«Ленфильм» в предчувствии… космоса
В год российского кино одна из первых «фабрик грез» России пытается найти свое место в современной киноиндустрии. Славное прошлое и трудное настоящее, а каким видится будущее? Об этом петербургский журналист Анатолий АГРАФЕНИН беседует с генеральным директором киностудии «Ленфильм» Эдуардом ПИЧУГИНЫМ.
Эдуард Пичугин
Закончил Военно-космическую академию им. Можайского; юридический факультет Санкт-Петербургского университета МВД РФ; Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. С 1999 г. занимался кинопрокатом. Основатель федеральных киносетей «Кронверк Синема» и «КИНО СИТИ». С октября 2012 г. – генеральный директор ОАО «Ленфильм».
А.А.: Эдуард Анатольевич, вы пришли на «Ленфильм», когда от былой славы практически ничего не осталось. Но вы согласились стать директором…
Э.П.: Накануне моего прихода, в 2011 году, Роскомимущество как единственный акционер «Ленфильма» провело аудиторскую проверку. Выводы проверки звучали приговором: киностудия из-за износа основных фондов и устаревшего оборудования больше не может заниматься кинопроизводством.
В начале 2000-х обсуждалась идея приватизации отечест-
венных киностудий. Строились радужные перспективы. Считалось, что частный капитал поднимет наш кинематограф на небывалую высоту. В 2004 году «Ленфильм» решением на правительственном уровне преобразовали в открытое акционерное общество со 100-процентным государственным капиталом: с тем, чтобы в дальнейшем его акции мог выкупить заинтересованный бизнес. Одновременно, чтобы фильмы из так называемой «золотой коллекции» «Ленфильма» не попали в частные руки, их отделили от ОАО и передали государственной структуре – Госфильмофонду. На тот момент решение логичное, но породившее серьезные проблемы сегодня.
Впрочем, приватизация так и не состоялась. Потенциальные инвесторы с интересом поглядывали на ленфильмовские 4 га
и 70 тысяч квадратных метров различных площадей в центре города, но ни о каком кинопроизводстве не помышляли. Самым лакомым во всем ОАО оказались не бренд киностудии, не ее история, не традиции, а недвижимость на Петроградской стороне.
В 2011 году режиссеры Алексей Герман-старший и Александр Сокуров обратились к Владимиру Путину, в то время премьер-министру страны. Авторитет и аргументы мастеров сыграли решающую роль. Премьер дал поручение еще раз изучить вопрос целесообразности приватизации киностудии.
В сентябре 2012 года в Москве Министерство культуры организовало публичное обсуждение концепции развития «Ленфильма». Рассматривались два проекта. Один из них представила моя команда. А поскольку именно ее концепция была принята в качестве рабочей, я стал генеральным директором киностудии. Председателем совета директоров киностудии был назначен кинорежиссер Федор Бондарчук.
Безусловно, у меня были сомнения насчет себя. Но мне позвонил Алексей Герман-старший. Он уже болел и лежал в больнице, поэтому не присутствовал на слушаниях в Москве. Он сказал мне: «Если ты не согласишься стать директором «Ленфильма», то будешь жабой». И повесил трубку…
А.А.: Прошло уже более четырех лет. Оказалась ли жизненной ваша концепция?
Э.П.: Всем было очевидно, что без технического перевооружения мечтать о возрождении студии бесполезно. Капремонт помещений и закупка оборудования – вот главные затраты, на которые требовались инвестиции. По нашим расчетам получилось 1 млрд 530 млн рублей. Государство пошло на беспрецедентный шаг: под гарантии правительства банк ВТБ предоставил нам кредит на десять лет. Но деньги выделялись не единовременно, а по мере подготовки контрактов на закупку оборудования и договоров на выполнение конкретных работ. Затем вмешался кризис. Несколько раз банк замораживал выборку средств. Но важно, что, начав модернизацию, мы действовали без промедления. Все контракты на оборудование заключены еще по докризисным ценам.
А.А.: «Ленфильм» ведет свою историю с 1914 года. В первые советские годы киностудию официально называли кинофабрикой. Это слово сегодня снова стало часто употребляться…
Э.П.: Совершенно верно. Киностудия обязана преж-де всего заниматься съемкой фильмов. Неважно, чьи это картины: свои или других компаний. С первых дней мы должны были обеспечить работу наших цехов, кинопроизводства. Обновляемый «Ленфильм» стал привлекателен для кинокомпаний. За три с лишним года мы оказали услуги 160-ти проектам различных киностудий. Зрители сами могут заметить, как много сейчас появилось кинокартин, действие которых разворачивается в Петербурге.
