ВЗЯТЬ ЯЗЫКА
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ – ТИПИЧНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС ДЛЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ПЕТЕРБУРГА. ПРИЧЕМ ДАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ УСТОЙЧИВЫХ И БЫСТРОРАСТУЩИХ. «БД» ПОСМОТРЕЛ, КТО РАСШИРЯЕТ ГРАНИЦЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ.
Сегодня на рынке обучения иностранным языкам в Петербурге работают более 500 образовательных компаний. Лидером по легкости усвоения и бытовому использованию по-прежнему остается английский, курсы обучения которому составляют наибольшую долю рынка. Компании-старожилы работают в городе с начала 90-х годов прошлого века, овладев эффективными методиками обучения и подобрав профессиональные кадры.
Еще каких-то 10–15 лет назад языкам обучали исключительно на очных занятиях, компьютер и интернет были вспомогательными инструментами. Но сегодня онлайн рынок стремительно набирает обороты. Растущее многообразие программ, онлайн тестов, чатов и вебинаров говорит о том, что уроки медленно, но верно уходят в сеть. Это удобно ученикам, поскольку нет привязки к месту и времени, и означает большую экономию для бизнеса: единожды записав урок, его можно тиражировать неограниченное количество раз. «При минимальных затратах – максимальная прибыль, – формулирует идею Мария Кривцова, директор языкового пространства Marjala. – Нашим ученикам мы рекомендуем активно использовать мультимедийные возможности, поскольку считаем их важными для ощущения пребывания в языковой среде и закрепления материала».
Европа VS Азия?
Наряду с английским языком, считающимся базовым для современного человека, в городе на Неве эксперты наблюдают всплеск интереса к изучению китайского, турецкого и финского. Согласно данным «Яндекса» (сравниваются периоды январь – апрель 2018 и 2019 гг.), статистика количества запросов по словам «курсы иностранного языка + в Санкт-Петербурге» выглядит следующим образом:
– финский язык: за первые четыре месяца 2018 года запрашивали 761 раз, в 2019-м – 878 раз;
– китайский язык: в 2018-м – 118 раз, в 2019-м – 143 раза;
– турецкий язык: в 2018-м – 183 раза, в 2019-м – 318 раз.
Китайский язык в Петербурге еще в новинку, поэтому конкуренция не столь велика, как у английских курсов. По словам Екатерины Константиновой, руководителя центра китайского языка «Иероглиф», всплеск интереса пришелся на 2016–17 гг., когда китайские туристы наводнили Петербург, и с той поры спрос стабильно высок. «У Петербурга хороший потенциал, прирост новых учеников на курсах китайского составляет порядка 15–20% в год», – подтверждает Владислав Дорогавцев, руководитель школы «Китайский путь». Успех бизнеса зависит от личных связей: профессиональные договоренности особенно важны при разработке обучающих программ и пособий. Школа «Конфуций» при обучении использует не только стандартные российские и китайские (адаптированные) учебники, но и авторские, подготовленные директором Хань Даньсин. Школе «Китайский путь» в подготовке методичек помогает Пекинский университет. Преподаватели «Иероглифа», помимо работы по программам традиционных учебников, самостоятельно готовят дополнительные пособия: прописи, карточки для запоминания иероглифов и рабочие тетради.
За китайским для бизнеса приходят люди в возрасте от 25 до 50 лет. У них уже есть конкретные запросы к процессу обучения: сжатые сроки и интенсивность, гарантия результата, готовые модели общения. «Соревновательный процесс стимулирует интерес к изучению языка. Мы проводим конкурсы, где ученики соревнуются в написании сочинений, выявляют лучшего исполнителя песен на китайском языке», – объясняет Чжан Сюньли, заместитель директора по учебно-методической работе школы «Конфуций».
Приносят пользу разговорные клубы, открытые уроки, лекции по литературе и истории Китая. «Ученики с удовольствием совершенствуют свой китайский, обучаясь игре в Маджонг», – рассказывает Екатерина Александровна из центра «Иероглиф».
