «РЖД» на сумму 2 287,9 млн рублей было профинансированы строительство вторых железнодорожных путей и электрификация участка Выборг–Приморск–Ермилово. При этом проведены реконструкция 11 км главного пути и строительство 10,1 км 2-го пути с электрификацией участка. Другой важный объект – строительство пешеходного тоннеля на железнодорожной станции «Удельная», открытие его состоялось 30 декабря 2016 года. В 2015-2016 годах на пробивку и оборудование тоннеля длиной 22 метра и шириной 6,2 метра было выделено 122,74 млн рублей из федерального бюджета.
В целях развития интеллектуальных транспортных систем Дирекцией разработана концепция создания электронной очереди на пограничных пунктах пропуска «Ивангород», «Светогорск», «Торфяновка». В сфере воздушного транспорта изучены предпосылки создания гидроаэродромов и посадочных площадок на водоемах Петербурга и Ленинградской области. Сделана оценка преимуществ объектов гидроавиации по сравнению с наземными инфраструктурными объектами.
Сценарий: на 4,7 триллиона рублей
Главная концептуальная разработка 2016 года – Стратегия развития транспортной системы города и области со сроком до 2030 года. Она утверждена Координационным советом по транспортному развитию Петербурга и Ленинградской области. В стратегию включены два сценария: консервативный (для его реализации потребуется 2,5 триллиона рублей), и инновационный – с финансированием в 4,7 триллиона. Суммы кажутся астрономическими, но и срок реализации – более 10 лет. Финансирование 972 мероприятий Стратегии предполагается не только из бюджетов всех уровней, но и за счет привлеченных средств инвесторов.
Один из вопросов Стратегии – продление веток метро в районы области, прилегающие к городу, с массовым жилищным строительством, таких как Кудрово, Мурино, Токсово, Бугры, Всеволожский район. В одной только Новосаратовке Всеволожского района собираются возводить не то что жилой микрорайон, а город-спутник более чем на 114 тысяч жителей. Прокладку линии метро в Кудрово когда-то планировали – с открытием станции в 2025 году. Однако руководитель Дирекции по развитию транспортной системы Кирилл Поляков отметил, что позитивных сигналов идея пробивки метро до Кудрово от финансовых структур не получает, так что с этим, видимо, придется подождать.
Однако решать проблему транспортной доступности новых районов надо. Один из путей – привлечение к этому делу самих застройщиков. С одной стороны, это кажется обременением, с другой – продажа квадратных метров в новых районах будет идти гораздо активнее, если дороги будут строить одновременно с жилыми кварталами. И если не за счет метро, то линиями легкорельсового транспорта эти районы связать с городом возможно.
Наметки проекта «Развитие наземного рельсового транспорта, соединяющего центральные районы Санкт-Петербурга и новые зоны развития городской агломерации», реализуемого на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) – существуют. Только легкорельс во Всеволожск оценивается в 13 млрд руб., а в Сертолово, например, в 16,5 млрд руб.
Диаметры и полукружие
Все активнее ставится вопрос создания второго автодорожного кольца вокруг Санкт-Петербурга. КАД, начало строительства которой пришлось на 1998 год, а окончательное завершение на 2013 год, сегодня уже переполнена и не способна решать проблему все увеличивающегося трафика. Западный скоростной диаметр несколько снизил нагрузку на отдельные участки КАД, но этого недостаточно. Как сообщил руководитель Дирекции, по подобию ЗСД готовится проект строительства Восточного скоростного диаметра, который будет реализовываться также на условиях ГЧП, работы планируется начать в 2019 году.
Однако идею создания новой кольцевой прокладка «диаметров» не отменяет. КАДом-2 может стать федеральная трасса А-120, бывшая военная «бетонка», полукружием проходящая в 50 километрах от города. О модернизации этой лесной дороги заговорили еще в 2007 году, и Федеральное дорожное агентство включило в план работ, начиная с 2010 года, строительство «второго транспортного кольца Санкт-Петербурга» – на базе бывшей военной трассы, к тому времени уже получившей федеральный статус А-120.
Постепенно, по участкам, трассу модернизируют. Полтора года назад в Кировске открыли для движения после капитального ремонта участок в 38,5 километра, так называемого «Санкт-Петербургского южного полукольца». Предназначение трассы – перехватывать грузовые потоки на дальних подступах к Петербургу.
Реконструированный участок дороги впрямую примыкает к Неве. В Кировске Южное полукольцо и заканчивается. А начинается – от берега Финского залива. Основные опорные пункты трассы: Большая Ижора – Гатчина – Мга – Кировск, всего 149 км. Дорога имеет стратегическое значение – она соединяет все федеральные трассы, подходящие к Петербургу с южной стороны. В результате у водителей появляется возможность для маневра уже на дальних подступах к городу. Особенно это касается грузовиков, водители могут скоординировать свой маршрут, чтобы не выезжать на КАД. В 2016 году ремонт дороги продолжили на участке от нулевого до 18 км, то есть примыкающего к Финскому заливу. В Севзапавтодоре сообщают, что теперь на очереди реконструкция участка трассы А-120 от 64-го до 196-го километра, протяженностью 41,8 км. Проект реконструкции сейчас готовится, работы планируют начать в 2018 году.
Конечно, Южное полукольцо сравнивать с петербургской Кольцевой сложно. Не те масштабы. К примеру, участок трассы, прилегающий к Кировску, имеет лишь две полосы движения. Хотя в других ее частях, более востребованных, дорогу собираются делать четырехполосной.