Частный сектор зовут в «социалку»
Как решать многочисленные проблемы, избегая провалов, чреватых социальной нестабильностью? Об этом в интервью «БД» рассуждает Александр Ржаненков.
Б.Д.: Каким был для города минувший год в целом?
А.Р.: В прошлом году мы переживали, да и сегодня продолжаем переживать экономический кризис. В таких условиях требуется умение грамотно искать финансовые резервы, рассчитывая на возможность маневра, и, безусловно, новые векторы взаимодействия государства с социально ответственными некоммерческими организациями и бизнесом. Петербургу удалось выполнить социальные обязательства перед горожанами. Мы в полной мере освоили бюджет и тем самым в рамках действующего законодательства не только обеспечили более 3,5 миллионов петербуржцев мерами поддержки, но и смогли, учитывая сложную экономическую ситуацию, расширить эти меры для наиболее социально-незащищенных слоев, оказывая адресную помощь. Это заслуга не только нашей отрасли: работа исполнительной власти, наших коллег в других сферах, законодателей, промышленников и социально ответственных бизнесменов, «третьего сектора», поддержка федерального центра – все имеет значение.
Б.Д.: Какова сейчас демографическая ситуация в городе?
А.Р.: В 2016 году на 36 тысяч человек возросло количество жителей Петербурга. Такая «прибавка», сравнимая по численности с районом центральной России, безусловно, факт позитивный. В городе сейчас проживает более 5 миллионов 200 тысяч человек. Увеличилась продолжительность жизни петербуржцев и число рождений – на свет за двенадцать месяцев появилось более 70 тысяч детей. В Петербурге немало людей, которым сто лет и «за»: если год с небольшим таковых было 197 человек, то сегодня – 449 горожан достигли столетнего возраста.
Б.Д.: Сегодня решить проблемы пожилых людей, которым требуется постоянный уход, государству помогает частный сектор, негосударственные организации. Насколько эффективна их помощь?
А.Р.: Уже известные формы обслуживания – сиделки, социальные дома, «тревожная кнопка», социальное такси – дополняются новыми. Очень активно к социальным проектам подключаются негосударственные структуры. Разного рода услуги предоставляют 126 компаний – 25 из них по госзаказу, в тесном сотрудничестве с комитетом. Они работают с нашим контингентом, а мы им компенсируем затраты в соответствии с тарифами. Причем адресность неукоснительно соблюдается, точно так же, как и жесткие требования к качеству оказываемых услуг.
Б.Д.: Негосударственный сектор помогает сокращать очередь в учреждения соцзащиты?
А.Р.: Конечно. Вопрос с очередью в детские учреждения снят – она ликвидирована. Осталось немногим более 200 претендентов на места в психоневрологические стационары. Для сравнения: еще два года назад в очереди насчитывалось более 600 человек. Думаю, что в этом году будем активнее привлекать негосударственный сектор, инициаторов бизнес-проектов социальной направленности к более тесному сотрудничеству. Практика показала, что это очень выгодно государству: не надо создавать дополнительные рабочие места, строить необходимую инфраструктуру. Бизнес берет на себя эти задачи, а мы компенсируем стоимость проживания в учреждениях того или иного социального профиля. Петербуржцы вправе выбирать, где им комфортнее. Идти в государственное учреждение либо стремиться, скажем, в пансион с собственным укладом, но выполняющий социальный заказ. Таким образом, возникает здоровая конкуренция, а это идет на пользу обеим сторонам.
Б.Д.: Что требуется для более активного вовлечения в соцзащиту социально ответственного бизнеса?
А.Р.: Если гибко будет работать система налоговых льгот в пользу социально ответственных негосударственных организаций, число проблем снизится.