СКАЗОЧНЫЕ ЗАРАБОТКИ
В РОССИИ ИЗ 649 ТЕАТРОВ БОЛЬШЕ ТРЕТИ (183) – ДЕТСКИЕ. ОДНАКО ЖИВУТ ОНИ ПО ВЗРОСЛЫМ ПРАВИЛАМ И ЕЖЕДНЕВНО РЕШАЮТ СОВСЕМ НЕ ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО БИЛЕТЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ЗРИТЕЛЕЙ ПРОДАЮТСЯ ПО СИМВОЛИЧЕСКИМ ЦЕНАМ, РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ТЕАТРА, НОВЫЕ ПОСТАНОВКИ И ЗАКУПКУ ИНВЕНТАРЯ ВЫЛИВАЮТСЯ В СЕРЬЕЗНЫЕ СУММЫ. «БД» ВЫЯСНИЛ, ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ДЕТСКИМ ТЕАТРАМ И КАК ОНИ ВЫЖИВАЮТ В НЕПРОСТЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ.
Кукольная коррупция
В ходе подготовки материала корреспондент «БД» общался с театральными экспертами, включая Александра Калинина, директора Санкт-Петербургского Большого театра кукол (БТК), который трудится на Некрасова, 10 с 1993 года. И вдруг, когда уже верстался номер, культурную общественность города всколыхнул громкий скандал, в центре которого оказался Калинин. Главного кукловода Северной столицы заподозрили в теневом заработке на постановке детского спектакля. Силовики нагрянули в царство кукол с обыском и возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки).
Из материалов дела следует, что Александр Калинин 11 декабря 2018 года заключил договор на поставку реквизита к одному из спектаклей. Согласно документам, бутафория должна была обойтись театру в 2,2 млн руб. По версии следствия, не менее 1,2 млн руб. вернулось лично в руки директору культурного заведения. Для всех, кто знаком с театром и его директором, эти события стали шоком. Сотрудники и коллеги надеются, что ситуация разрешится благополучно.
Театры и школы
Детские театральные деятели верят в необходимость тесного сотрудничества школ и театров. Уполномоченный при президенте РФ по правам детей Анна Кузнецова даже предложила создать федеральную программу такого взаимодействия.
А ведь действительно, еще менее, чем полвека назад, культпоход в театр с классным руководителем был обычным делом: школьники массово посещали спектакли, поставленные по произведениям, входящим в учебную программу. Сегодня поход с учителем в театр – это редкость: педагоги не хотят брать на себя ответственность за безопасность учеников за пределами учебного заведения.
Сложно стало и распространять билеты по школам. Представителей театров охранники не пускают в учебные заведения, поэтому такая система «обилечивания» практически исчезла. Но все-таки театры нашли новые способы привлечения маленькой публики: помимо продажи билетов через кассы и онлайн, они активно работают с социальными сетями.
«У каждого театра – свои способы привлечения зрителя в зависимости от их репертуарной политики. Мы продолжаем заниматься рекламой, и в последнее время это в основном социальные сети. Кроме того, возобновили старую традицию ставить спектакли для взрослых. Они идут в будние дни. Нам приходится гораздо больше работать, чтобы хоть как-то уменьшить разницу в заработках с любым большим театром. В год мы показываем порядка 400 спектаклей, а бывали времена, когда их число доходило до 500», – рассказывает Александр Калинин.
Директор «Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева», заслуженный работник культуры РФ, профессор, кандидат педагогических наук Светлана Лаврецова считает, что для возрождения взаимодействия со школами необходимо решить вопрос о трансфере для детей в театр. Сейчас это одна из самых острых проблем. «Этот вопрос нужно решать с профильными комитетами на уровне города. Необходимо единое постановление городского правительства, в котором для каждого комитета будут комплексно определены нормы и прописаны все детали взаимодействия театров с образовательными учреждениями», – убеждена она.
Без государства – никуда
По словам Светланы Лаврецовой, спектакли, поставленные на большой сцене, могут не окупаться годами: «Если мы говорим о серьезных постановках, то это минимум пять лет. А иногда и десяти лет не хватит, чтобы покрыть затраты».
Государство формально не вмешивается в ценовую билетную политику, но руководители театров понимают, что могут собирать залы только при условии низких цен на билеты, иначе маленькие зрители к ним просто не придут.
«Ни один детский театр – и это проверено годами – не может существовать без государственных дотаций, ведь цены на билеты должны быть доступными для всех слоев населения. Поэтому сравнивать доходы детских и взрослых театров бессмысленно», – резюмирует Светлана Лаврецова.
