«Наша цель – комфорт для инвестора»
Ленинградская область находится на первых позициях в российских рейтингах экономического развития. В 47-м регионе создан позитивный инвестиционный климат, согласно данным международного рейтингового агентства Fitch Ratings за 2016 год.
Б.Д.: Как удалось этого добиться?
Д.Я.: В Ленинградской области работает стабильное законодательство по поддержке инвесторов. Мы даем налоговые льготы (до 13 % налога на прибыль и до 0 % налога на имущество) достаточно большому кругу тех предприятий, которые инвестируют от 300 млн рублей. В области существует четкая система взаимодействия с инвесторами в режиме одного окна. Фронт-офис в Агентстве экономического развития Ленинградской области обслуживает более 150 инициаторов инвестпроектов, все проекты отслеживаются в электронной системе, мы знаем, что происходит по каждому из них. Вся информация по земельным участкам, которые мы предоставляем инвесторам в области, размещается в информационной системе, доступной через персональный компьютер или мобильное устройство. Наша цель – создать максимальный комфорт для инвестора.
Б.Д.: В чем, по-вашему, состоит инвестиционная привлекательность Ленинградской области?
Д.Я.: Первое – это развитая логистика. Благодаря уникальному географическому положению и разветвленной сети магистралей, в области можно размещать производства, которые бы работали как на российский рынок, так и на зарубежный. Отличным примером является производство финского шинного концерна Nokian Tyres, организованное во Всеволожске. Шины с этого завода, кроме многих регионов России, поставляются в десятки стран мира.
Наш морской торговый порт Усть-Луга по стоимости портовых сборов и операций на терминалах – один из самых выгодных во всей Российской Федерации. Порт имеет специализированные терминалы по нефтепродуктам, углю, сере, контейнерам, рыбе… В области есть современные роботизированные железнодорожные станции, складские комплексы, логистические комплексы крупных ритейл-компаний.
Вторая причина инвестировать в область – территориальная близость региона к крупным рынкам сбыта: Петербургу, Москве, другим крупным городам европейской части России.
Третья причина – гибкий рынок труда в регионе. Стоимость рабочей силы в Ленинградской области достаточно высока, но поскольку современные производства являются высокоавтоматизированными и технологичными, перед их владельцами часто стоит задача найти не большее количество специалистов средней квалификации, а меньшее –высококвалифицированных сотрудников. Как раз такими кадрами отличается наша область.
Четвертая причина – в Ленинградской области гибкая сеть поставщиков и подрядчиков, работающих в разных сферах. Приходящей к нам компании не обязательно создавать дополнительные мощности или использовать полную производственную цепочку. Гораздо выгоднее закупать компоненты у своих партнеров в регионе. К примеру, в области действует сильный судостроительный кластер, а также кластер по производству автомобилей и автокомпонентов.
И, наконец, у нас есть достаточно конкурентоспособное предложение по обеспеченным инфраструктурой земельным участкам для размещения производств.
Б.Д.: Какие инвестиционные проекты будут вестись в 2017 году?
Д.Я.: Их несколько десятков, назову наиболее крупные. Новый комплекс по производству высокооктановых компонентов бензина за десятки миллиардов рублей строит крупнейшее в области предприятие ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез». Продолжается не менее масштабный проект в сфере энергетики – строительство Ленинградской АЭС-2. Реализуется проект технологического перевооружения и модернизации судостроительного предприятия ЗАО «ГЕСЕР», в Гатчинском районе строится завод по производству обоев и предприятие, которое будет изготавливать шумозащитные конструкции. В индустриальном парке «Ладожский» Всеволожского района будет построен завод по выпуску технических дисперсий и красителей для картона и бумаги. Еще один мега-инвестор, ЗАО «ТихвинСпецМаш» работает над организацией масштабного производства специализированных грузовых вагонов и сложных инновационных комплектующих для них.
ЗАО «Ладожский ДСК» реализует инвестиционный проект завода по производству «под ключ» жилых и промышленных объектов на основе панелей CLT. Во Всеволожском районе строятся селекционно-генетический центр по разведению породистых коров и тепличный комплекс для выращивания овощей.
Б.Д.: Как сказывается кризис на экономике области?
