ЭСТОНИЯ. ТОЧКА ВХОДА
САНКЦИИ СТАВЯТ РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ В ТЯЖЕЛЫЕ УСЛОВИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ НЕ ПОПАДАЕТ НА МИРОВОЙ РЫНОК. ОДНАКО ЭКСПЕРТЫ
УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО СИТУАЦИЯ НЕ БЕЗВЫХОДНАЯ И ТОЧКА ВХОДА – ЧЕРЕЗ ЭСТОНИЮ.
Санкции диктуют российским компаниям тяжелые условия жизни. Продукция, которую выпускает отечественный бизнес, не попадает на мировой рынок. Однако эксперты утверждают, что выход есть – через Эстонию.
Виртуальные резиденты
О том, как выйти на экспортные рынки, шла речь на II Эстонско-российском форуме «Точка входа», который проходил в Нарве с 23 по 24 мая.
Сегодняшняя Эстония – это платформа для международного бизнеса. В качестве плюсов делового климата в этой стране называют политическую стабильность, сбалансированный государственный бюджет, низкий уровень коррупции и самый маленький госдолг в Евросоюзе.
Только по состоянию на первый квартал 2018 года в Эстонии действовало 111 предприятий оборотом 10 тысяч евро, в числе собственников которых числился хотя бы один резидент России.
При этом россияне – на втором месте по числу э-резидентов. В целом за последние пять лет виртуальное резидентство в Эстонии было оформлено более 50 тысяч раз.
«Россия входит в пятерку по инвестициям в Эстонию, – рассказывает представитель Enterprise Estonia по инвестициям из стран Восточной и Центральной Европы Яан Хейнсоо. – На первом месте по инвестициям – Швеция, на них приходится 26%, на втором – Финляндия».
Ключевой сектор инвестиций – это IT. Сюда привлекают создателей стартапов и рабочую силу. Также популярны транспорт и логистика – транзитный сектор. А еще – центры услуг, электроника и машинный сектор.
При всем при том Россия хотя и крупный, но не главный торговый партнер Эстонии. По данным департамента статистики прибалтийской страны, экспорт из Эстонии в 2018 году составил 14,5 млн евро. На долю нашей страны пришлось только 6%.
Импорт в Эстонию в прошлом году оценивается в 16,2 млн евро. На Россию пришлось 9% от этой суммы. Основная статья импорта традиционна – топливо.
Налоговое «чистилище»
«Эстония гордится своим IT-сектором, своими “единорогами” (стартапы, достигшие 1 млрд долларов капитализации или больше. – Прим. ред.), – говорит Игорь Райхельгауз, руководитель юридическо-бухгалтерской компании Magrat. – Однако все громче звучат голоса аналитиков: способны ли “единороги” заработать прибыль, надо ли в них так вкладываться? Действительно, часто, увлекаясь мечтами о “единорогах”, мы забываем о секторах, которые составляют основу экономики. Поэтому уважение вызывают люди, которые инвестируют в осязаемое, сколько бы мобильных приложений мы ни изобрели».
Игорь Райхельгауз рассказал историю абстрактного предпринимателя из России, у которого был конкретный бизнес в РФ. Несколько лет назад он принял волевое решение запустить производство в Эстонии.
У бизнесмена был завод в Ленобласти. До 2014 года он экспортировал свою продукцию в страны Евросоюза, но после введения санкций начались проблемы с европейскими партнерами. «Продажи на экспорт начали падать. Товары попали под санкционные ограничения», – описывает типичную ситуацию Райхельгауз.
«Существует два варианта решения проблемы. Открывать счета в Чехии, Венгрии, Черногории, Польше, но их могут начать закрывать, – рассуждает эксперт, – счета закрывают всем нерезидентам. Эту работу регулируют иностранные регуляторы. Второй путь – основать компанию в Эстонии, со своим офисом и сотрудниками».
Этим путем и пошел наш предприниматель. Чтобы увеличить продажи предприятия на рынках ЕС, он перенес часть производственных процессов в Эстонию: наукоемкие операции и часть сборки.
«Эстония не налоговый рай, а налоговое чистилище, – шутит Игорь Райхельгауз. – Налог на прибыль выплачивается при получении дивидендов. Налог на нераспределенную прибыль – ноль. Если предприятия, конечно, вкладываются в развитие».
НДС в Эстонии – 20%. НДС при продажах в страны ЕС и на экспорт – 0%. Однако здесь большие затраты на рабочую силу. Социальный налог составляет 33%, при этом минимальная заработная плата сотрудника – 516 евро.
