ПРИКЛЮЧЕНИЯ ФРАНШИЗЫ В РОССИИ
КОЛИЧЕСТВО ФРАНШИЗ В МИРЕ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ВПЕЧАТЛЯЕТ: ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ПО ФРАНЧАЙЗИНГУ (WFC) ПРОВОДИТ ПОСТОЯННЫЕ ПЕРЕПИСИ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОСЛЕДНЕЙ, ИХ НАСЧИТЫВАЕТСЯ ОКОЛО 1 312 210. В РОССИИ ЗАКЛЮЧИТЬ ТАКОЙ ДОГОВОР МОЖНО ПРИМЕРНО С 1 500 ФИРМАМИ, И ИХ ЧИСЛО ПОСТОЯННО РАСТЕТ.
В сентябре прошла Первая Всероссийская конференция «Франчайзинг в России: драйвер развития экономики территорий», на которую приехали представители 45 регионов страны. Корреспондент «Бизнес Дневника» собрал мнения участников.
Мировая практика
Лидером в организации этого бизнеса считаются США: именно там, еще в конце XIX века, возникла сама концепция работы от имени бренда. Позднее к этому пришли и в странах Европы. Какие же сферы деятельности в итоге получили наибольшее распространение в мире? Эксперты оценивают соотношение франшизных предприятий следующим образом:
- 53% – фастфуд;
- 14% – гостиничный бизнес;
- 11% – рестораны;
- 8% – услуги;
- 6% – розничная торговля.
По информации Европейской Федерации франчайзинга, наиболее развитыми в этом отношении странами считаются Великобритания, Германия, Италия, Франция и Испания. Они же и являются основными «поставщиками франшиз» в другие государства – их доля составляет 70% партнерского бизнеса. Лидером по числу «бизнесов на вынос» считается Франция: здесь действуют около 11 800 франшиз.
А самой крупной франчайзинговой сетью называют SubWay, которая имеет партнерские филиалы более чем в 112 странах. Второй по популярности считается McDonald’s. В последнее время в России, как и за рубежом, активно развивается сеть магазинов Fix Price, продающая товары по низкой цене: ее быстрая окупаемость обеспечила стабильный приток новых франчайзи.
От чего зависит успех?
На заре появления франшиз в России приток клиентов обеспечивала популярность торговой марки. Однако сегодня этот тренд постепенно сходит на нет.
«Если раньше ключевым фактором успеха являлась известность бренда, – говорит Алексей Каранюк, директор по стратегии Jeffreys, – то сейчас, с “развитием” потребителя, от франчайзера требуется качественная поддержка: обучение персонала, своевременные поставки сырья и оборудования по адекватным ценам и закрытие проблем как с поиском, так и ремонтом помещения. Без этого невозможно дать такой продукт и сервис, которые не уничтожают бизнес-модель франчайзи».
Чтобы открыть приносящее прибыль партнерское предприятие, в первую очередь требуется выяснить емкость рынка и определиться с направлением деятельности. По мнению Алексея Каранюка, в настоящее время растут два сегмента франшиз: с большой емкостью рынка и высокой фрагментацией (общественное питание, одежда, ритейл) и тот, где существующие потребности плохо покрываются как бизнесом, так и государством (логистика, образование, в особенности детское, обслуживание пенсионеров, все, что связано с животными, медицинское обслуживание).
С чего начинается франшиза?
Эксперты рекомендуют после предварительной оценки емкости рынка начать с поиска сильного франчайзи, способного грамотно помочь выстроить производственный процесс. Далее стоит «вычислить» конкурентов и выявить потребности целевой аудитории.
Начинать работу с партнером следует с составления бизнес-плана. В этом процессе должен обязательно принять участие владелец бренда или его непосредственные представители, ведь важно, чтобы основная стратегия не противоречила политике головной фирмы. В свою очередь, покупателю франшизы тоже не стоит стоять в стороне: ему нужно изучить регион, где будет открыта точка, познакомиться с потребностями рынка и особенностями менталитета местного населения. Главная трудность в открытии «брендового» предприятия заключается в реальной оценке потребностей населения на фоне уже действующих компаний.
Особенности национального франчайзинга
Российская ассоциация франчайзинга отмечает, что наиболее развитыми сферами франчайзингового бизнеса в нашей стране являются непродовольственная торговля и организация ресторанов быстрого питания. Подтверждает это и Ирина Литвиненко, руководитель департамента франчайзинга Суши Wok: «Рынок общепита в России по-прежнему привлекателен для инвестирования. Если говорить о трендах в плане интереса к различным направлениям, то стабильно востребованным является сегмент take-away».
А что еще вызывает интерес? «Сфера услуг в целом становится более популярной среди начинающих предпринимателей, в особенности рынок частной медицины, который отличается высокой “кризисоустойчивостью”, – рассказывает Дарья Горякина, заместитель генерального директора по коммерции и оперативным вопросам «Лабораторной службы Хеликс». – В текущих экономических условиях, когда покупательская активность в целом снижается, отрасль лабораторной диагностики, в частности, остается одной из немногих, которые продолжают демонстрировать рост. В связи со снижением уровня доступности лабораторных услуг по ОМС в государственных медицинских учреждениях потребители все чаще обращаются в частные лаборатории – за качеством, высоким уровнем сервиса, скоростью выполнения исследований».