Ближний круг
Практически вдвое всего лишь за год вырос интерес к турецкому языку. Прежде всего он обусловлен дружескими взаимоотношениями стран, безвизовым въездом и привычным комфортом туров в Турцию. «В нашей студии занятия ведут носители, свободно владеющие русским языком. Помимо обучения языку, мы много внимания уделяем знакомству учащихся с культурным наследием и традициями Турции», – говорит Сергей Набок, руководитель курсов «Образовательный центр А+».
Повышенный спрос на изучение финского языка в Петербурге вполне предсказуем, учитывая географию. Однако он традиционно считается одним из самых сложных для изучения. Впрочем, финский, как и другие языки стран Северной Европы, традиционно преподают на курсах при крупных университетах Петербурга. Среди частных школ на слуху «Скандинавская школа» и образовательный центр «Северная Гардарика».
Эксперты отмечают, что чаще всего группы начинают работу при наборе 6–8 человек. Если в процессе обучения численность сокращается до 3–4 человек, клиентам обычно предлагают продолжить обучение в другой группе с другим преподавателем. По версии аналитиков профессионального рейтинга курсов английского языка SchoolRate, первое место среди жалоб потребителей занимает недовольство на частую смену преподавателей и на текучку учащихся, что приводит к роспуску группы.
С чего начать?
Как войти на этот рынок? Можно пойти простым путем и купить готовый бизнес. Стоимость работающих офлайн курсов английского языка с собственной базой клиентов стартует с 500 тысяч и достигает 2,5 млн руб. Возможный срок окупаемости затрат находится в интервале от года до трех лет, а размер ежемесячной прибыли, на которую может рассчитывать предприниматель, начинается от 35 тысяч руб. (в зависимости от размеров бизнеса в момент покупки). Онлайн школу можно запустить, отдав за готовый проект сумму, начинающуюся с 200 тысяч руб. При должном внимании бизнес может окупиться почти за год и принести чистую годовую прибыль, сравнимую с его стоимостью.
Но стартовать можно и без серьезных вложений: важна аудитория, на которую будут работать курсы. Мария Кривцова и Алина Лещ, руководители языкового пространства Marjala (в переводе с финского – «Ягодное»), рассказали о своем опыте: «Запускались с нуля, без кредитов и стартового капитала. Были огромное желание и опыт преподавания. В определенный момент мы поняли, что в своей работе репетиторами достигли потолка – как по количеству учеников, так и по стоимости занятий. Спрос на занятия финским языком стремительно возрастал. Штат начинался с нас двоих, а теперь коллег уже больше двадцати. С самого начала мы точно знали, как не хотим делать и чего лично нам не хватало во время учебы. Важно было создать среду для комфортного погружения. Языком надо заниматься не торопясь, в спокойном режиме разбираясь со всеми особенностями, ведь интенсивы подходят далеко не всем. Аудитории оформляли по принципу “рабочее место как для себя”. Обязательный набор: вода, чай, кофе, печенье – голодный ученик не продуктивен. Для практических занятий нашли и объединили в сеть отзывчивых инициативных граждан Финляндии, кто готов дважды в месяц приезжать в Петербург и участвовать в разговорных практиках».
В конечном итоге любой бизнес зависит от вложений: от того, сколько в него вкладывается времени, как часто обновляется и насколько повышается уровень знаний о предмете, следует ли предприниматель единожды выбранному курсу или гибко встраивается в новые реалии, вкладывает или изымает денежные средства, стоит на месте или находится в постоянном поиске новых возможностей. Вот базовый набор для долгой и успешной работы на рынке.
БИЗНЕС-СОВЕТЫ
1) Стоит учитывать, что уверенный выход в плюс достигается не ранее, чем через два года работы. Особое внимание следует обратить на летние месяцы, поскольку желание учить язык в жару стремительно падает. Традиционно лето – время непродолжительных, но насыщенных курсов.
2) Делать упор исключительно на английский язык или, наоборот, на какой-либо из редких, экзотических языков слишком рискованно.
3) Потребителю важны методика, возможность практиковать полученные знания и индивидуальное отношение.
4) Широкий выбор времени и периодичности проведения занятий, а также гибкая система оплаты привлекут, а главное, удержат больше клиентов, нежели годовой абонемент с хорошей скидкой.
5) Для привлечения аудитории следует более внимательно отнестись к социальным сетям, которые сейчас являются основным поставщиком новых клиентов: работу SMM-щиков трудно переоценить.
Анна Латонина