ЗАРАБОТАТЬ НА ЧУЖОМ УСПЕХЕ
ПО ЭКСПЕРТНЫМ ОЦЕНКАМ, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 80% ВСЕХ РОССИЙСКИХ ФРАНЧАЙЗЕРОВ НАХОДЯТСЯ В МОСКВЕ И ПЕТЕРБУРГЕ. ИМЕННО В КРУПНЫХ ГОРОДАХ СОСРЕДОТОЧЕНЫ И ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ, И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ. ДА И ОБЪЕМ РЫНКА ФОРМИРУЕТ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ. КОГДА ЖЕ СТАНОВИТСЯ ТЕСНО В СТОЛИЦАХ, БИЗНЕС ВСПОМИНАЕТ О ПРОВИНЦИИ – С ЕЕ ПОТЕНЦИАЛОМ И ОТСУТСТВИЕМ КОНКУРЕНЦИИ.
Петербург для «своих» и…
«В Москве локализована большая часть представительств зарубежных франшиз: Subway, Tom Tailor, Gold’s Gym. А в Петербурге базируется в основном бизнес “отечественного производства”, который в процессе развития переходит к франчайзинговой бизнес-модели, – говорит Альберт Хамзин, коммерческий директор бизнес-портала «Бибосс». – В нашем рейтинге топ-100 франшиз – более 15 петербургских компаний. Активно развиваются образовательное, туристическое, медицинское направления, рекламный и производственный бизнес, а также аутсорс персонала».
Петербург (наравне с Казанью и Новосибирском) становится центром развития отечественного бизнеса по франчайзинговым схемам. К примеру, из 220 магазинов (и точек выдачи) интернет-ритейлера электроинструментов «220 вольт» в Петербурге расположено 66 – остальные раскиданы по регионам России, Белоруссии и Казахстана.
«Безусловно, франчайзингу в Петербурге есть куда расти: во-первых, это связано с консолидацией рынка, которая в отрасли частной лабораторной диагностики особенно заметна. Потребители все чаще выбирают крупные проверенные бренды, и мелкие игроки уходят с рынка, не выдерживая конкуренции, – комментирует Дарья Горякина, заместитель генерального директора по коммерции и операционным вопросам «Лабораторной службы Хеликс». – Второй фактор – снижение покупательской способности и, наоборот, удорожание текущих статей затрат малого бизнеса, связанное с ростом курса бивалютной корзины. В такой экономической ситуации малому бизнесу сложно держаться на плаву, в то время как крупные игроки могут минимизировать свои затраты за счет “эффекта масштаба”: чем больше, к примеру, исследований выполняет лаборатория, тем ниже их себестоимость».
… для «посторонних»
Один из наиболее распространенных рисков франчайзинговых схем – наличие региональных особенностей. Действительно, не то что в разных странах, а в разных городах у жителей и разный менталитет, и разная покупательная способность, и разные потребительские традиции. Собственно, профессионализм франчайзера заключается в том, чтобы создать, с одной стороны, единую схему работы бизнеса, с другой – учесть особенности локальных рынков.
Законы бизнеса жестоки, и те, кто не смог или не захотел этого сделать, вынуждены с рынка уходить. Так, буквально только что из Петербурга ушла сеть магазинов Германа Стерлигова «Хлеб и соль». Причиной стали не публичные скандалы (одиозный предприниматель, наоборот, таким образом делал своим магазинам дополнительную рекламу). Официально договор расторгли из-за разногласий между франчайзером (держателем франшизы) и франчайзи (ее покупателем и представителем). При этом, по экспертным оценкам, причина была в заоблачных ценах и отсутствии в Петербурге необходимого количества очень богатых покупателей.
