Тень на плетень
Увы, тренд на фейки показывает устойчивый рост в разных сферах нашей жизни. И все-таки большинству людей комфортней работать честно, по закону. В этой связи к законотворчеству надо подходить с особым вниманием, чтобы не получить обратный эффект. Корреспондент «БД» разбирался, почему часть рынка гостеприимства очень скоро может оказаться в тени.
Не успели владельцы малого бизнеса хоть как-то адаптироваться к введенному с 1 октября 2019 года запрету на оказание в жилых домах гостиничных услуг, как депутаты Госдумы преподнесли им новый неприятный сюрприз. 15 ноября 2019 года несколько депутатов Госдумы, включая главу Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галину Хованскую, внесли на рассмотрение законодательного органа новый законопроект, согласно которому временное размещение будет возможно лишь в нежилых помещениях. Обсуждая тему, депутат Законодательного собрания Петербурга Ирина Иванова, к
примеру, уверенно заявила о том, что новый законопроект способен привести к большим проблемам не только для тех, кто сдает жилье в аренду для размещения гостей города. «Вполне вероятно, что в дальнейшем речь пойдет и о запрете на деятельность в жилом фонде других направлений бизнеса», – полагает она.
Входы и выходы
Статистика, приведенная на одной из недавних встреч по поводу действия уже принятого «закона Хованской», наглядно демонстрирует его эффективность: за три месяца действия он «закрыл» в Петербурге 376 объектов. Здесь стоит оговориться: это не означает их полного закрытия, поскольку бо́льшая часть бывших гостиниц и хостелов осталась на рынке в виде гостевых домов. Но подтверждает, что из почти 400 объектов, расположенных в жилом фонде и попавших в зону риска, перевести жилое помещение в статус нежилого смогли единицы. И на Второй конференции малых средств размещения России, собравшей в Петербурге больше сотни предпринимателей из разных регионов, это подтвердилось, так как в ответ на вопрос «Кто сумел это сделать?» не поднялось ни одной руки…
Каким путем пошли предприниматели? По совету адвоката Натальи Петровской, в большинстве случаев они кардинально изменили род экономической деятельности, перейдя от оказания гостиничных услуг к сдаче жилья в аренду по договору найма в соответствии с ОКВЭД 55.2 (в этом случае его можно сдавать на срок до месяца) и 68.2 (до года). И Яна Бабина, глава Гильдии малых средств размещения России, подтвердила, что такой вариант работает – в том случае, если речь идет о сдаче внаем не койко-мест, а комнат целиком. «Предлагать туристам койко-место, как раньше, теперь нельзя: предметом договора найма может быть только комната целиком», – поясняет она. И, само собой, будучи размещенным в жилом доме, нельзя называться отелем, хостелом или гостиницей. Равно как и оказывать любые гостиничные услуги (включая уборку номеров, замену постельного белья и проч.). В результате в объектах размещения поменялся не только формат работы, но и таблички: теперь вместо «гостиница» или «хостел» там написано «гостевой дом». Если вообще что-то написано…
Выиграл ли город от введения этого запрета? Вряд ли. Ведь практика использования квартир в жилых домах для сдачи внаем туристам в основном сохранилась. Причем эта сфера деятельности стала менее контролируемой, поскольку хозяева в случае сдачи комнат в аренду освобождены от целого ряда жестких требований, прежде связанных с получением «звезд». «Если раньше, пройдя соответствующую проверку, объекты получали “звезды” и были занесены в федеральный реестр, теперь этот инструмент не работает», – сетуют эксперты. А еще минус налоги, рабочие места и
прочее.
Понесли ощутимые потери и предприниматели. Увы, но в первую очередь проблемы с переводом в нежилой фонд и, соответственно, с продолжением деятельности испытывают законопослушные предприниматели, не первый год работающие на рынке.
Алена Енова, совладелец системы управления отелями Hotelinstinct, привела конкретный пример, когда из-за наличия в здании всего одной жилой квартиры был вынужден закрыться отель, успешно и без каких-либо нареканий просуществовавший около 15 лет.
«К большому сожалению, в городе закрываются даже сертифицированные гостиницы уровня 4* с огромными площадями, – констатировала эксперт. – В целом ряде случаев это происходит тогда, когда никаких объективных претензий к их работе не было и нет».
Продать нельзя купить
Теоретически решение проблемы есть – переводить жилье в статус нежилого фонда. Однако на практике в подавляющем большинстве случаев сделать это либо невозможно, либо экономически нецелесообразно.
Заместитель главы Адмиралтейского района Петербурга Сергей Зайцев подтвердил: нередко в домах исторического центра перевод помещения в статус нежилого фонда не просто труден – невозможен. «Очевидно, что проблему в целом можно решить только с помощью существенного изменения законодательной базы», – уверен он.
Что предлагают делать предпринимателям, которые оказались в проблемном поле? Весьма оригинальный способ назвала на встрече с представителями бизнеса заместитель
главы Фонда имущества Петербурга Евгения Политова. Она порекомендовала отельерам… выставлять объект на продажу, а затем, получив за него деньги, все начинать с нуля в нежилых помещениях. «Я больше двух десятков лет “вкладывался” в свой отель, потратил на это почти полжизни, а теперь должен продать его задешево, чтобы начать снова? – спросил один из владельцев опального объекта. – И это должно выглядеть как поддержка малого бизнеса?» По словам владельца «Павловских апартаментов» Валерия Фенько, его объект в свое время прошел все нужные процедуры и получил статус 4*. «А
теперь его невозможно перевести в статус нежилого помещения из-за… наличия одной двери, которой никто не пользуется», – сообщил он.
