СОВЕТЫ И БЮДЖЕТЫ
ЕЛЕНА ЦЕРЕТЕЛИ ВОЗГЛАВЛЯЕТ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ГУБЕРНАТОРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С 2008 ГОДА. ОНА ВЫШЛА ИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ И ЗНАЕТ О МАЛОМ БИЗНЕСЕ НЕ ПОНАСЛЫШКЕ. ЗА ДЕСЯТИЛЕТИЕ ОНА СУМЕЛА ПРЕВРАТИТЬ СОВЕТ В ЗНАЧИМУЮ ОБЩЕСТВЕННУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, ОБЪЕДИНЯЮЩУЮ 81 БИЗНЕС-АССОЦИАЦИЮ ГОРОДА И ИМЕЮЩУЮ ОТДЕЛЕНИЯ И СОТРУДНИКОВ ВО ВСЕХ РАЙОНАХ. КОРРЕСПОНДЕНТ «БД» ВЫЯСНИЛ У ЕЛЕНЫ ОТАРЬЕВНЫ, КОМУ И ЧЕМ ПОЛЕЗЕН ЕЕ СОВЕТ СЕГОДНЯ.
БД: Давайте сначала поговорим о достижениях Совета.
ЕЦ: На рубеже 2016 года произошло важное событие: благодаря усилиям предпринимательского сообщества удалось повлиять на изменение региональной ставки налога для предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН) «доходы минус расходы». Действующая тогда ставка была 10%, но мы убедили руководство города снизить ее до 7%. В результате бюджет города только выиграл, получив рост поступлений по этому налогу на 13%. Я часто привожу в пример эту историю: как только бизнес получает либерализацию налогов, его отдача только увеличивается. В результате даже те, кто работал по системе единого налога на вмененный доход (ЕНВД), стали переходить на УСН.
Другим важным моментом считаю решение вопроса с подключением к энергосистемам государственной недвижимости. Долгое время Петербург оставался чуть ли не единственным мегаполисом в стране, где при получении помещения в аренду от города предприниматель не имел никаких коммуникаций. При этом коэффициент по оплате стоял 1,0. Мы обратились в КИО, и после проработки возможностей был установлен норматив в 3 кВт, которые получил каждый арендатор. Нам удалось добиться и большего: с учетом имеющихся мощностей стало возможным получать дополнительные киловатты по приемлемой цене. В результате заметно повысилась ликвидность помещений, которые годами не сдавались городом в аренду, а бизнес стал получать площади с подключением к электросетям. Ведь намного интересней, когда 3 кВт имеется сразу, а до 150 кВт можно докупать по цене 500 руб. за единицу мощности!
БД: На что повлияли эти изменения?
ЕЦ: Эти действия отразились на улучшении инвестиционной привлекательности Петербурга. Всемирный банк ежегодно проводит рейтинг Doing Business Report, оценивая условия осуществления предпринимательской деятельности в 190 странах. Россия в нем представлена двумя городами, Москвой и Петербургом. По результатам анализа бизнеса этих регионов в мире судят о всей стране: если в 2015-м Россия занимала 62-ю строчку по индексу легкости ведения бизнеса, то к 2019-му поднялась на 31-ю. В этом есть и вклад нашего города.
Еще один существенный момент – мы смогли отстоять, не дали уничтожить в городе нестационарные торговые объекты (НТО). Дело в том, что в связи с изменением законодательства трансформировался формат разрешительной документации: адресную программу размещения объектов НТО превратили в схему размещения. Это повлекло изменение статуса договорных отношений, и бизнес попал в зону риска. Мы объединились для решения проблем с Уполномоченным по правам предпринимателей в Петербурге Александром Абросимовым, писали в прокуратуру, другие ведомства, добиваясь, чтобы торговые точки не потеряли свой статус и место. Нас услышали, и более 5 тысяч объектов сохранили условия размещения, а предприниматели продолжили работу.
БД: Какие задачи стоят сегодня?
ЕЦ: На уровне государства президентом поставлена задача увеличить количество занятых в малом бизнесе до 25 млн человек. Эта цифра близка к числу самозанятых по стране. Значит, надо заинтересовать этих малых предпринимателей выйти из тени, помочь людям найти путь к легальному бизнесу. С этой целью Правительством России подготовлена программа для регионов под названием «Мой бизнес». Этот проект подразумевает создание на местах комплексной поддержки, чтобы облегчить создание объектов предпринимательской деятельности. В Петербурге оператором программы «Мой бизнес» выбран Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства, созданный при Общественном Совете.
