Как не проиграть миллионы?
Президент РФ поручил правительству до 1 мая 2017 года подготовить и представить предложения по поэтапному сокращению финансирования профессионального спорта.
Гонка амбиций
Владимир Путин хоть и сам человек спортивный – чемпионом Ленинграда по самбо становился, до сих пор дзюдо увлечен – не раз критиковал клубы, точнее их хозяев, за чрезмерные траты: «Это не спорт уже, это борьба амбиций какая-то».
Если чрезмерные заработки наших спортсменов, в первую очередь футболистов и хоккеистов, раздражают первых лиц государства, что уж говорить о рядовых гражданах? Тем более, что многие команды финансируются госкорпорациями и акционерными обществами с государственным участием, а на местах кто-то даже получает деньги непосредственно из регионального бюджета. Потолок зарплат, уже введенный по примеру заокеанской НХЛ в Континентальной хоккейной лиге, грозит теперь и нашим футболистам.
Как это было в СССР?
Эти самые «футболисты с хоккеистами» и в советские времена получали заметно больше среднего гражданина и могли за вечер в хорошей компании спустить всю свою месячную зарплату. Историй про пропивших свой талант – сотни. Теперь, однако, гонорары такие, что столько «просто не выпить», как говорил герой одного старого анекдота.
Было время, когда профессионалов от спорта заманивали в другие города, выдавая ордера на новые квартиры. И если в Ленинграде это были в лучшем случае «двушки» где-нибудь на Гражданке в доме от ЛОМО (это предприятие курировало команду «Зенит»), то киевское «Динамо» с таким ярым болельщиком как первый секретарь ЦК компартии Украины Владимир Щербицкий предлагало трехкомнатные хоромы на Крещатике. Теперь соблазнять таким образом профессионалов от спорта не получается – они еще до первого удара по мячу за новую команду или первой заброшенной шайбы берут подъемные и сами покупают недвижимость, где хотят.
Жизнь в группе риска
Не сказать, что спортсмены получают сегодня легкие деньги. Их жизнь – это ежедневные и изнурительные тренировки, бесконечные сборы и перелеты, гостиницы и спортивные базы, постоянная смена часовых поясов. Всегда есть риск получить травму и остаться не у дел. Век спортсмена, как правило, недолог: в спорте вас начинают списывать сразу после тридцати. И к этому времени надо неплохо заработать. Желательно на всю оставшуюся жизнь.
Быстрые деньги
С тем, что деньги у спортсменов быстрые, спорить трудно. Еще вчера ты был мальчишкой из не самой обеспеченной, порой неполной семьи (это в теннисе или в фигурном катании не пробиться без родительской поддержки, а в командные виды для комплекта берут всех), но вот подписан первый контракт и на тебя посыпался золотой дождь. И не промокнуть под ним получается далеко не у всех.
«Был молодой, неопытный, не слушал, что мне говорили. Появились деньги, мне они показались большими, ведь до этого никаких не было. На этом фоне и поплыл…», – вспоминает новый вратарь «Зенита» Андрей Лунев. Это обычная картина: начинающий профи, заключив первый контракт, просто перестает толком тренироваться. Лунев, начинавший с 40 тысяч рублей, не из таких, хотя проблемы поначалу имели место быть. Сегодня ему уже 26 лет, в Петербурге он заработает не один миллион, причем в евро, да и обращаться с деньгами он научился. А если что, всегда можно будет воспользоваться советом теперь уже бывшего зенитовского вратаря Вячеслава Малафеева.
Бизнес для своих
У Малафеева сегодня свое агентство элитной недвижимости «М16» (под этим номером воспитанник знаменитой футбольной школы «Смена» без малого двадцать лет защищал ворота «Зенита») и несколько дочерних подразделений иной направленности – дизайн-студия, служба безопасности, юридическая фирма, горнолыжный клуб. И все-таки на первом месте сделки по недвижимости, тем более что клиентура у «М16» своя. Малафеев с готовностью помогает тем спортсменам, которые получили подъемные или заработали на новое жилье. Те, в свою очередь, при всем богатстве выбора обращаются к хорошо им знакомому по футбольным полям человеку.
На своих, из числа спортсменов, рассчитывает в первую очередь в своем бизнесе и известный в Петербурге и за его пределами хоккеист Максим Сушинский, торгующий «мерседесами».
Свой бизнес и у экс-игрока «Зенита» и до недавнего времени его тренера, Сергея Семака. Ему принадлежит московская компания по прокату свадебных лимузинов. Кроме того, Сергей Богданович, между прочим, отец восьмерых детей (не так давно он удочерил девочку с ограниченными возможностями) был известен как лицо целой фирмы французской мужской одежды – Семак в свое время играл в Париже за известный на весь мир ПСЖ.