Стоит напомнить: город действительно продолжает держать курс на поиск подходящих под размещение «малышей» нежилых помещений, и еще в конце 2019 года говорилось о включении в программу 150 или даже 200 адресов. Однако чтобы арендовать эти площади (а тем более их купить), нужны деньги, которых у подавляющего большинства владельцев «жилых» объектов размещения нет: они их давно инвестировали в расселение и обустройство коммуналок, на месте которых в основном и появились теперешние гостевые дома. И если аренду жилья запретят, предприниматели окажутся в полном тупике.
Pro и contra
«Новинка ударит не только по туристическому рынку или сфере гостеприимства: речь идет о фактическом запрете аренды жилых помещений», – отмечает вице-президент Ассоциации малых отелей Петербурга Тамара Буйлова. И верно: «средство размещения», согласно новой трактовке депутатов, может располагаться только в нежилом фонде, а понятие «проживание» предлагается заменить на «пребывание», в то время как такого обособленного понятия в законодательстве не существует. Реакция на новинку оказалась негативной.
И речь не только о Петербурге. «В Крыму ситуация еще более сложная, – оценивает Тамара Буйлова, – потому что там значительный объем малых средств размещения (МСР) находится в жилом фонде, который никак нельзя перевести в нежилой.
Это значит, что большое количество народа в Крыму останется без средств к существованию». Понимая это, глава региона Сергей Аксенов напрямую обратился к председателю Госдумы Вячеславу Володину и заявил, что «эти меры крайне отрицательно отразятся на развитии туристической отрасли в Крыму». По его оценке, «вторая очередь» «закона Хованской» оставит на полуострове без работы около 4 тыс. наемных работников, а финансовые потери достигнут полумиллиарда руб. По официальным данным, в Москве с начала 2016 года в жилых домах были закрыты более 100 хостелов; за это время их владельцам выписали свыше 1 тыс. штрафов на сумму, превышающую 10 млн руб. Но выиграли ли от этого москвичи и туристы? Однако если законы разрабатываются, значит, это кому-нибудь нужно. В нашем случае заинтересованных может быть несколько: жильцы, которые настаивают на выселении мини-отеля из своего дома, потому что такое соседство негативно отражается на рыночной стоимости их жилья и может приносить чисто коммунальные неудобства.
Также выгоду от этого законопроекта потенциально могут получить традиционные отели и такой быстро растущий сегмент рынка, как сервисные апартаменты. Постоялец ведь все равно куда-то пойдет… И бизнес, вложившийся в апартаменты, фактически представляющие собой некий симбиоз гостиницы и жилья, тут может играть не последнюю роль.
Законные перспективы
Вместе с тем некая альтернатива стилю «запрещать и не пущать» все же есть. Речь идет о разработке нового закона о туристическом жилье, к которому намереваются отнести все, что не подпадает под понятие «гостиница» и не подлежит классификации.
Идея принадлежит бизнес-ассоциации «Опора России»: ее глава Александр Калинин предложил разработать новый законопроект после того, как была утверждена норма, запрещающая размещение гостиничных объектов в жилых домах. Более того, «главный по туризму» в Минэкономразвития Сергей Галкин, соглашаясь с тем, что инициативы Хованской сужают для МСР (малых средств размещения) круг возможностей работы в легальном поле, заявлял: «Закон как концепция подготовлен, и в ближайшее время мы его будем широко обсуждать».
В целом идею правового регулирования рынка краткосрочной сдачи жилья в аренду туристам эксперты считают логичной. Сейчас получается так, что частный сектор и сдача квартир в аренду (в т. ч. в апартаментах) прямо конкурируют с организованным туристическим рынком, который в основном представлен большими гостиницами. И первые подчас выигрывают, поскольку снять квартиру или комнату посуточно нередко гораздо выгоднее, чем бронировать номер в «официальной» гостинице. В общем, рынок ждет определенности, и каждый игрок надеется, что его голос все- таки будет услышан.
Мнения
Тамара Буйлова, вице-президент Ассоциации малых гостиниц Петербурга:
«Для ныне существующего рынка комнат и квартир, сдающихся в аренду по найму, закон о туристическом жилье – единственный вариант остаться в легальном поле, полностью поддерживаемый его участниками. Предполагается, что каждому из объектов будет присвоен свой ID, благодаря которому он не только сможет продвигать себя, но и станет идентифицироваться, что позволит вывести из “тени” максимум участников рынка».
Глеб Лукьянов, председатель Комиссии по строительству Санкт-Петербургского отделения бизнес-ассоциации «Опора России»:
«У нас появляются удивительные законы, выполнение которых не только не способствует правовому урегулированию ситуации, но выводит законопослушных предпринимателей за рамки закона».
Алена Енова, руководитель отделения «Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья» по Северо-Западному федеральному округу:
«От прекращения работы легально действовавших объектов размещения теряют все, включая даже их соседей по жилому дому. Ведь в большинстве случаев именно отельеры ремонтировали парадные и заботились о благоустройстве. Что касается последствий депутатских инициатив, из-за них значительная часть предпринимателей уходит из отрасли: у одних, чтобы снова открыться, нет средств, а другие не готовы начинать с нуля».
Владимир Сергачев