История игрушек
Почти каждый бизнесмен, который начинал свое дело в конце 1980-х, проходил стадию теневого «индивидуального предпринимательства».
Сегодня те, кто остался в рядах кустарей, могут рассчитывать на официальную поддержку города по программе «Ремесленническая деятельность».
В 2016 году на программу поддержки ремесел и народных промыслов из бюджета Санкт-Петербурга было выделено 3,2 млн. руб. В Центр развития и поддержки предпринимательства поступила 21 заявка, одобрено десять заявок на сумму 2,3 млн руб.
Эпоха дефицита
Бизнес-история Елены Андреевой началась около 30 лет назад. Закончив в 1979 году Ленинградский педагогический институт им. Герцена, она, молодой учитель химии, отработала в школе три года. А дальше – четко по нынешнему совету, данному бедствующим учителям одним из высших чиновников: «если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше» – перешла работать на оборонное предприятие «Ленинец», в химлабораторию.
Не надо напоминать о том, что начало 1980-х было эпохой тотального дефицита. Товары в универмагах Ленинграда «выбрасывали», очереди за сапогами и кофточками занимали
с ночи. Химичка Лена была счастливой обладательницей вязальной машины «Нева-5». Машинку выпускало Ленинградское машиностроительное объединение им. Карла Маркса. На ней предприимчивыми заводчанами был даже связан шерстяной портрет первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Григория Васильевича Романова – к его 60-летию. Подарок, удачно отправленный в Смольный, дал зеленый свет «Неве-5» и… подхлестнул то прибыльное увлечение вязанием, которым было охвачено в Ленинграде не одно предприятие оборонной отрасли.
Так что на флагмане радиоэлектроники «Ленинец» педагог Елена Андреева нашла не только работу, но и подработку: снабжала коллег вязаными шапками, юбками и шарфиками. Вязала дома, по вечерам, а на работе сшивала готовые детали, прячась от начальства за лабораторными столами, признается сегодня Елена.
Время перестройки
Потом началась перестройка, «Ленинец» остался без заказов, зарплаты были крошечные и с большой задержкой. Лена вместе со всей страной попала в ситуацию выработки нового житейского сценария: как жить дальше в условиях трансформации? Выручило вязание – Лена нашла напарницу, которая подрядилась продавать ее продукцию.
В начале 1990-х полгорода ходило в черных вязаных шапках – так вот, изрядная их доля была произведена этим дуэтом. Разбогатев, девушки увеличили свою производственную базу: к «Неве-5» добавили «Веритас», вязальную машину производства ГДР.
– Я тогда на шапочках за выходные зарабатывала больше, чем за месяц на «Ленинце», – вспоминает Андреева. – А в 1991-м с предприятия пришлось уволиться, нашу лабораторию закрыли.
Однако этот успешный бизнес вскоре был исчерпан: с появлением в городе огромного количества аналогичного товара из Польши и Китая. После черных шапочек наступила пора цветных джурабов – толстых вязаных гольфов на кожаной подошве. Эти гольфы назывались кавказскими и прежде доставлялись на берега Невы из Прибалтики. С отделением Прибалтики от СССР рынок джурабов оказался свободным.
Кукольный бизнес
Сейчас весь дом Елены заполнен куклами – новому периоду ее бизнеса уже полтора десятка лет. В 2000 году мастерица принесла на выставку «Деловая петербурженка» всего несколько кукол, связанных на пробу, для эксперимента. Авторские куклы имели успех, с тех пор их продано более двух тысяч. При том, что, по мнению Елены Андреевой, на сувенирном рынке наблюдается кукольный переизбыток. Все работы она выполняет сама: шьет, вяжет крючком, на спицах или на машине.
– То, чем я занимаюсь, нельзя всерьез назвать бизнесом, – говорит Елена. – Я существую как индивидуальный предприниматель, плачу шесть процентов налогов по упрощенной системе налогообложения, имею доход 300 000 тысяч в год и не стремлюсь к большим деньгам. Главное в моем деле – интерес, а не деньги.
Елена уже три года выигрывает субсидии по городским программам поддержки малого бизнеса и предпринимательства. В этом году Андреева получила 80 тысяч рублей по программе «Ремесленническая деятельность», около 118 тысяч рублей субсидии последовало за участие в петербургской Рождественской ярмарке прошлого года.
Накануне новой Рождественской ярмарки ждут своего выхода в свет из ее квартиры куклы, ангелы, домовые, бабки-ежки и прочая нечисть, а также петухи – символ наступающего года.
– Рождественская ярмарка – основное место реализации. Что не продастся на ярмарке, будет отправлено в сувенирные салоны. Потом придет Масленичная неделя, когда люди тоже покупают сувениры, – расписывает Елена свой деловой календарь, ныне формируемый праздничными датами.
Узнать ее изделия можно по бирке «Made for you by Lena Andreeva»: «Сделано для вас Леной Андреевой».