Молодость: must have
Неувядаемая тенденция
Российский рынок эстетической медицины переживает бум. Аналитики констатируют: каждый год он растет на 15-20%. Кризис внес коррективы, однако снижение спроса коснулось этой сферы медицины менее всего. Ведь молодое лицо и подтянутое тело – must have для тех, кто не желает выпасть из обоймы. Что совершенствуют в себе сейчас? У женщин наибольшей популярностью пользуется маммопластика: коррекция молочных желез. На втором месте блефаропластика (пластика век), за ней следует ринопластика (коррекция носа). Все больше пациентов вместо липосакции прибегают к липофилингу – методике, суть которой состоит не в избавлении от излишков жировой ткани, а в ее перемещении в те зоны, которые хочется улучшить: придать объем или разгладить складки. Несут свои деньги в клиники эстетической медицины и российские мужчины. Возможностью быстро избавиться от морщин, мешков под глазами, убрать второй подбородок или животик пользуются актеры, тележурналисты, звезды шоубизнеса – те, для кого лицо и фигура рабочий инструмент. Ложатся под нож пластического хирурга спортсмены, получившие травму. Увеличивается число возрастных топ-менеджеров и бизнесменов, поддерживающих тренд на рукотворную молодость.
- Годовой оборот петербургского рынка эстетической медицины оценивается в 4 млрд рублей.
- Услуги предлагают более 500 клиник
Осторожно: «серый» рынок!
Прогноз маркетологов, проводивших исследование при поддержке компании «Мерц Фарма»: к 2023 году российский рынок эстетической медицины продемонстрирует семикратный рост. Отсюда неудивительно, что даже в сложной экономической ситуации 85 % серьезных клиник собираются развивать свой бизнес и вкладываться в новое оборудование.Но есть и такая тенденция: появляются десятки тех медицинских бизнесов, которые работая без лицензии, без собственной технической базы и штатных специалистов, предлагают услуги по заниженной стоимости. Пациент, прооперированный по демпингу, в случае осложнений рискует и здоровьем, и гораздо большими тратами на исправление своих проблем, в другой клинике. Теоретически любой выпускник медицинского вуза, умеющий держать в руках скальпель, может разрекламировать себя в качестве пластического хирурга: в интернете. Маркер виртуальных профи – низкий уровень цен. На петербургском рынке инъекционной косметологии также работают «подпольные» косметологи, которые используют некачественные материалы. Косметологи-профессионалы называют их «домушниками», потому что те делают инъекции у себя дома или приезжают на дом к пациенту. Обеспечить стерильность в домашних условиях невозможно. Очень часто «домушники» используют для инъекции препараты, не имеющие регистрационных удостоверений Минздрава и Росздравнадзора, так называемый «серый» импорт.
За молодостью – в Северную столицу
По оценке генерального директора Ассоциации частных клиник Петербурга Александра Солонина, годовой оборот петербургского рынка эстетической медицины составляет 4 млрд рублей. Более половины этой суммы приходится на косметологию, остальное – на пластическую хирургию. Александр Солонин отмечает, что в Северной столице в разном объеме услуги эстетической медицины предлагают более 500 клиник. Впрочем, серьезных «игроков», имеющих собственную операционную базу и профессиональный коллектив опытных специалистов – не более десяти. В 2016 году в Северной столице на пластические операции было потрачено 2 млрд рублей. При этом услуги петербургских врачей-косметологов и пластических хирургов стоят дешевле, чем в Прибалтике или в Москве, а качество их, по мнению самих участников этого рынка, очень высокое. Поэтому пациенты из стран Балтии, Финляндии и Северо-Запада России охотно едут в Петербург. Есть у петербургских клиник и московские клиенты, которые либо часто бывают в Петербурге, либо специально приезжают сюда, чтобы сделать пластическую операцию. Цены на услуги эстетической медицины в Москве складываются хаотично, поэтому некоторые москвичи предпочитают петербургские клиники с понятной ценовой политикой.Годовой оборот всего медицинского туризма составляет у нас 5 млрд рублей. Вклад «косметических» туристов в этот объем достаточно высок.
Как это работает?
Основатель одной из клиник, входящих в ТОП-10 Санкт-Петербурга, пластический хирург Артур Рыбакин, которого называют «конфидентом селебритис», сообщает, что в деятельности его клиники акцент делается на инновациях и новых технологиях. Журналистам Артур Рыбакин увлеченно рассказывает о роботизированной хирургии, о тканевой инженерии. Фотографии хирургов, склонившихся со скальпелем в руке над операционным столом, видимо, скоро отойдут в прошлое. Оперируя с помощью аппарата Da Vinci, врач управляет хирургическими инструментами посредством специальных джойстиков. При этом пациент может находиться от хирурга на расстоянии в километры. Изначально все это разрабатывалось для нужд военно-полевой хирургии, чтобы оказывать высокоэффективную хирургическую помощь, не тратя драгоценного времени на транспортировку пострадавшего и сохраняя безопасность врача. В отечественной пластической хирургии использование роботов еще не получило широкого распространения, но Рыбакин уже провел первую операцию на Da Vinci по омоложению верхней части лица. Результатом и хирург, и пациентка остались довольны, несмотря на то, что в распоряжении первопроходца был набор лор-инструментов, впрочем, наиболее близких по функционалу к тем, которыми пользуются в пластической хирургии.Главный врач отделения медицинской косметологии этой клиники, Алексей Богатенков отмечает, что по уровню оснащения петербургские клиники еще отстают от западных. Однако в последние годы специалисты в области anti-age медицины из Санкт-Петербурга стали не только постоянными участниками, но и спикерами ведущих международных профильных конгрессов и конференций. Мировые фармацевтические бренды, производящие препараты для эстетической медицины, постоянно проводят обучение наших косметологов и аттестуют их на соответствие принятым стандартам. Мировая наука в области медицины anti-age не стоит на месте, одна из новейших разработок – пикосекундные лазеры, которые омолаживают кожу, не травмируя ее. Для Петербурга – это завтрашний день, но и сегодня наша аппаратная косметология располагает сверхмощными современными лазерными и радиочастотными аппаратами. Тренд – максимальный результат при минимальной травматичности и сроках реабилитации. Может возникнуть вопрос: а не отбирает ли медицинская косметология в таком случае хлеб у пластической хирургии? Профессионалы рынка отвечают отрицательно. Наоборот, отделение пластической хирургии поставляет пациентов в косметологию на реабилитацию, которая с помощью косметологических методик проходит быстрее, без осложнений, а результат операции дольше сохраняется. По той же причине врачи-косметологи в определенных случаях рекомендуют хирургическое решение проблемы, не боясь потерять пациента как клиента.
«Будущее эстетической медицины за технологиями тканевой инженерии. Через несколько лет в пластической хирургии будут использовать не искусственные имплантаты, а хрящи, выращенные из ткани пациента» Артур Рыбакин, пластический хирург
Почти 20-летний опыт работы в Петербурге клиник эстетической медицины показывает, что в учреждениях с серьезной материальной базой, где есть отделение пластической хирургии и медицинской косметологии, пациент может быть наиболее защищен от некачественно предоставленной услуги.
Фото: Интерпресс / Текст: Елена Шульгина