Остается в тренде и сфера товаров и услуг для детей, в том числе организация досуговых и образовательных центров. «Есть хорошие образовательные франшизы, где продается скорее не право пользования брендом, а программа обучения и технологии, – говорит Сергей Жвакин, управляющий партнер «Шахматной Школы № 1». – Сейчас на подъеме детские развлекательные центры нового формата, без электронных устройств».
Набирает популярность и социальная сфера – благодаря поддержке со стороны фондов и властей субъектов РФ. При этом около 70% франчайзи работают в регионах, хотя изначально лидерами считались Москва и Санкт-Петербург.
Однако просто открыть франшизу мало. Необходимо также вывести ее на окупаемость. По оценкам экспертов, 5% предприятий, работающих по партнерскому договору, закрываются уже в первый год работы. Иногда это происходит по вине самого держателя бренда, но в большинстве случаев причиной ликвидации становится недостаточная изученность рынка. Наиболее «недолговечными» в России оказались импортные франшизы по продаже одежды, такие как New Look, River Island, American Eagle. Это обусловлено неверным позиционированием брендов: российский покупатель просто не понимал преимуществ марки и, соответственно, не желал платить высокую цену за представленные товары.
Правовые нормы
До сих пор понятие «франчайзинг» в нормативных актах РФ отсутствует. Вместо него используется термин «коммерческая концессия». «“Франчайзинговые договоры” переквалифицируются судами в договоры коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ ч. 2 гл. 54 “Коммерческая концессия”), или в лицензионный договор (ст. 1235 ГК РФ ч. 4), или т.н. комплексный договор, включающий в себя различные договора (лицензионный, услужный, поставки, купли-продажи и т.п.)», – рассказывает Андрей Попов, аналитик компании «Сабвэй Россия». Действительно, фирмы, работающие в рамках франшизы, могут заключать три типа соглашений: договор коммерческой концессии, лицензионный договор и договор разового оказания услуг.
При этом наиболее защищены франчайзи, работающие в рамках коммерческой концессии. Такой договор подразумевает регистрацию торгового знака в Роспатенте, что является гарантией ответственности создателя франшизы.
Надежда Рузавина, старший юрисконсульт компании Alta Via, советует при заключении договора франчайзи убедиться в реальности существования контрагента. Сделать это можно бесплатно, с помощью сервиса http://egrul.nalog.ru, а также демоверсии сервиса «Контур-Фокус». Далее стоит запросить у контрагента копии следующих документов: устава организации, свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для ИП – о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), свидетельства о постановке на налоговый учет, документов, подтверждающих полномочия представителей, справки из инспекции ФНС о своевременной уплате налогов. Подобные меры предосторожности помогут выявить мошенников и избежать краха молодого бизнеса.
Дарья Горякина, заместитель генерального директора по коммерции и оперативным вопросам «Лабораторной службы Хеликс», добавляет: «Важно убедиться, что компания-франчайзер берет на себя обязательство по регистрации контракта коммерческой концессии в Роспатенте. Это гарантирует вам юридическую защиту в случае возникновения конфликтов, которые не удается решить в процессе переговоров. По данным РАФ, на сегодняшний день в нашей стране лишь 5% франчайзеров регистрируют договоры должным образом. Заинтересованность в регистрации договора проявляют, как правило, надежные франчайзеры, дорожащие своей репутацией. Подписывая незарегистрированный договор, вы сильно рискуете остаться без бизнеса, поскольку такой документ не имеет никакой юридической силы, и франшиза в любой момент может быть отозвана».
Куда выгоднее вкладывать
Четыре франчайзинговых предприятия из пятерки лидеров, по данным РБК (Nokian Tyres, Baskin Robbins, SubWay, Cinnabon, KFC), относятся именно к сфере питания.
Однако зачастую международные бренды требуют больших инвестиций, поэтому запустить такой бизнес достаточно сложно. А что есть на рынке отечественного франчайзинга, который также стремительно развивается? Согласно рейтингу РБК, самыми популярными франшизами России (по числу заключенных контрактов с партнерами в 2017 году) стали:
- «Додо Пицца» – ресторан быстрого питания;
- «Гемотест» – лаборатория анализов;
- «Бегемот» – детские товары;
- «Чебаркульская птица» – агрохолдинг;
- «220 вольт» – магазин электроинструментов;
- «Сибирская заправка» – АЗС;
- «Вилгуд» – автосервис;
- «Хеликс» – лаборатория анализов;
- «Национальный кредит» – микрофинансовая организация;
- «Суши Шоп» – магазин продуктов для блюд японской кухни.
Но самая масштабная франчайзинговая сеть России принадлежит компании 1С. Она буквально стоит вне этого рейтинга: только за 2017 год было зарегистрировано 698 контрактов. Такой успех обусловлен популярностью самого продукта.
Кристина Рудич