БД: А по-конкретней можете сказать?
ЕЦ: Цели стоят самые амбициозные. К концу года по этой программе наш Фонд должен оказать услуги более 11 тысячам субъектов предпринимательской деятельности и создать не менее 300 новых организаций.
Реализация этих мер проходит по федеральной программе «Акселерация», финансирование распределяется таким образом: 49% из бюджета страны, 51% оплачивает регион. Общая сумма вложений в проект составит 258 млн руб. плюс дополнительные 35 млн выделят на Центр поддержки экспорта (он является самостоятельным юрлицом). Работу планируется начать с мая. До конца года на эти средства мы должны создать Центр социального предпринимательства, Центр ремесленничества, Центр молодежного инновационного предпринимательства и Центр сертификации. Также мы поддержим Центр кластерного развития и Центр инжиниринга, которые находятся в структуре бизнес-инкубатора «Ингрия». Через год, когда эти структуры заработают в полную силу, весь комплекс, включая существующий Центр развития и поддержки предпринимательства и Фонд кредитования малого и среднего бизнеса, Центр поддержки экспорта и Центр сертификации, превратится в единый механизм помощи бизнесу.
БД: Будем считать, что мы уже начали информирования предпринимателей о появившихся возможностях, но, видимо, будет что-то еще?
ЕЦ: Конечно! Мы планируем создать сайт, который максимально представит все наши услуги, параллельно запустим информационную кампанию в СМИ. Важно, чтобы люди узнали о том, как и чем они могут воспользоваться.
БД: Вы создадите множество центров поддержки, а какие станут самыми востребованными?
ЕЦ: Надеюсь, каждое направление будет работать. Мы только что промониторили 300 петербургских компаний среднего бизнеса из производственной сферы, из которых 50 уже вышли на экспорт. При этом выяснилось, что половина из них не пользуется никакими инструментами государственной поддержки. Поэтому одной из наших инициатив для нового экономического блока правительства города стала идея разработать понятные бизнесу пакеты преференций, которые власти могут ему предоставить: для одних это предложения по недвижимости, для других – льготные условия налогообложения. Последнее стало возможным с 2016 года, когда регионам разрешили самостоятельно определять ставку УСН при объекте налогообложения «доходы». Этим воспользовались наши соседи: в Ленобласти ставка была снижена с 6% до 1%. Эффект получился колоссальный. В первый же год количество зарегистрировавшихся предпринимателей увеличилось в десятки раз! 1% – это же просто сказка! Я не думаю, что при нынешнем экономическом положении города и бюджетном дефиците мы сделаем такой же шаг, но хотя бы до 4% сократить налоговую нагрузку вполне допустимо. Тем более, что подобный опыт уже имеется. Это даст хороший импульс для бизнеса работать по этой системе. Кроме того, важно это сделать и потому, что в 2021 году прекращается работа предприятий по ЕНВД, который очень популярен в среде бытовых услуг. И к моменту, когда бизнесу придется делать выбор, на что переходить, нужно иметь привлекательные варианты для работы.
БД: Ваши личные впечатления от нового экономического блока Смольного?
ЕЦ: По-моему, назначенные кадры – это не типичные чиновники, а специалисты, хорошо знающие бизнес и его потребности. Мы встречались с председателем Комитета по промышленной политике и инновациям Юрием Калабиным, разговор шел исключительно в стиле «чем комитет может быть полезен бизнесу». Я надеюсь, что наш потенциал будет использован по полной программе, поскольку мы видим внутренние проблемы, аккумулируем отраслевую информацию.
БД: Больше всего внимания сейчас, наверно, приковано к сфере мини-отелей?
ЕЦ: А как же! Так сложилось, что бизнес, который работает в этой нише, – это 20% номерного фонда города, около 15 тысяч рабочих мест, по экспертным оценкам. Все эти предприниматели платят налоги, имеют от 10 до 15 сотрудников. Принимая закон о запрете, надо понимать, сколько потеряет бюджет. Синергетический эффект затронет и сопутствующие сферы обслуживания: клининг, питание, прачечные… Что уже начинает происходить? Закрываются ООО и ИП, хостелы превращаются в апартаменты, которые сдают частные лица. Весь этот бизнес уходит в «серую» зону, из которой его вывести будет очень трудно.
