После 03/04/17
Взрыв в вагоне между станциями метро «Сенная» и «Технологический институт» 3 апреля унес жизни 16-ти человек (15-ти пассажиров и предполагаемого смертника), более ста человек пострадали. Как произошедшее повлияло на некоторые сферы бизнеса Петербурга? Об этом «БД» расспросил тех, кто связан с торговлей в метрополитене, охранной деятельностью, общественным питанием и продажей оружия.
Сергей Маркелов, генеральный директор компании “Метропресс” (сеть магазинов “Первая полоса”):
Нас закрыли в день трагедии, 3 апреля, а открылись мы только утром в субботу, 8 апреля. Не работал 181 торговый объект, работали 84, расположенные на районных территориях.
Мы потеряли в выручке, но главной проблемой для нас были тревожные ожидания персонала. Прежде всего продавцов, которые не могли осуществлять трудовую деятельность. Это около 600 человек. У нас работают в основном женщины, много матерей-одиночек. Зарплаты у них сдельные и, к сожалению, невысокие.
Были существенные потери по тиражам. За период простоя мы не продали около 130 тыс. экземпляров изданий. Из них 65 тыс. ежедневных газет, 80 тыс. еженедельников.Перерыв в работе усугубил и ситуацию с кассовым разрывом. Сейчас покупательная способность у населения очень низкая, и мы испытываем постоянную нехватку оборотных средств. Теперь не сможем вовремя оплатить часть товара. Ведем переговоры о переносе сроков арендных платежей. Все идут навстречу, относятся с пониманием. Ситуация такая впервые – классический форс-мажор.
Запас прочности у нас совсем небольшой. Работаем «с колес»: получаем, продаем, расплачиваемся и опять получаем. Единственный выход в этой ситуации – прибегнуть к помощи банка. Мы открыли кредитную линию, но пока не знаем, в каких масштабах ею воспользуемся.
Думаем теперь, как диверсифицировать бизнес. Метрополитен развивается медленно и расширение нашей сети уже застопорилось. Остается только выход в районы на места с хорошим трафиком. Горожане не могли не заметить появления наших павильонов с прессой и небольшим набором сопутствующих товаров в стометровой зоне метрополитена. Возможно, в этом и кроется решение.
Требования к безопасности у нас высокие. Ежеквартально проводится инструктаж сотрудников, работающих на территории метрополитена. Есть и свои программы. Но теперь будем вносить коррективы. Например, когда началась эвакуация, многие продавцы даже не успели взять свои сумки, ключи, деньги. Мы это учтем и пропишем, как действовать в подобной ситуации. Из вещей и товара, кстати, ничего не пропало. Только проинкассироваться не смогли. Когда в налоговой узнали – проявили обеспокоенность, ведь мы крупная компания и платим приличные налоги. Еще мы решили обучить продавцов, которые работают внизу, оказанию первой медицинской помощи.
Игорь Екатеринин, генеральный директор охранной фирмы SDS:
Клиентов у нас больше не стало. А вот отношение организаторов массовых мероприятий чуть-чуть изменилось. Теперь к нам прислушиваются и выставляют рамки металлодетекторов, проводят технологические зачистки. Раньше на этом предпочитали экономить. Естественно, мы бы не хотели делать свой бизнес на последствиях того, что произошло 3 апреля. В любом случае, скоро все забудется и нам снова будут говорить: денег нет, не хотим вкладываться в безопасность.
Мы регулярно проводим инструктажи сотрудников охраны. А после теракта получили дополнительные специнструктажи от ГУВД. Сейчас я еще больше обращаю внимание на те нюансы нашей работы, которые касаются подозрительных людей и предметов.
Иметь дело со взрывными устройствами нам не приходилось ни разу. Сталкивались только с анонимными звонками во время мероприятий. Тогда совместно с ГУВД решали: либо выводить людей для осмотра площадки, либо прямо во время мероприятия тихонько осматривать. Не хотелось бы, чтобы эти устройства хоть когда-нибудь обнаруживались.
Леонид Гарбар, президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада:
Рестораны не лежат в области интересов террора, поэтому если взрыв в метро на них и повлиял, то не сильно. Во-первых, все на виду, во-вторых, почти во всех крупных ресторанах, которые могут привлечь внимание, есть видеонаблюдение и администраторы с опытом работы в охране, которые могут вызвать полицию, следят за карманниками и порядком в целом.
Если честно, наши горожане и так в рестораны почти не ходят. Не знаю, что им нужно, но не ходят… Завтраки обычно пустые. Вечерами людей больше. У нас нет культуры ресторанного потребления. В Москве ситуация более живая. Поэтому что-то корректировать или менять – вряд ли кто-то будет. С другой стороны, внимательными быть нужно. Хотя бы обращать внимание на подозрительные предметы.
Екатерина Комелина, директор по развитию бизнеса оружейной компании «Левша»:
На нашей работе события в метро сказались только косвенным образом. Так, теперь мы склоняемся к тому, что указ президента об усиленных мерах безопасности во время Кубка конфедераций FIFA и Чемпионата мира по футболу будет подписан. В нем говорится, что с 1 июня по 12 июля 2017 года и с 25 мая по 25 июля 2018 года в Петербурге будет запрещена продажа всех видов оружия и боеприпасов.
Накануне теракта мы прошли прокурорскую проверку – проверили и магазин, и склад. Наш ассортимент для террористов никакого интереса не представляет.
Официально купленное оружие легко отслеживается. Что же касается средств самообороны, то спрос на них неуклонно растет в последнее время, мы наблюдали это еще до теракта. Горожане активно покупают газовые баллончики и травматическое оружие.