ИСКУССТВО ПРОСИТЬ НА ИСКУССТВО
В этом году главной темой для дискуссии на деловой площадке Культурного форума заявлены «стратегии фандрайзинга культурных организаций и культурных проектов». О системном подходе при взаимодействии получателей с донорами и профессиональной оценке эффективности фандрайзинга* участники форума узнают из панельных дискуссий, а читатели «БД» – из материала нашего корреспондента.
Искать по соседству
Как правильно подать свой проект, чтобы заинтересовать партнеров и спонсоров? Как определить и развить потенциал культурного проекта? Мы попробовали обратиться к тем, кто знает ответы на эти и другие вопросы, касающиеся культуры взаимоотношений мира искусства с миром бизнеса.
Сегодня существуют разные модели взаимодействия культурных организаций с «донорами». Это спонсорство, меценатство, краудфандинг, клубы друзей, попечительские советы и фонды.
«Практически у каждого учреждения культуры есть друзья. Хотя небольшим организациям найти их труднее, чем крупным и хорошо известным», – говорит главный редактор петербургского альманаха «Русский Меценат» Аркадий Соснов, который вместе с гендиректором Эрмитажа Михаилом Пиотровским стал инициатором создания конкурса «Меценат года». Он советует обращать внимание в первую очередь на те компании, которые работают на территории своего региона. «Контакт с крупными компаниями или региональными отделениями корпораций может сработать и дать эффект», – делится Аркадий Соснов личным опытом.
Именно так поступили в мемориальном музее А.В. Суворова. Гендиректор, председатель комиссии по культуре Общественной палаты Петербурга Владимир Гронский рассказал, как музей почти два года пытался найти спонсора, который помог бы приобрести уникальную коллекцию солдатиков последнего парада Российской императорской гвардии в 1914 году на Марсовом поле. Понимание нашли только у президента петербургской компании «Джи Си Девелопмент» Муссы Экзекова. Именно он вернул из Германии бесценный макет, который лег в основу первого и единственного в России Музея оловянного солдатика.
«Никакой личной выгоды, поверьте. Только желание, чтобы коллекция служила на пользу военной славе России. Чтобы она не оказалась в частных руках за рубежом, чтобы ее в музее Суворова могли бы увидеть как можно больше людей», – объяснил свою позицию предприниматель.
Предложить значимый проект
Худрук петербургского театра балета Борис Эйфман признался, что без поддержки спонсоров ему едва ли удалось бы осуществить задуманные проекты. Даже при том, что основное бремя нагрузки несет на себе государство.
«Государство, город нам очень серьезно помогают. Но и затраты в Детской академии танца очень большие. Это содержание детей, гастроли, концертная и культурологическая деятельность. Поэтому без поддержки спонсоров было бы не обойтись. В первую очередь нам помогает Сбербанк. Он содействовал тому, чтобы мы создали фонд, который будет поддерживать деятельность академии», – говорит он. А на вопрос, каким образом удалось привлечь солидного партнера, отвечает: «Я думаю, что они просто понимают значимость нашего проекта и потому помогают».
На тех же позициях стоит ВТБ, который уделяет особое внимание петербургским проектам. Банк связывают многолетние партнерские отношения с Эрмитажем, Русским музеем, Мариинским театром, Центром Михаила Шемякина и др. «Банк выступает за системный подход и откликается на просьбы партнеров поддерживать те проекты, которые способствуют развитию и сохранению культурного наследия России», – заявили в ВТБ.
Заинтересовать льготами
Вопросы партнерских отношений культуры и бизнеса обсуждаются практически на каждом форуме. В прошлом году об этом говорил министр культуры РФ Владимир Мединский. Он отметил, что сегодня частных вложений в сферу культуры немного. «Пропорция с государственными средствами совершенно не в пользу частных», – уточнил он.
«К сожалению, роль меценатов в нашей деятельности не так велика, как хотелось бы», – признается директор театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб, который много лет организует крупные международные фестивали. По его мнению, нежелание благотворителей вкладываться в культуру и искусство прежде всего объясняется несовершенством законов. Так, если на Западе меценаты освобождаются от части налогов, то в нашей стране мало что стимулирует их заниматься благотворительностью.
Вторая причина состоит в том, что у потенциальных спонсоров нет привычки вкладывать средства в театры или музеи – одним словом, в духовную культуру.
«Наш опыт показывает, что такие вложения минимальны. Мы благодарны ВТБ за поддержку. Но эти суммы достаточно условны по отношению к общему бюджету проводимых мероприятий», – говорит Сергей Шуб.
Деятели культуры отмечают, что Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 327-ФЗ «О меценатской деятельности» хотя и дает определенные льготы – как благотворителям, так и получателям пожертвований – но пока недостаточно эффективен.
«Эти поправки не оказали серьезного влияния на деятельность благотворителей. Закон о меценатстве дает скорее моральную поддержку», – считает Аркадий Соснов.
Делать больше, чем обещали
По мнению экспертов, вопрос привлечения потенциальных спонсоров напрямую связан с технологией благодарности, которая в наши дни приобретает все большую актуальность. Компаниям необходимо, чтобы их поддержка положительно сказывалась на имидже фирмы. И поэтому те, кто ее получает, должны продумать, чем завлечь партнера и что сделать, чтобы заинтересовать его в этом.
Так, сегодня практически все учреждения культуры печатают в своих изданиях имена спонсоров. Их включают в клубы друзей, как это сделали, например, в музее А.В. Суворова, пригласив Муссу Экзекова в состав попечительского совета. Некоторые учреждения при поддержке меценатов проводят Дни открытых дверей, когда посетители могут попасть в музеи или театры бесплатно и при этом знают, кому они этим обязаны.
«Понравиться меценатам можно только одним – вспоминать о них не тогда, когда нужны деньги, а работать с ними на постоянной основе. Приглашать на свои внутренние праздники, театральные премьеры. Тогда они станут вашими друзьями. Должна быть дорога с двусторонним движением», – уверен Сергей Шуб. А гендиректор компании Sponsor Consulting Евгения Мальцева призывает: «Делайте для спонсоров больше, чем обещали».
Учиться на чужом опыте
Вопрос привлечения спонсоров актуален не только для России. Как заявил на прошлогоднем форуме директор департамента по связям с партнерами и меценатами Лувра Ян Ле Туэ, госфинансирование музея постоянно сокращается, и потому поиск инвесторов становится все более необходимым. Ле Туэ рассказал, что в Лувре не гнушаются и краудфандингом, так называемым народным финансированием, которое происходит, как правило, через интернет. Сейчас у Лувра около 60 тысяч меценатов, и каждый год музей получает 6 млн евро спонсорской поддержки.
Эшмолеанский музей археологии и искусства при Оксфорде создал свой фонд по той же причине – недостаточное госфинансирование. Как рассказал исполнительный директор Фрэнсис Уэр, часть средств музей еще получает от сборов национальной лотереи, когда прибыль от игрового сектора идет на социальную и культурную благотворительность.
*Слово «фандрайзинг» имеет английские корни (fund – средства, raising – повышение, привлечение) и переводится как приумножение имеющихся ресурсов организации. Сегодня фандрайзинг чаще всего определяют как искусство привлечения ресурсов для реализации деятельности некоммерческих учреждений, прежде всего в сфере культуры.
Программа деловой площадки форума охватывает 14 секций, каждая из которых посвящена одной из областей культурной деятельности, три тематических трека и в целом более 20 мероприятий, в том числе круглые столы, подписания соглашений, паблик-токи и мастер-классы.
Марина Алексеева