На пути к новому рассвету. Обозреватель Дмитрий Солонников о трендах мирового газового рынка

Фото: https://t.me/gazprom
30 сентября «Газпром» обновил исторический рекорд суточных поставок газа потребителям из Единой системы газоснабжения России — 1 млрд куб. м газа. Рост потребления газа связан с резким похолоданием и началом отопительного сезона во многих регионах страны, сообщается в телеграм-канале компании. 3 октября он официально начался и в Санкт-Петербурге. А 7 октября в Северной столице открылся Международный Газовый форум — крупнейшее мировое событие в нефтегазовой отрасли. И старт подачи тепла, и работа форума дают повод поговорить о процессах на газовом фронте, которые в этом году тесно связаны с геополитическими событиями. Процессы и тренды анализирует в октябрьском номере делового журнала “Бизнес Дневник” обозреватель Дмитрий Солонников.
Начнем с того, что начала меняться вся мировая энергетическая парадигма. Уже на официальном, а не маргинальном, как ранее, уровне выходят публикации, отрицающие влияние деятельности человека на идущее потепление. Чей взнос в выбросы парниковых газов — это проценты на общем фоне, а к выходу на поверхность подземного тепла и росту солнечной активности вообще нет никакого отношения. И вот в крупнейшей мировой экономике, в США, начался отказ от зеленой повестки и обнуление субсидий на развитие альтернативных источников энергии. Это про как бы независимую науку.
А еще технологии. И тут два тренда. Во-первых, эффективность этих самых альтернативных источников энергии оказалась далека от обещанной. Во-вторых, бум развития Искусственного Интеллекта вылился в строительство дата-центров, потребляющих много электричества. И вот уже в ряде штатов стоимость киловатт/часа выросла в десять-пятнадцать раз. И это не предел. Все вместе возрождает интерес к традиционным видам топлива — и, прежде всего, к газу, подстегивая мировой спрос. Так что его цена бодро устремилась бы вверх по параболе, но тут вмешались другие тенденции.
Наложение двух факторов
В результате непреходящих четвертый год санкционных войн, а также объявленного в этом году Белым домом мирового тарифного противостояния, мировая экономика находится далеко не в лучшем состоянии. Где-то уже в полноценной рецессии, где-то в ее ожидании со дня на день, что традиционно должно бы привести к падению цен на энергоносители. Но в этом году они достаточно стабильны, что есть следствие наложения двух факторов: один работает на повышение цены, второй на снижение. В итоге — некое равновесие. Но это очень нестабильно. Перекос может случиться в любой момент и в любую сторону. Чему способствуют начинающиеся и быстро заканчивающиеся военные конфликты. Вот реанимация противостояния Индии и Пакистана, с ожиданием реальных больших боевых действий и чуть ли не применения ядерного оружия. Как следствие — медвежий рынок. Вот начало ударов по Ирану, ожидание перекрытия Ормузского пролива и всего трафика из Персидского залива. Как следствие — бычий рынок. Но поиграли и хватит. Все быстро возвращается на круги своя, до появления нового черного аиста из-за горизонта.
Разнонаправленные тенденции
Такие же разнонаправленные сигналы характерны и для российских производителей газа. С одной стороны, первое полугодие 2025 года «Газпром» завершил с чистым убытком по российским стандартам в размере 10,765 млрд рублей. Как бы плохо, но это в 45 раз меньше, чем годом ранее. Тогда за 6 месяцев 2024 года убыток составил 480,641 млрд рублей.
С другой стороны, в августе был установлен новый абсолютный исторический рекорд летних суточных поставок газа в рамках Единой системы газоснабжения России.
Идея, что внутреннее потребление должно как-то помочь компенсировать негативные тенденции на внешнем фоне, не нова, но на нее тоже стоит обратить внимание. А теперь отношения с партнерами по бывшему Советскому Союзу, и по нынешним БРИКС и ШОС.
Из последних наиболее интересны контракты с Китаем и Индией. И здесь тоже — как американские горки. То взлет поставок в ожидании новых тарифов из Вашингтона, то приостановка закупок после угроз немедленного их введения, то демонстрация своей геополитической субъектности, отказ подчиняться давлению из-за океана и возвращение к прагматичному сотрудничеству с Россией. Не быстро, но развивается газовое партнерство с Пакистаном. С правительством Монголии «Газпром» подписал меморандум о сотрудничестве. С Ираном достигнуто соглашение о поставках газа из России через Азербайджан уже в текущем году по существующей инфраструктуре. И здесь мы плавно переходим к ситуации в СНГ.
Азербайджан в российских энергоносителях не нуждается, так как сам поставляет их на экспорт, плюс через него проходит коридор Север-Юг из России в Иран. И обострившаяся летом ситуация с Баку накладывает свой отпечаток на контакты Москвы и Тегерана.
Гораздо больше проблем с Молдавией, чей президент железной рукой ведет страну в объятия коллективного Запада. Под ее руководством страна столкнулась с жестким энергетическим кризисом, в результате чего правительство запустило процесс национализации стратегических энергетических предприятий. Русофобская позиция здесь не новость, и она четко отражается и на бывших ранее совместных газовых проектах.
Сложности есть и с Арменией, идущей по тому же пути евроинтеграции: ее парламент принял законы, позволяющие национализировать организации энергетического сектора. И вот уже вице-премьер России Алексей Оверчук посещает Ереван, где обсуждает энергетические вопросы. А через два дня после его отъезда подача природного газа из России в Армению останавливается. Как сообщалось, временно — из-за проведения аварийно-восстановительных работ на территории Грузии. Но временное может быть как предупреждением на будущее, так и началом постоянного. Мы же все помним: «А не будут брать, отключим газ…»
Вместо заключения
Газовый вопрос — как отражение неопределенности во всей международной политике. Где-то нужно переждать. Кстати, для недружественной Европы Россия все равно остается третьим по объемам газовым поставщиком. И там ждут. Вот и губернатор Санкт-Петербурга говорит, что сейчас город развивается без помощи «Газпрома», скорее наоборот, сам энергетический гигант нуждается в городской поддержке. Но это временно. Нужно пережить нынешнее смутное время. А в том, что за ним наступит новый рассвет и новое развитие, сомнений нет.
Дмитрий Солонников, обозреватель