А некогда партнер Семака Владислав Радимов отправился в свое время легионером в Испанию, где приобрел по совету тогдашних партнеров виноградники, и эти плантации до последнего времени приносили ему стабильный доход, а друзья по случаю дня рождения или выигранного спора могли получить от него бутылочку красного сухого.
Могут участвовать спортсмены, с подачи тех, кто оказался в нужный момент рядом с ними, и в другом бизнесе: они торгуют компьютерами, обувью и мороженым, открывают автомойки и станции технического обслуживания, активно вкладывают средства в строительство, заведения общественного питания, вплоть до ресторанов уровня лакшери.
Ухитряются зарабатывать даже те, что играют в командах попроще и не получают баснословных премиальных. Они получают свое не самым законным образом, но стабильно: делая ставки в букмекерских конторах на матчи, в которых сами участвуют, и в сговоре с соперниками обеспечивают нужный результат.
Толпы алчущих
Хотя, конечно, в некрупных городах не все настолько «в шоколаде», как у того же Малафеева, который запускает в компании с сильными мира сего новый новые вагоны метро на ветке, что поведет к стадиону на Крестовском острове, где в 2018 году пройдет футбольный мундиаль, и вместе с официальными лицами самого высокого ранга участвует в презентации Петербурга как города, где пройдут еще и матчи Евро-2020. При этом Вячеслав не делает секрета из того, что между делом занимается еще и выдачей денег в долг, под пять процентов в месяц: «Обычно берут на короткое время и для бизнеса. Самая большая сумма, которую давал – 2,5 миллиона рублей». И в этой связи нельзя не вспомнить другую цитату, от Леонида Слуцкого, еще недавно главного тренера сборной России по футболу: «Я не знаю ни одного футболиста, которому не должны». Друзья детства, дальние родственники, земляки и просто знакомые – как только футболист дорастает до приличного контракта, вокруг него сразу собирается целая толпа, желая подсказать, на что потратить деньги или куда их вложить. А уж дальше все зависит от того, кому и насколько повезло.
Поле чудес
Обманутым оказывался тот же Малафеев, которому некий лже-сотрудник ФСБ за определенную мзду обещал вернуть деньги, отданные другой аферистке, соорудившей настоящую финансовую пирамиду. Получается, что Малафеев «погорел» дважды по одному и тому же поводу. Среди пострадавших как-то оказался и его одноклубник Александр Кержаков. Причем «влетел» лучший бомбардир в истории «Зенита» по-крупному. Отдыхая в Арабских Эмиратах, он познакомился с неким депутатом регионального масштаба, тот в свою очередь свел Кержакова с бизнесменом, собиравшимся строить нефтеперерабатывающий завод и пригласившим футболиста в компаньоны. Сделка была оформлена как беспроцентный заем, причем основывалась «на доверии и дружеских отношениях», но в итоге обожаемый в Петербурге футболист остался без 330 миллионов рублей.
Семейные проекты
Так что уж лучше вкладываться в хобби. У зенитовского нападающего Александра Кокорина, прославившегося не так голами, как шумной вечеринкой с шампанским в Монте-Карло, солидный автопарк из самых навороченных марок и коллекция кроссовок в специально отведенном под них гардеробе. Но самое удивительное хобби у партнера Кокорина по «Зениту» и сборной России Юрия Жиркова – он собирает все, что в той или иной степени связано с Великой Отечественной войной. Он самый щедрый клиент черных копателей и специалистов по реставрации ретроавтомобилей, в коллекции у него оригинальное обмундирование офицеров вермахта и генеральская форма Советской Армии, а в планах открытие музея Великой Отечественной войны с уникальными артефактами.
Увлечение, естественно, недешевое. Деньги вкладываются также в проекты жен. Кто-то покупает своим супругам бизнес (особенно популярны салоны красоты и салоны мод), кто-то помогает им стать дизайнерами модной одежды, как некогда игравший за «Зенит» Павел Погребняк. А хоккеист петербургского СКА Антона Белов исполнил давнюю мечту своей супруги, открыв для нее медицинский центр. Естественно, с уникальным оборудованием. Позволяющим в частности по состоянию глаз определять проблемы вестибулярного аппарата и диагностировать травмы головы. Почему именно такая специализация? Елена Белова с детства увлечена тайским боксом, а потому супруг подарил ей еще и клуб единоборств «Фабрика боевых искусств» на Обводном канале, где она является президентом.
Фото: Интерпресс / текст: Сергей АНТОНОВ