Профилактика разводки
Оказывается, у российских бизнес-тренеров тоже есть профессиональный праздник – 7 февраля. Это ли не повод поговорить о том, чем живет рынок бизнес-образования и что здесь продают. Корреспондент «БД» встретился с экспертами, чтобы понять, как не потратить время и деньги на пустышку.
«Мы научим, как стать успешнее именно сегодня!», «Прокачай свой бизнес и получи свободу управления людьми и событиями в нем!», «Покоряй вершины с профессионалами!»… Такие слоганы используют петербургские бизнес-школы. Золотые горы обещают каждому. И быстро.
Но сначала надо заплатить, а прайс-лист у всех разный. Например, тренинг «Мотивация персонала» в центре образования «Альфа и Омега» стоит 7,5 тыс. руб. Семинар по сторителлингу в бизнес-школе IMISP – 10 тыс. руб. Пятимесячный курс «Управление предприятием» в Европейском институте образования и рекрутинга – от 39 до 48 тыс. руб. Недешево. Но можно в рассрочку…
Отзывы о бизнес-школах тоже разные, как и прайс-листы. «Жалею, что поверил…» – гласит один. «Всем рекомендую!» – противоречит ему второй.
И ведь это бизнес-школы, которые работают в городе на постоянной основе. Они, как полагают эксперты, еще стараются сохранять свою репутацию. А сколько семинаров проводят залетные «бизнес-гуру», приезжающие в Петербург «на гастроли»?..
К слову, один такой как-то раз выступал в Москве. Тони Роббинс. Автор бестселлеров про лайф-коучинг под стать какой-нибудь популярной рок-группе собрал целый «Олимпийский». Билеты стоили от 20 до 500 тыс. руб. Публика, активно делившаяся впечатлениями в социальных сетях, осталась недовольна. Выступлением знаменитого оратора-вдохновителя участники семинара, мягко говоря, не вдохновились…
К счастью, в Петербурге таких крупных скандалов с бизнес-тренерами не было. В связи с этим эксперты проанализировали, насколько вероятно их возникновение.
«Реальные представители»
Член комиссии по экономической политике, промышленности и предпринимательству Общественной палаты Петербурга и генеральный директор холдинга «Ленполиграфмаш» Кирилл Соловейчик уверен в том, что базовые знания приобретаются в вузах. Но потом, по его мнению, все равно необходимо проходить курсы повышения квалификации, в том числе посещать семинары, тренинги, лекции. Ключевой вопрос – где. «Один из форматов новых образовательных площадок – это “Точки кипения”. Они позволяют обмениваться лучшими достижениями в различных форматах, в том числе на лекциях или коротких треках программ дополнительного профобразования, – рассказывает специалист. – Найти информацию о событиях, проходящих во всех “Точках кипения” Петербурга, можно на платформе tboil.spb.ru».
Однако тренинг тренингу рознь. Все зависит от того, кто ведет занятие, отмечает собеседник корреспондента «БД». «Это должны быть реальные представители бизнеса, добившиеся успехов и умеющие преподносить информацию», – предупреждает Кирилл Соловейчик.
Сам он доктор экономических наук и профессор. «Систематически прохожу курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, – рассказывает гендиректор «Ленполиграфмаша». – Бизнес, наука и власть делают много совместных образовательных и рабочих интенсивов, например, Форсайт-Флот или Остров. Мне нравятся такие форматы».
Веселые 90-е и Менделеев
Более радикального мнения о всевозможных тренингах придерживается член Клуба лидеров Петербурга и Ленобласти, доцент СПбГУ и член совета директоров торговой сети «Максидом» Мария Евневич. «Большая часть тренингов не дает ровным счетом ничего! – уверена она. – Поэтому я бы не советовала платить деньги людям, которые говорят: “Встань и иди!”, “Ты можешь это!”, “Не слушай, что говорят другие!”… Все это может сказать кто угодно, и для этого не надо платить кучу денег, зачастую последних. Все мотивационные тренинги а-ля Тони Роббинс – это история про бизнес. Но только для тех, кто их проводит, а не для тех, кто их посещает».
Мария Евневич подчеркивает, что у некоторых современных успешных предпринимателей вообще нет экономического или бизнес-образования. Но при этом есть базовое: например, техническое или естественно-научное. «Кроме того, многие из них начинали в веселые 90-е годы, когда рынок был пуст, – замечает специалист. – Но с тех пор изменилось многое: рынок стал плотным. И если вы хотите создать бизнес сейчас, то без образования не обойтись. Но при этом его наличие еще не гарантирует, что вы станете успешным. Для этого нужны чудовищная трудоспособность, стойкость, готовность нести потери… И, безусловно, удача. На нее в бизнесе приходится 80% успеха».
