Нам лавры? Или славу Герострата?
Текст: Алла Репина Фото: ИНТЕРПРЕСС
От профессионалов-исполнителей ждут гражданской ответственности за облик Северной столицы. При поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга выпущено издание, объединившее «Белую», «Красную» и «Черную» книги Всемирного клуба петербуржцев. Сборник – результат многолетней работы «Круглого стола по эстетике городской среды», который ведет этот влиятельный клуб в Северной столице.
По форме – законно, по сути – никуда не годится
«Мы нашли довольно хороший способ обращения к нашей городской среде. Мы не разбираемся, что законно, что незаконно, потому что многое законное тоже никуда не годится в городе. Мы не клеймим только то, что плохо. Мы одинаково равно выделяем то, что удачно построено в городе (белая книга), то, что преступно по отношению к городской среде – это черная книга. То, что вызывает страхи, сомнения и где что-то еще можно сделать – это красная книга», – объяснил президент Всемирного клуба петербуржцев, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на ноябрьской презентации сборника в агентстве «ТАСС Северо-Запад».
Книга похвал
В «Белой книге» – более 50-ти достижений 1990–2010 годов: построек, объектов реставрации, благоустройства городской среды, новых памятников. Лавры достались Новой сцене Александринского театра, Академии танца Бориса Эйфмана на Петроградской стороне, креативному пространству «Ткачи» на Обводном канале, подземному вестибюлю станции метро «Спасская», Триумфальной арке Победы в Красном Селе, жилым комплексам, удачно вписавшимся с среду исторической застройки. Отмечены также труды, посвященные архитектурному наследию.
Книга назиданий
В «Красной книге» – 15 болевых точек, начиная от проекта почти 500-метрового «Лахта центра», строящегося в удаленной северной части города, в районе Лахтинского разлива. Выстроенный примерно до половины высоты, объект уже влияет на исторические панорамы Петербурга, просматривается и с Дворцовой набережной Невы. «Со вчерашнего-позавчерашнего дня из окон моего кабинета стало видно, как растет эта страшная башня», – отзывается о «Лахта центре» Михаил Пиотровский.
«Пока объекты не созданы, мы не можем их внести сразу в черную книгу. Когда построят этот ужас, его нужно, несомненно, вносить в черную книгу», – таково мнение Ивана Уралова, заслуженного художника России, профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Иван Уралов возглавляет экспертный совет «Круглого стола по эстетике городской среды».
В «Красной» книге также – объекты прошлых лет (плавучий фонтан, который в 2006–2009 гг. перегораживал вид на Стрелку Васильевского острова); нереализованные планы (освоения подземного пространства площади Восстания, перестройки ансамбля
Конюшенного ведомства на Мойке под апарт-отель). Здесь же – пример неоправданного и необратимого разрушения памятника архитектуры: исторического ансамбля стадиона им. Кирова архитектора Никольского, снесенного в 2006 году под разорительный долгострой «Зенит Арены».
«Зенит Арену» внесут в книгу градостроительных ошибок уже после достройки, обещает профессор Иван Уралов. «Проект стадиона был предложен одним из самых гениальных архитекторов мира, но он превратился в такое, что и смотреть страшно», – отозвался Михаил Пиотровский о несостоявшемся творении японского мастера Кисе Курокава, скончавшегося в 2007 году.
Книга-приговор
«Черная книга» – это 26 построенных объектов и свод примеров безвкусного вторжения в городскую среду. Для этой среды одинаково разрушительны и жилой комплекс «Аврора» на Пироговской набережной, и «голубятни» пешеходных переходов через Приморский проспект. Отдельным примером неуважительного отношения к исторической архитектуре идет хаос аляповатых вывесок на зданиях старого Петербурга. Эксперты пеняют на отсутствие внятной архитектурно-художественной политики города в этом вопросе.
Триумфы не одних профанов
Завершающая глава сборника – обращение Всемирного клуба петербуржцев к архитектурному сообществу Санкт-Петербурга. Защитники города подчеркивают, что «за каждым фактом бездумного разрушения памятников архитектуры, за каждой очередной архитектурной или художественной неудачей, уродующей облик исторического центра Петербурга, стоят не только лицемерная риторика властных структур, дурной вкус и чванство капитала, но и обслуживающие их заказ реальные профессионалы-исполнители».
«Нам представляется, что в ряде случаев профессиональный бойкот неразумных и популистских решений – поступок более мужественный, зрелый и дальновидный, чем увековечение своего творческого имени в качестве Герострата XXI века. Будем же вместе строги и бескомпромиссны».
А судьи кто?
Всемирный клуб петербуржцев – общественная организация с 25-летней историей. Клуб заявил о себе в дни подавления путча ГКЧП. 24 августа 1991 года в ленинградском Доме писателей состоялась его презентация – в рамках Первого Конгресса соотечественников (был созван 21–29 августа 1991 г.). Бессменный президент клуба – Михаил Пиотровский. Председатель экспертного совета – Иван Уралов.
Члены совета: ведущие представители архитектурно-градостроительного сообщества и строительного бизнеса Петербурга. Среди экспертов клуба признанные российские архитекторы, от Рафаэля Даянова до Никиты Явейна. Здесь же знаменитые искусствоведы, среди которых Маргарита Штиглиц: ведущий историк индустриальной архитектуры, профессор Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии
им. Штиглица, член президиума петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В экспертный совет не входят представители властей Северной столицы.
Шедевр конструктивизма – новая жертва
Как видим, еще не просохла типографская краска, а у авторов этого сборника уже готовы адреса для новых красных и черных книг. Один из адресов – на исторической Петроградской стороне. Как бьет тревогу профессор Маргарита Штиглиц, здесь очередной жертвой уплотнительной застройки станет шедевр конструктивизма: силовая подстанция фабрики «Красное Знамя», построенная по проекту германского архитектора Эрика Мендельсона в 1925-1926 годах.
В панораму этого памятника вторгнется жилой комплекс, названный застройщиком по имени… самого мастера: «Мендельсон».
«К сожалению, в утвержденных для квартала охранных зонах нет рекомендации по ограничению расстояний застройки, а они должны быть», – считает Маргарита Штиглиц.
Жилье появится к весне 2019 года, оно будет на 9 метров выше памятника, сейчас выстроены два этажа. По мнению экспертов Всемирного клуба петербуржцев, это будет пример того, как жилые дома «уничтожают ансамбль».
«Но переговоры с городом – простые: все по закону. Мы пытаемся говорить с владельцами», – сказал на презентации в ТАСС Михаил Пиотровский.
«Очень страшно, что буквально рядом с этим уникальным сооружением строится какое-то здание жилого назначения». Маргарита Штиглиц