Маркировки: доверяй, но проверяй
Что стоит за различными «марками качества», фигурирующими на товарах?
ГОД ПОД ГРИФОНОМ
Эта химера с туловищем льва и головой орла поселилась на полках петербургских супермаркетов год назад. Грифон, символ стража сокровищ, вошел в логотип проекта под названием «Петербургская марка качества» («ПМК»). Так была названа программа добровольной сертификации, инициированная правительством города. Ее целью стало выявление качественных товаров и услуг местных производителей, а также их рекламное продвижение под знаком «ПМК». На пресс-конференции, прошедшей в Доме журналиста, были подведены итоги первого года под защитой грифона.
«Программа – уникальна. Я проехал по стране, но ничего подобного не встретил ни в одном регионе. Так что мы – первые. Прежде всего программа «ПМК» была ориентирована на продукты питания. Ни для кого не секрет, что с качеством продуктов сейчас большие проблемы. На то много причин, и одна из них – несовершенство системы декларирования и сертификации», – рассказал Владимир Баринов, заместитель директора СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг». Именно это учреждение выступило оператором программы.
Баринов привел пример, как одно из петербургских СМИ, чтобы показать это несовершенство законов, спокойно зарегистрировало несуществующую продукцию. История с «горящим творожком» от интернет-портала «Фонтанка.ру» наглядно показала, что в области молочного фальсификата мы можем быть впереди планеты всей.
«По данным Роспотербнадзора по Санкт-Петербургу, пальму печального первенства по некачественным продуктам по-прежнему держит молочная продукция, и прежде всего сливочное масло», – говорит Владимир Баринов.
По его мнению, массовое внедрение системы «ПМК» поможет разобраться покупателю, в качестве каких товаров он может быть абсолютно уверен.
«Система «ПМК» предлагает добровольную сертификацию, которая предусматривает регулярные проверки 4 раза в год. То есть качество товаров с «ПМК» будет постоянно отслеживаться. Если проверка выявит несоответствие качества, знак отберем, причем публично», – поясняет Баринов.
Сейчас знак «ПМК» имеют 176 продуктов питания от 14 фирм-производителей, несколько предприятий в сфере торговли и услуг. Цена участия в программе «ПМК» двухкомпонентная. Подача документов на сертификацию товара обходится предпринимателю в 15 тыс. руб., оформление права на получение «ПМК» в 35 тыс. руб. (это единовременный платеж, который не зависит от количества продуктов, поданных предприятием на сертификацию).
Что же получает бизнес, вошедший в программу «ПМК»? Во-первых, эксклюзивное продвижение товаров в сетевых магазинах. Во-вторых, дополнительную рекламу: марка пропагандируется в метро, в СМИ, на уличных билбордах. У организаторов программы подписано соглашение с советами муниципальных образований, в которые можно обращаться с жалобой на качество товаров под знаком «ПМК». Более того, о правах потребителя и о «ПМК» теперь говорят в школах, на специальных занятиях для старшеклассников, посвященных правам потребителей. Это совместный проект с Комитетом по образованию, сообщили представители центра контроля качества на пресс-конференции.
Далее в их планах – открытие фирменных магазинов под маркой «ПМК». Также планируется увеличение охвата предприятий. С лета, например, начнется добровольная сертификация на получение «ПМК» сферой общепита.
«Мы видим в программе только плюсы. Ни одного минуса. Важно, что программа – добровольная. Мы ничего не навязываем. Но участвовать в ней могут только предприятия, не боящиеся проверок, они на них добровольно подписываются», – отметил Эльгиз Качаев, председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.
В конце пресс-конференции сертификат на «ПМК» получили новые участники программы: два швейных предприятия, выпускающих школьную форму, один гипермаркет и один представитель транспортного цеха, перевозчик грузов и пассажиров.
ПОД ЗЕЛЕНЫМ ЛИСТКОМ
Тем временем управление федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (УФАС) в очередной раз сообщило об изобретательности фальсификаторов. В пору опасений (как у покупателей, так и у продавцов) поддельного товара популярным маркетинговым ходом стало приписывание ему особых экологических свойств, которыми тот не обладает.
«Эксперты предупреждают: 70% товаров с маркировкой «Эко» и «Био» не являются «органическими». При этом никакого наказания для тех, кто откровенно фальсифицируют информацию о своих продуктах, не предусмотрено, – информирует пресс-служба этого ведомства. – Проблема в том, что само понятие «экологически чистый продукт» в России законодательно не закреплено. Нет системы обязательной экологической сертификации, а особые стандарты разработаны лишь на отдельные группы товаров. Таким образом приставки «эко» или «био» на упаковках зачастую оказываются лишь пустым маркетинговым ходом, призванным повысить продажи».
Это явление также называется «гринвошингом»: «зеленым отмыванием».
«Отметим, что экомаркировка в России – дело добровольное. Процесс получения специальных документов кропотливый. Гринвошеры предпочитают не тратить время и деньги, по собственному усмотрению украшая товары экокартинками. Часто они схожи с подлинными сертификационными знаками. Проблемой уже заинтересовались в ФАС. Однако специалисты ведомства отмечают, что пока у них связаны руки. Ни одного обращения от обманутых потребителей до сих пор не поступило. Вся надежда на предпринимателей, которые начнут сообщать о недобросовестной конкуренции со стороны гринвошеров», – говорит руководитель УФАС по Петербургу Вадим Владимиров.
«Недавно «Экологический союз Петербурга» совместно с социологами СПбГУ провели исследования в супермаркетах Северной столицы, – цитируем сообщение петербургского УФАС. –Выяснилось, что даже в достаточно дорогих (мы опускаем названия этих сетевых магазинов – ред.) половина «зеленых» товаров – совсем не «зеленые». Эксперты проверяли молоко, крупы, средства для мытья посуды и шампунь. Особенно тяжелая ситуация с молоком – ни у одного товара на полке не было «экологических» сертификатов, несмотря на соответствующие значки на упаковках. Не соответствуют статусу «эко» – гречневая крупа «Волжская», крема «Нежный лён» и «Чёрный жемчуг», а также стиральный порошок «Аистёнок». В Европе и США, кстати, нашли решение проблемы гринвошинга – на товарах, которые не прошли сертификацию, попросту запрещено публиковать слово «экологичный».