Большинство санаториев устарели и нуждаются в реновации. Идеолог и основатель курорта «Первая Линия» – о трендах развития отрасли в России
Санаторно-курортная отрасль России нуждается в реновации, уверена идеолог и основатель курорта «Первая Линия» Мария Грудина. О настоящем и будущем оздоровления, о том, что такое ментальный wellness и какое влияние он оказывает на состояние здоровья человека и почему врачам нужно обучаться коучингу, Мария рассказала в интервью журналу “Бизнес Дневник”.
– В каком состоянии санаторно-курортная отрасль страны подошла к настоящему моменту и что ее ждет дальше в новом контексте?
– В России существует огромная инфраструктура, которая превентивно заботится о здоровье человека, – более 1700 санаториев. Однако большинство из них устарели, нуждаются в реновации – не только технической, но и идеологической. Медицинских курортов, которые отвечают высоким стандартам потребительских ожиданий, – 28 на всю страну. Номерной фонд премиальных санаториев в России, по данным на 2021 год, составлял 3 тысячи номеров.
Если говорить глобально, то санаторно-курортная отрасль есть только в нашей стране. В мире же существуют wellness-центры и медицинские резорты, которые относятся к глобальной wellness-индустрии. В прошлом году она оценивалась в 4,5 триллиона долларов. Объем российского санаторно-курортного рынка в 2020 году составлял всего 88,8 миллиарда рублей при общем объеме медуслуг 4,2 триллиона рублей.
Есть огромный резерв для роста рынка, для улучшений – я считаю, что индустрия нуждается в возрождении, во внедрении инновационных методов и технологий.
– Курорт «Первая Линия» – не совсем классический санаторий. Может ли ваш опыт быть полезен другим игрокам?
– Наш проект находится на стыке медицинского и премиального гостиничного сервиса. В классическом виде «Первая Линия» не является санаторием, хотя мы относим себя к санаторно-курортной отрасли. Я уверена, что «Первая Линия» может стать образцом, по принципам которого можно воссоздавать целую отрасль. При этом необходимо понимать, ради какой большой цели мы собираемся это делать. Инфраструктура и технологии – это важно, но в основе всего должна лежать верная идеология. Прямо сейчас мы создаем центр компетенции в области превенции и медицины долголетия, который сможет помочь и с анализом технологий, и с идеологической составляющей.
– Какие есть пути у бизнеса и государства, чтобы двигаться в сторону реформирования отрасли в новых условиях?
– Наша концепция формировалась вокруг человека и его потребности в здоровье. Людям уже недостаточно просто отпускного отдыха: у них есть запрос на качественное изменение своего состояния здоровья.
С развитием новых медицинских технологий и диагностики мы понимаем, что переход от традиционной модели лечения к профилактической и превентивной медицине – это новая реальность. В американских исследованиях содержится такая цифра: 895 миллиардов долларов экономит бюджет США только на лечении сердечно-сосудистых заболеваний благодаря профилактике.
Таким образом, необходимы развитие профилактического подхода и улучшение инфраструктурных объектов на государственном уровне. Тем более что количество мест для путешествий сокращается, формируется спрос на рекреацию внутри страны. Государство обеспечивает льготное финансирование – проекты имеют возможность получить льготы для реализации, налоговые преференции. Прекрасной базой для развития отрасли могло бы также служить выделение земельных участков.
– Насколько сложнее стало бизнесу в вашей отрасли из-за санкций в части импортных препаратов и технологий?
– Я не вижу здесь большой проблемы. Да, есть небольшие трудности с логистикой, удорожание препаратов и аппаратов, с которыми мы привыкли работать. Но в целом ничего не меняется: у нас есть план по закупкам нового оборудования, и пока мы остаемся в его рамках.
Конечно, отрасль нуждается в новых практиках. В медицинской науке все время появляются новые исследования и направления, и важно на них реагировать. За 4 года мы внедрили 40 процентов новых терапевтических методик. Актуальные исследования демонстрируют, какие методики являются доказательными и эффективными для улучшения общего состояния организма. Важно обновлять список рабочих методик, технологий, подходов.
– Направление ментального благополучия в «Первой Линии» появилось вследствие ковида?
– Запрос на ментальное благополучие был всегда, а COVID сделал его очевидным. И даже сделал очевидным ментальное неблагополучие – статистика по количеству антидепрессантов, визитов к психологам с начала пандемии стала очень высокой.
Мы начали говорить про ментальное благополучие еще до пандемии. Во все наши программы внедрен блок ментального благополучия: это очень важно, поскольку часто люди, приезжая за физическим здоровьем, недооценивают ментальную составляющую. В 2022 году мы запустили первую в России программу «Ментальный Велнес», которая содержит в себе методики, поддерживающие благополучие человека на четырех уровнях – ментальном, физическом, интеллектуальном и социокультурном. Это направление является для курорта приоритетным, а на пути к ментальному благополучию гостей поддерживают обученные коучинговому подходу врачи-менторы.
– Для чего врачам обучаться коучингу?
– Дело в том, что привычными словами и требованиями побудить человека к изменениям в отношении себя и своего организма достаточно сложно. Чтобы человек изменился, необходимо сформировать у него собственную мотивацию – в этом помогает менторско-коучинговый подход.
С помощью беседы и правильных вопросов врач-ментор помогает гостю рассмотреть свою жизнь в позитивном ключе и взять на себя ответственность по управлению жизнью и здоровьем. Мы начали формировать такую практику, а позднее она появилась в рекомендациях Европейского общества кардиологов. Мы идем в параллели с тем, что происходит в мире, и даже немного опережаем.
– Как человеку обрести стимул изменить свой образ жизни в лучшую сторону на долгие годы?
– Иногда радикальные изменения образа жизни не несут пользы. Важно делать это постепенно, синхронизируя перемены с внутренним побуждением человека. Во-первых, мы меняемся, когда опытным путем что-то переживаем и понимаем, что это работает, во-вторых, когда формируем собственный импульс изнутри. Именно поэтому в загородных рекреационных локациях изменения происходят эффективнее. В новых, непривычных условиях человек погружается в иную атмосферу: осознать и зафиксировать перемены тут легче, чем менять свои привычки в устоявшейся обстановке.
– Недавно на курорте запустили первое в России научное исследование о влиянии велнес-терапии на здоровье человека. Расскажите, что будете анализировать?
– Наше исследование направлено на то, чтобы доказательно измерить и оценить то, как велнес влияет на человека, на качество его жизни, основные показатели и маркеры здоровья, биологический возраст. Если предыдущие исследования изучали отдельные вмешательства, то мы анализируем, как работает комплексный подход «Первой Линии»
Оценивается семь интервенций, в том числе гипоксические тренировки, коррекция гигиены и продолжительности сна, релаксационные методики, индивидуальное мотивирующее консультирование, повышение уровня ментального благополучия. Над научной работой трудится команда ученых, и в июле мы начнем принимать первых гостей по этой программе. Это исследование обогатит знание людей о том, что влияет на их самочувствие и долголетие, а нам позволит найти новые методики и пути улучшения здоровья.
Материал подготовила Ксения Сборова