Д.Я.: Отдельные предприятия испытывают сложности со спросом на свою продукцию. У нас были тревожные ожидания в 2015 году, но в 2016 году мы увидели рост основных показателей социально-экономического развития. Рост объемов инвестиций за 9 месяцев 2016 года составил 118 % к аналогичному уровню прошлого года. Рост промышленного производства находится на уровне 103, 4 %. Учитывая, что в целом по стране наблюдается падение уровня производства, это хорошие показатели. Безработица сокращается, дефицит бюджета минимальный. Именно по ключевым показателям социально-экономического развития наш регион стал лидером различных российских рейтингов.
Б.Д.: Как оцениваете ситуацию в автомобильном кластере? В октябре 2016 года завод «Форд Мотор Компани» во Всеволожске уведомил администрацию Ленинградской области о высвобождении части сотрудников в связи с сокращением объема производства. По соглашению сторон компания расторгла трудовые договоры с выплатой пяти окладов с 88 работниками. Были сокращения и на других предприятиях…
Д.Я.: Действительно, нас беспокоила ситуация в автомобильном кластере. Последние два-три года динамика была негативной, но в наступившем году мы увидели перелом этой ситуации, стабилизацию, ростки оживления рынка. Это особенно заметно по деятельности нашего основного автопроизводителя – компании Ford. В этом году компания переходит на стабильную пятидневку. Это неплохое достижение, оно означает, что рынок стабилизировался.
Б.Д.: Что происходит с кластерами фармацевтической и медицинской промышленности?
Д.Я.: Сегодня наш фармкластер существует, нормально развивается и постоянно пополняется новыми участниками. На территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга находится около 120 производств и 40 научно-исследовательских организаций.
Одно из звеньев кластера – «Нанопарк Гатчина». Этот проект реализуется правительством Ленинградской области при поддержке ОАО «РОСНАНО». На территории площадью 17 гектаров планируется разместить готовые производственные корпуса, бизнес-инкубатор с «чистыми помещениями», а также инженерно-подготовленные участки для размещения стартапов и высокотехнологичных предприятий.
Участниками кластеров реализуются проекты по разработке высокоэффективных лекарственных средств. Правда, не обходится без проблем. Снижение объемов производства объясняется высокой стоимостью импортного сырья. Существующие сроки согласования новых лекарств очень долгие, поэтому некоторые предприятия вынуждены отказываться от их производства. Но есть и хорошие тенденции. Соглашение о сотрудничестве и координации деятельности с Ленинградской областью подписали завод «Белкозин», «Респираторный комплекс», Санкт-Петербургский технологический институт и «ЮИТ Санкт-Петербург». Ленобласть оказывает поддержку участникам фармацевтического кластера. В прошлом году мы возместили этим предприятиям часть затрат на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и проведение стажировок сотрудников.
Б.Д.: Что скажете о проектах импортозамещения?
Д.Я.: Скажу словами руководителя Академии народного хозяйства Владимира Александровича Мау. Он как-то заметил, что верит только в экспортно-ориентированное импортозамещение. Только если мы способны производить продукцию мирового уровня, мы можем производить ее и для внутреннего рынка.
Областной план импортозамещения предусматривает производство 57 видов продукции. Так, планируется заместить инновационные вагоны-цистерны (задействован Тихвинский вагоностроительный завод), буровые платформы (Выборгский судостроительный завод), рыбопромысловые суда (завод «Пелла»), газовые турбины («Сименс Технологии Газовых Турбин»), автокомпоненты (заняты около 10 предприятий), судовую мебель и оборудование из композитных материалов («ГЕСЕР»). Регион поддерживает таких инвесторов: 6 предприятий получают региональную льготу по налогу на прибыль и имущество организаций, 4 предприятия – региональные субсидии.
«В заключение замечу, что экономика Ленобласти очень диверсифицирована. Мы не зависим от работы одного-двух ключевых предприятий. Конечно, у нас есть десяток крупнейших налогоплательщиков – ЛАЭС, КИНЕФ, Nokian Tyres, производители табака. Но ни один из них не занимает более 5 % налоговых поступлений. Поэтому у Ленинградской области сбалансированный и стабильный бюджет, что и отмечается в рейтингах региона».