Неудачи одних не останавливают других. Сейчас на рынок петербургских барбершопов выходит сеть Black Star, принадлежащая Тимуру Юнусову (рэперу Тимати). Но тут стоит отметить, что выходит она, в отличие от «Хлеба и соли», на уже состоявшийся и раскрученный «чисто петербургский» рынок услуг модных брадобреев-хипстеров. Кроме того, параллельно с Петербургом Black Star стартует в 11 крупных городах, включая Берлин, Мюнхен и Милан. Да и сама сеть уже достаточно популярна: по данным агентства РБК, ежегодная выручка бизнес-империи Black Star превышает 1 млрд руб.
А кого-то не останавливают и собственные неудачи. К примеру, второй раз пытается выйти на петербургский рынок Tutti Frutti Frozen Yogurt. В 2016 году, через год после открытия, сети пришлось закрыть единственное франчайзинговое кафе в Петербурге и отложить планы по открытию пяти новых точек (намеченному на 2017 год). За прошедшее время компания попыталась учесть свои просчеты и различия между торговыми центрами Петербурга и Москвы (под формат которых рассчитана сеть).
В этом году, помимо собственно кафе замороженных йогуртов Tutti Frutti, на берегах Невы сеть планирует открыть бар FreshUP – с соками, смузи и салатами. Инвестиции в йогурты составят 6–8 млн руб., а в смузи – 1,8 млн руб. Срок окупаемости – до 2,5 лет. Любопытно, что на этот раз сеть входит в раскрученный сегмент рынка: в Петербурге работает собственная сеть фреш-баров «Ешь Фреш», которая, кстати, тоже развивается по франчайзинговой схеме.
Бизнес в регионах
«Мы создавали развивающий центр для своих собственных детей, поэтому делали все от души. И только после того, как убедились в том, что это не только хорошо работает, но и приносит деньги, открыли второй центр. А затем третий и четвертый. В 2009 году на нашем сайте стали появляться вопросы: “Как купить вашу франшизу?” Тогда мы подумали: а почему бы и нет? И начали описывать все бизнес-процессы. Это заняло почти два года, – рассказывает Ольга Лебедева, генеральный директор компании «Крошка Ру». – По итогам 2015 года франшиза наших детских центров вошла в десятку самых успешных российских франшиз. В итоге “Крошка Ру” за 16 лет открыла 54 центра раннего развития для детей 1–7 лет в России и Казахстане».
Такую (или очень похожую) «бизнес-стори» может рассказать подавляющее большинство франчайзеров. При этом регионы, в которые приходит «стандартизированный» бизнес, от этого, как правило, только выигрывают. «В Петербурге и Ленинградской области открыто 108 диагностических центров “Хеликс”, 92 из них – с франчайзи-партнерами. Отдельно можно отметить тенденцию популяризации франчайзинга в малых городах Северо-Запада. Если ранее лидером развития франшизы был Петербург, то сейчас большой спрос на франшизу в городах с населением до 200 тысяч человек, – поясняет Дарья Горякина. – Мы недавно стали партнером телемедицинского проекта “Онлайн Доктор”, благодаря которому жители удаленных поселений могут получить онлайн-консультацию высококвалифицированных специалистов из столичных клиник. Таким образом, франчайзи из небольших населенных пунктов могут предлагать своим клиентам сервис, запуск которого собственными силами потребовал бы от них значительных вложений, усилий и времени, а для некоторых – с учетом локальных особенностей – был бы в принципе невозможен».
А вот «обратный путь» – создание франчайзинговых схем в регионах и их распространение на города-миллионники – сегодня редкость. «Сложно развивать франчайзинг в регионах, поскольку для этого требуются профессионалы высочайшего класса (маркетологи, IT-специалисты, обучающие тренеры, аналитики). Это дорогостоящие кадры, которые, набрав достаточно опыта и знаний, устремляются в столицу, – объясняет ситуацию Альберт Хамзин. – Да, есть франшизы родом из Рязани, Ижевска, Саратова, Анапы, Курска и других городов. Но это единичные случаи, которые больше демонстрируют превосходные личные качества владельцев этих компаний, чем общую обстановку в регионе».