Но фортуна улыбается только подготовленным. «Менделееву бы никогда не приснилась его таблица, если бы он долго не работал в этом направлении», – добавляет Мария Евневич.
Выбрать сложно
Генеральный директор «Северо-Западной строительной корпорации» Михаил Голубев тоже вспоминает 90-е годы. Именно тогда он начал заниматься предпринимательством. «В то время обучиться бизнесу в общепринятом виде было сложно – приходилось идти методом проб и ошибок», – констатирует он.
Тем не менее бизнесмен считает, что сейчас обучение, безусловно, необходимо. «Где учиться, зависит от ваших целей. Если нужно подтянуть конкретные компетенции, то можно ходить на тренинги. Их сейчас много, и выбрать что-то стоящее сложно. Но со временем к вам придет опыт, который позволит понять, что полезно, а где чертовщина», – говорит Михаил Голубев. Всем начинающим предпринимателям он советует: «Если вам нужно получить узкую экспертизу, связанную с отраслью и спецификой бизнеса, то можно найти уже достигшего своих целей наставника. Для этого в городе работают сообщества предпринимателей, где есть возможность обменяться опытом и найти поддержку. Например, Клуб лидеров».
Стать великим бизнесменом
Директор по развитию ГК «Галактика» Олег Дю и вовсе уверен, что общение с уже состоявшимися предпринимателями – это самый эффективный способ научиться бизнесу. Лично он перенимал опыт у своего отца – председателя правления ГК «Галактика» Игоря Дю, начавшего развивать молочное производство в Гатчине еще в 80-е годы. «При этом я дополнительно окончил Стокгольмскую школу экономики и по мере необходимости проходил тренинги», – подчеркивает Олег Дю.
«Да, с опытом не сравнится ничто. Но без понимания и знания базовых вещей просто невозможно создать устойчивый бизнес! Нельзя ведь стать великим писателем, не владея русским языком», – проводит параллель бизнесмен.
Эксперт добавляет, что разные виды обучения решают разные задачи. Если вузы дают отличную базу, то тренинги выступают в качестве «тренажеров определенной группы мышц». «Например, вы футболист, и вам не хватает силы удара с левой ноги. Тогда вы идете в зал и работаете именно в этом направлении. Так и в бизнесе. Если вы чувствуете себя неуверенно на публичных выступлениях, то можете пройти курсы ораторского мастерства», – говорит Олег Дю.
Следующий уровень – более серьезный. Речь идет про бизнес-образование из серии MBA (Master of Business Administration). Эти программы прежде всего рассчитаны на управленцев среднего и высшего звена. «Такое образование лучше получать, когда у вас уже есть предпринимательский опыт», – рекомендует директор по развитию ГК «Галактика».
Научный подход
Отдельная тема для разговора – бизнес-образование в высших учебных заведениях. Интерес к этому направлению растет. Так, число поданных заявлений на программы бакалавриата Высшей школы менеджмента СПбГУ в 2019 году увеличилось на 10%, магистратуры – на 40%. Кроме того, в Северной столице работает Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Ее директор Яна Клементовичус считает, что бизнес-тренинги – важная часть учебного процесса. «Активная форма обучения – работа в группах, анализ бизнес-кейсов или деловые игры – помогает в сжатые сроки, буквально за день- два, приобрести комплекс практических навыков, необходимых для успешного ведения бизнеса», – говорит специалист.
По мнению эксперта, эффективность бизнес-тренингов зависит от множества факторов, в том числе от уровня методологической подготовки и личности самого тренера. «Очень полезно, когда бизнес-тренинг является логичной частью единого учебного курса – например, программы MBA или профессиональной переподготовки – и коррелирует с темами, обсуждаемыми в процессе обучения, – подчеркивает Яна Клементовичус. – Хорошо зарекомендовали себя бизнес-тренинги в рамках корпоративного обучения, поскольку они разрабатываются по запросам конкретных компаний и максимально адаптированы к их профилю, специфике и потребностям».
Резюмируя, эксперты «БД» в один голос заявляют: научиться вести дело в Петербурге можно, главное – случайно не попасться на удочку Тони Роббинса местного разлива…
Максим Сю