Я считаю нашей задачей, несмотря на все принятые документы, любой ценой сохранить в городе формат малых отелей. Это очень непросто, но даже сейчас, после принятия документа в третьем чтении (о запрете размещения этих объектов в жилом фонде. – Прим. ред.), мы собираемся активно помогать предпринимателям в переводе назначения помещений в нежилые – всем, кому это можно по действующим правилам. На первых этажах это можно, на вторых, если под ними первый нежилой, тоже. И так далее. Мы должны использовать всю палитру своих возможностей для тех, кто «попал».
Например, предлагаем активизировать программу расселения коммуналок, которая действует в городе, в первую очередь для помещений на первых этажах, чтобы активней переводить их в нежилые. Потребность в сегменте эконом-класса у гостей нашего города, безусловно, есть, и ее надо реализовать.
БД: Какие еще узкие места городу надо «расшивать»?
ЕЦ: В той же туристической отрасли есть проблема с гидами-переводчиками. И хотя законодательно прописано, что этим могут заниматься только резиденты РФ, не так давно была предпринята попытка изменить это, исключив их из списка в пользу нерезидентов. Вы понимаете, к каким бы последствиям это привело. Мы составили письмо и направили его в Министерство экономического развития России, оно попало к Евгению Елину, который работал в ранге замминистра. Также мы обратились к Валентине Матвиенко. Благодаря их совместным усилиям ситуацию удалось переломить. Причем эта история могла обернуться проблемой не только для Петербурга, но и для Дальнего Востока, Краснодарского края и других регионов, откуда мы получили благодарственные отклики.
БД: Малый бизнес работает, как правило, на «упрощенке». Увеличение до 20% НДС его не коснулось?
ЕЦ: Еще как! Повышение ударило по среднему бизнесу и частично малому, относящемуся к сфере производства, находящемуся в технологической цепочке с другими поставщиками и производителями товаров, в силу специфики работающими с НДС. С учетом сложившейся экономической ситуации – при снижении покупательской активности, росте тарифов по коммунальным платежам – настроение у бизнеса пессимистическое: лишние 2% оказались слишком заметны. Нам необходимо использовать региональные возможности по льготам для предпринимателей. Например, на встрече с Александром Бегловым я подняла вопрос о снижении налогов для компаний, занимающихся благотворительностью. Раньше для них существовала льгота по прибыли, а когда ее отменили, компании перестали выделять средства на благотворительность официально. Я считаю, что надо использовать все возможности, даже такие незначительные: речь идет о 3% снижения региональной ставки для предпринимателей.
БД: В какую сторону сейчас смотрит начинающий предприниматель, какие новые бизнесы развиваются в городе?
ЕЦ: IT. Без вариантов. Это целый мир новых возможностей. Из других новинок отмечу создание коворкингов. Недавно я общалась с молодым предпринимателем, который арендовал цех со столярными станками. Зарабатывает на часовой аренде этого оборудования на желающих что-то сделать своими руками. Пользователи этой услуги – самозанятые, которые изготавливают деревянные изделия. В рамках нашего проекта «Мой бизнес» мы тоже будем создавать молодежный коворкинг для ребят с 14 до 17 лет, чтобы у них появились рабочие навыки.
БД: А из каких сфер бизнес, наоборот, уходит?
ЕЦ: На фоне борьбы с ростом нестационарной торговли стали закрываться мелкие торговые точки. У людей просто опустились руки. Вторая грустная история – это борьба с мини-отелями, они массово могут уйти в тень.
БД: Предпринимателями становятся далеко не все. Какой барьер нужно преодолеть, чтобы решиться открыть свой бизнес?
ЕЦ: В мае Совет традиционно проводит встречи с молодежью в рамках акции День предпринимателя, когда руководители районных подразделений, наш актив приходит во все школы города. Мы организуем конкурсы, рассказываем ребятам о возможностях развития бизнеса, о том, что происходит в этой сфере экономики Петербурга. Я не устаю повторять старшим школьникам, что стать наемными работниками вы всегда успеете, а вот попробовать себя в бизнесе гораздо легче в молодости, надо просто на это решиться. Когда ты сам отвечаешь за свои риски, за свое будущее, это особое состояние.
Павел Пашнов