Как пустить в дело патриотизм?
29-летняя предпринимательница Татьяна Домбровская сделала ставку на «русское в условиях санкций»: национальный аксессуар для волос.
Где и чему училась?
У Татьяны – два образования: среднее медицинское и высшее гуманитарное, она выпускница философского факультета Саратовского госуниверситета им. Чернышевского.
«Три года я проработала ассистентом стоматолога, три года пробыла в декрете, – рассказывает о себе Татьяна. – Мы перебрались во Всеволожск, где купили квартиру. По окончании декрета встал вопрос: что делать? Чем заняться?».
Как придумала проект?
«И тут санкции пришлись на руку. Идея родилась буквально в воздухе, разговоре с друзьями, это было в начале 2015 года, – говорит Татьяна. – Кто-то ругал Россию, кто-то Запад, и мне на этом фоне захотелось выделиться чем-то патриотичным, русским».
На следующую встречу с друзьями она пришла в национальном головном уборе: «Но мне не хотелось выглядеть фриком, этакой странной девушкой. У меня тогда были крутые белые сапоги с шипами, и я придумала под них такой же кокошник: из белой кожи и с шипами. Он был первым. Второй стал джинсовым».
Через короткое время Татьяна учредила фирму по производству одежды и аксессуаров, запатентовав бренд «Патриотка».
Откуда взяла деньги?
В старт проекта было вложено более 2 миллионов рублей из семейных накоплений, которые ушли в основном на продвижение продукта, его рекламную кампанию. Также начинающая предпринимательница воспользовалась программами Ленинградской области по развитию малого бизнеса. В конце 2015 года она получила 350 тысяч рублей субсидии на развитие производства и 300 тысяч рублей на поддержание народно–художественных промыслов.
«На 350 тысяч были куплены пять профессиональных швейных машинок, скорняжная машина, раскроечный стол, светильники и прочее оборудование. 300 тысяч полностью ушли на фурнитуру и материалы: были закуплены меха, кожа, бархат, стекла «Сваровски», – перечисляет Татьяна. – В 2016 году мы также получили субсидию: возврат 60% расходов на выставочно-ярмарочную деятельность, а именно на участие в ярмарке в «Пассаже» на Невском, это составило 58 тысяч рублей. При этом в «Пассаже» мы продали кокошников на 322 тысячи рублей. Благодаря областному комитету по развитию малого бизнеса я также бесплатно участвовала в выставках: в Ленэкспо, в Экспофоруме. Это очень крутая поддержка, стопроцентно!».
Как продвигалась?
«Первая партия была из 70-ти кокошников: шанель, джинсовые, кожаные – под разные костюмы. Но мне было их не продать. Я сделала инстаграм, начала их раскручивать, написала письма звездам, актрисам. Первой отозвалась Юлия Барановская, бывшая жена футболиста Андрея Аршавина, телеведущая. Она стала надевать кокошники в телепередачах. Но те все равно не продавались, – говорит Татьяна. – И тогда я поняла, что кокошники должны быть супер: мега дорогими, расшитыми каменьями. Сделала такой, выставила в инстаграм, и через две недели мне поступило предложение от московской галереи торжеств «Вечные ценности». Участвовать в благотворительной программе, к которой были привлечены 12 звезд бизнеса и телевидения. Им как раз были нужны кокошники, и они нашли меня в интернете. Когда все – Лера Кудрявцева, Бузова, Анфиса Чехова – их надели, это был полный успех. По фотографиям знаменитостей были написаны картины – картины проданы на аукционе, деньги пошли в детский онкологический центр в городе Балашиха. Звезды разместили фотографии у себя на страницах, в аккаунтах – и тогда начались продажи!».
Каковы перспективы?
«Моя задача в этом бизнесе – поверить в мою идею, мою миссию. Что это очень здорово и круто – в России быть в кокошнике, – объясняет Татьяна. – Кокошники я придумываю сама, это мои выдумки.
А раскладывает фурнитуру – чтобы это было вкусно, интересно, красиво – конечно, дизайнер-технолог, который есть в штате. Те кокошники, которые расписываем вручную – это уже делает художник. Например, есть принт с набережными и мостами Петербурга. Сейчас мы готовимся к ФИФА – я хочу внедрить футбольные кокошники. 10 декабря я установила рекорд в «Книге рекордов России»: было зафиксировано самое большое количество женщин в кокошниках, пришли 160 участниц. А как было бы здорово установить рекорд для «Книги рекордов Гиннесса» – чтобы кокошники надели все выпускницы на «Алых парусах»: с принтом набережных и проплывающими алыми парусами!». Также Татьяна предлагает внедрить кокошник в школьную форму: вместо традиционного ободка для волос.