«Банки быстро открывают счета для тех, кто реально присутствует в стране, – отмечает Игорь Райхельгауз. – Нашему герою банк предложил рефинансирование долга после запуска производства – 75 % от стоимости строительства».
Как говорят эстонские экономические эксперты, предприниматели могут получить и поддержку, которую не надо будет возвращать. Есть дотации от европейских структурных фондов и государства.
Рубить окно
Член правления и исполнительный директор компании Saros Est OÜ Владислав Боборенко поделился собственным опытом того, как организовать экспорт в Европу.
«Я 12 лет занимаюсь бизнесом, начинал со стартапа, – рассказал Боборенко. – Мы все придумывали с нуля. У нас промышленное производство светильников и фабрика по производству натяжных потолков».
Российский инвестор компании Saros Est OÜ в 2012 году решил войти в Европу. «Если ваш продукт качественный, то здесь его будут покупать значительно дороже, чем в России, поскольку в Европе конкуренция работает так, чтобы купить более качественное с сопутствующим обслуживанием, а не купить дешевле», – пояснил мотивацию выхода на европейский рынок предприниматель.
«Первое, что мы сделали – это зарегистрировали торговые знаки. В Эстонии это сделать легко, взяв себе патентного поверенного», – говорит Владислав Боборенко. Сейчас в эстонском филиале компании работают 27 сотрудников, продажи идут в 50 стран, включая государства Северной Америки.
«Рубить окно в Европу мы начали через Нарву, – вспоминает коммерсант, – реально близко к границе. Сотрудники не тратят время, просто переходят пешком границу: посовещались, перекусили, вернулись домой и успели поработать. Удобно».
Еще один немаловажный фактор, который привлекает бизнес в Эстонию, – это русскоязычная среда. «Работать с людьми на своем языке, в своем менталитете проще», – отмечает Владислав.
Начинать свой путь на европейский рынок, как правило, приходится с сертификации. «Все, что касается безопасности людей, должно быть сертифицировано, – поясняет предприниматель. – Бизнес не будет с вами работать, пока у вас нет европейских сертификатов».
Для торговли достаточно будет получить сертификат на продукцию, а если у вас собственное производство, его придется сертифицировать по стандарту.
Другие формы
Почему для увеличения прибыли важно локализовать производство или его часть в стране ЕС, рассказал на форуме директор по продажам фонда «Развитие промышленных парков Ида-Вирумаа» (IVIA) Вадим Орлов.
Он привел примеры успешной работы перенесенного в Ида-Вирумаа производства российских компаний. Одними из первых на эстонский рынок вышли производители хлебопечек и прочей бытовой техники Estin Warehousing. Их привлекла возможность не платить НДС за товары, экспортируемые в ЕС. Таким образом они сэкономили 30% затрат.
Еще одна фирма, Narva Logistics (логистический центр), занимает в Ида-Вирумаа площадь в 20 тысяч кв. м. Она пришла в Эстонию, чтобы организовать интернет-продажи. «Сейчас успешно продают автозапчасти, которые производят в Китае», – говорит Вадим Орлов.
Компания Wewstaqua-Invest, известная как «Аквафор», пришла в Эстонию, потому что ей было критически важно построить завод за год. «Мы выполнили это обещание. Просчитав свои бизнес-процессы, компания обнаружила, что сумела заработать приличные деньги, тем самым подтвердив правильный выбор», – рассказал специалист.
В Эстонии Wewstaqua-Invest организовала 270 рабочих мест. Предприятие располагается на 15 тысячах кв. м.
Ида-Вирумаа Вадим Орлов охарактеризовал как регион, имеющий давние производственные традиции (можно вспомнить Кренгольмскую мануфактуру). В свое время в него много инвестировали, особенно при развитии сланцевой промышленности. Но сейчас здесь высока доля безработных, что помогает быстро найти рабочую силу.
«Все, что происходит из-за санкций, конфликтует со здравым смыслом, – отметил в разговоре с «БД» директор по продажам IVIA. – Но мы стараемся мыслить в позитивном ключе и искать пути решения. Если российские товары на рынок не попадают, надо превратить их в европейский продукт. Мы не призываем закрывать в России предприятия и полностью переходить в Эстонию: это просто часть развития. Ведь возможность выхода на западные рынки – это и доступ к западным технологиям. Если действовать, как мы предлагаем, у вас получается европейская компания, которой они доступны. Это повысит конкурентоспособность российской части, вы можете развивать своих специалистов и выполнять заказы для российского подразделения».
Ксения Ахметжанова