«Не понимаем, откуда деньги»
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: Вы за ним следите? Вы в нем участвуете? Какие положения бюджета-2017 вызывают у вас критику? Об этом «Бизнес Дневник» расспросил представителей бизнес-сообщества города.
«Я знаю, что сейчас принимается городской бюджет на 2017 год, но также хорошо знаю, что не могу повлиять на то, каким будет этот документ. Тем более, что я плохо понимаю, как он работает.
У каждого предприятия тоже есть свой бюджет, но он разрабатывается совсем не так, как городской. Ни один управляющий бизнесом топ-менеджер, как правило, никогда не будет принимать для своей компании дефицитный бюджет.
Дефицит бюджета, который принимается в Петербурге на будущий год, составляет 65 млрд рублей. Это – рекордный уровень. Громадные деньги, и я не понимаю, откуда они потом возьмутся. Будут увеличивать налоги, акцизы, НДС, кадастровую стоимость недвижимого имущества, придумают еще какие-нибудь сборы? Рассчитывают на федеральную помощь? Скорее всего, бюджет просто будут секвестрировать. В любом случае, бизнес так не работает, поэтому мне лично все равно, что будет в городском бюджете прописано и для чего: все равно всё не исполнят. Наше предприятие налоги платит исправно, а то, куда они уходят, я, к сожалению, контролировать не могу.
Из бюджета Петербурга каждый год выделяются средства на поддержку малого бизнеса, и на 2017 год такая статья расходов тоже запланирована. Замечательно, что город помогает предпринимателям, но вместе с тем я считаю неправильным тот факт, что огромная часть средств направляется из бюджета на создание и финансирование все новых и новых организаций по поддержке малого бизнеса, новых подразделений. Сейчас таких организаций в городе уже больше ста. Для такого города как Петербург – это слишком много.
Думаю, было бы правильнее, если бы власть активно привлекала представителей петербургского бизнес-сообщества к обсуждению принимаемого бюджета, интересовалась, какая именно помощь необходима этому сектору. Если городские власти действительно хотят, чтобы она была такой, как нужно малому бизнесу, без диалога с предпринимателями не обойтись. Благодаря такой совместной работе бюджет будет планироваться и тратиться более разумно, а поддержка малого бизнеса станет эффективнее.
Раньше, когда я занимался реставрацией, всегда следил за тем, как принимается городской бюджет. В последнее время уделяю этому намного меньше внимания, но все же стараюсь быть в курсе дел.
В частности, я отметил, что запланированные расходы бюджета с 491,6 млрд рублей в 2016 году выросли до 535 млрд рублей в 2017-м. Что касается доходов, то в бюджете на 2016 год они составляли 432 млрд рублей, а в 2017-м запланированы в размере 470,6 млрд рублей. Мне непонятно, за счет чего в нынешней экономической ситуации увеличатся доходы, а также – почему принимается возросшая сумма расходов.
Кроме того, я не уверен, что запланированные в бюджете средства расходуются эффективно. Например, в бюджете на следующий год на уборку улиц запланирована немаленькая сумма в 7,1 млрд рублей. Но, наблюдая в течение недели сугробы на крышах домов и тротуарах и толстый слой снега на проезжей части, начинаешь задумываться о судьбе этих средств.
Что касается вовлеченности городского предпринимательства в обсуждение принимаемого бюджета, то я вообще не знаю о такой возможности.
Городской бюджет – это открытый документ, все желающие в любое время могут с ним ознакомиться. Другое дело, что, по моим наблюдениям, на практике представители предпринимательского сообщества мало интересуются принимаемым бюджетом. Возможно, потому, что в городе нет практики активного привлечения бизнеса к обсуждению этого документа. Во всяком случае, мне о таких обсуждениях ничего не известно.
В то же время в Петербурге есть немалое число предпринимателей, работа которых связана с выполнением государственных контрактов, городского заказа. Для таких участников бизнес-сообщества действительно очень важны параметры принимаемого бюджета, объемы выделяемых средств, потому что от них напрямую зависит стоимость и количество заказов, которые будут разыгрываться на торгах.