Один из самых дорогостоящих проектов «Первого канала» сериал «Великая» использовал наши костюмы, работал в наших павильонах, где силами специалистов «Ленфильма» были воссозданы дворцовые интерьеры. Павильоны и костюмы арендовали проекты «БатальонЪ», «28 панфиловцев», «Дуэлянт», «Матильда», сериал Би-би-си «Война и мир». Коллекция исторического реквизита «Ленфильма» составляет около 130 тысяч единиц хранения. Если говорить о костюмах XVIII – начала XX вв., то мы обладаем богатейшим собранием в Европе.
А.А.: Да, но как обстоят дела с картинами собственного производства, с маркой «Ленфильма»?
Э.П.: С 2013 года «Ленфильм» выпускает одну за другой и собственные картины. Уже вышли на экраны исторический детектив «Контрибуция» режиссера Сергея Снежкина, комедия «Развод по собственному желанию» Ильи Северова, киноальманах «Петербург. Только по любви». Готовятся к прокату фильм режиссера-дебютанта Ксении Баскаковой «Птица», фильм-сказка «Самый рыжий лис» Александры Стреляной, «Блок А» Александра Касаткина. В следующем году готовим к запуску еще несколько картин.
На две из них – «Слухач» и «Свадебное путешествие» –
мы получили поддержку Министерства культуры.
А.А.: Какие первоочередные задачи «Ленфильм» ставит перед собой в ближайшем будущем?
Э.П.: Первоочередное для нас – возвращение «золотой коллекции» «Ленфильма»». Это полторы тысячи картин, созданных до 2003 года. Продажа прав на показ этих фильмов телеканалам приносит неплохой доход, и мы рассчитывали на него, разрабатывая нашу концепцию модернизации.
В июне этого года на «Ленфильме» побывал президент России. Ознакомившись с преобразованиями, он оставил запись в книге почетных гостей: «Поздравляю с началом новой жизни «Ленфильма». В. В. Путин. 20.06.2016».
8 августа президент дал поручение правительству остановить процесс приватизации киностудий. «Ленфильм», де-факто являясь государственной киностудией, должен стать государственной киностудией и де-юре. Мы ожидаем до конца года правительственных решений, подтверждающих этот статус. В этой ситуации не будет препятствий для возвращения «золотой коллекции».
Есть тут и еще один нюанс. Ленфильмовские ленты идут по телеканалам чуть не ежедневно. Но заметьте: одни и те же! Проблема в том, что оцифрована лишь небольшая часть коллекции, и только эти фильмы сейчас показывают на телеэкране. Как только «Ленфильм» вернет свою коллекцию, мы постепенно оцифруем фильмы и зрители снова смогут их увидеть.
А.А.: Сегодня много говорят о том, что оте-
чественное кино мало представлено в кино-
прокате. В конце 1990-х – начале 2000-х фильмов снималось мало. Но теперь картины выходят одна за другой. Как им обеспечить путь к зрителям?
Э.П.: В СССР было 15 тысяч кинотеатров, сегодня в России чуть больше 1200. Во многих городах с населением до ста тысяч человек их вообще нет. Чтобы возродить этот бизнес, требуются огромные инвестиции. Дело не в том, что люди не хотят ходить в кино. Люди-то как раз хотят. Но покупка и доставка кинокопий требует огромных затрат, которые часто не окупаются.
Поэтому «Ленфильм» совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием «Морсвязьспутник» начал реализацию национального проекта по оснащению в ближайшие 3–5 лет тысячи кинотеатров специальным оборудованием по доставке киноконтента через спутниковые каналы связи. Эта уникальная технология позволит через космос передавать в отдаленные уголки страны новейшие отечественные фильмы в электронном формате, что исключает очень многие дорогостоящие затраты. Этот проект – настоящая революция в кинопрокате. Я убежден, что он вернет наши фильмы на массовые экраны.
А.А.: Сейчас «Ленфильм» возвращается в культурное пространство Петербурга. Сюда идут на экскурсии, на выставки…
Э.П.: В прошлом киностудия, как многие предприятия города, была закрыта для посторонних. А интерес к таинству создания фильмов, желание прикоснуться к реликвиям, знакомым нам по кинокартинам с детства, есть у многих. Поэтому год назад мы открыли киноцентр «Ленфильм». Здесь мы развернули большое выставочное пространство с экспозицией, рассказывающей об истории «Ленфильма» и кино. Ежедневно на «Ленфильме» проходят десятки экскурсий. В Ночь музеев – общегородской акции, состоявшейся в конце мая нынешнего года – «Ленфильм» стал одной из самых посещаемых площадок.
Особо хочу подчеркнуть, что во многих проектах нам оказывает огромную поддержку правительство города. Сегодня совместно с городом мы планируем новые проекты. Уже обнародованы планы о создании филиала «Ленфильма» в Кронштадте, идет проработка проекта «Ленфильм-парка», который станет частью большого бизнес-кластера между Пулково и конгрессно-выставочным центром «Экспофорум»… Главное, сегодня определилась судьба «Ленфильма». Он возрождается.