И еще на один момент обращают внимание эксперты. Коммерческое размещение рекламы по городу стоит дорого, и у детских театров нет на это средств. А значит, не происходит должного освещения премьер и мероприятий, так что потенциально заинтересованные зрители оказываются потеряны. Шансы на получение социальной рекламы от города невелики, рассчитывать на этот ресурс со стопроцентной уверенностью не приходится.
Несмотря на дорогие постановки и огромный зал (более 800 мест), в ТЮЗе средняя стоимость билета – 400 руб. Такой же политики придерживаются в Санкт-Петербургском государственном драматическом театре «На Неве» – авторском театре заслуженного деятеля искусств России Татьяны Савенковой.
«Посещаемость нашего театра высокая, большой зал на 501 место почти каждый раз заполнен полностью. К нам приходят не только петербуржцы, приезжают зрители из ближнего и дальнего зарубежья. В среднем театр дает около 30 спектаклей в месяц. Стоимость билетов – от 400 до 1 200 руб., цены для детей и взрослых одинаковые», – говорит Татьяна Савенкова.
Детям – театры
В сентябре 2017 года был запущен проект «Театры – детям». Его поддержал президент РФ Владимир Путин, а также Министерство культуры РФ. С 2018 года адресная поддержка деятельности театров для детей и молодежи доведена до 1 млрд руб. ежегодно. В проекте приняли участие почти 150 театров, которые получили от 1 до 4 млн руб. Поддержка распространяется не только на обновление материально-технической базы, но и на гастрольную программу, а также финансирование постановок.
«Программа особенно важна для театров в провинции. Однако есть опасение, что регионы начнут снижать дотации театрам за счет этих субсидий, этого нельзя допустить. Программа должна работать как дополнительное финансирование, но не заменять существующее», – подчеркивает Светлана Лаврецова.
Закон «О госзакупках»
У театров, в том числе детских, как и у всех госучреждений, есть одна общая проблема, связанная с исполнением 44-ФЗ «О госзакупках». Театральные деятели ждут поправок в этот документ с надеждой, что они сделают их жизнь легче.
По словам Александра Калинина, с самого начала законопроект «О госзакупках» театральная общественность приняла в штыки. Многим было непонятно, как на основе конкурса создавать произведения искусства. Было много критики, театральные деятели ходили по инстанциям и, объясняя и доказывая, добились немалых послаблений. Однако наибольшая проблема состоит в том, что театрам приходится заниматься не выпуском спектаклей, а тратить время на контрактные закупки, нанимая для этого специалистов. Понятно, что аукционы реально снижают цену, но крупные закупки у театров крайне редки.
Сейчас для каждой закупки театры обязаны обосновать цену, и если в случае с пошивом костюмов и покупкой оборудования это как-то объяснимо, то с контрактами артистов и режиссеров возникают сложности, поскольку нужно обосновывать каждую сумму, высчитывать среднюю стоимость. А бесконечные тендеры лишь тормозят работу театра, причем приоритетом является не качество, а низкая цена. В итоге театрам постоянно приходится балансировать между тем и другим. В конце декабря прошлого года на рассмотрение Госдумы были вынесены поправки в закон «О госзакупках»: согласно новой редакции, художественное решение не должно зависеть от дешевизны услуги.
«Наконец-то в Госдуме появились активные люди, понимающие специфику нашей работы. Будем надеяться, что новый законопроект облегчит жизнь театрам. В частности, в законе есть ограничительные пункты. Например, ранее было ограничение в 400 тысяч руб. на единовременную закупку, и не более 20 млн театр мог потратить в год. Для крупных театров это больная проблема, потому что в эти суммы уложиться крайне сложно. Сейчас их хотят увеличить до 700 тысяч и 50 млн руб. соответственно», – отметила Светлана Лаврецова.
На одну зарплату
Зарплаты у артистов в детских театрах не высоки. В среднем они получают порядка 30 тысяч руб. Это привело к тому, что, например, в БТК десять лет назад отказались от постоянной труппы: с каждым артистом театра заключаются контракты на конкретные спектакли.
На эксперимент в БТК пошли совместно с правительством города. Сейчас в штате театра работают 110 сотрудников, в основном это технический и административный персонал. А в ТЮЗе нашли другой путь. Руководство культурного учреждения для сохранения труппы разработало систему баллов. За главную роль актер получает более высокий коэффициент, за второстепенную – ниже. При этом, если у актера второго плана много ролей, он получает зарплату, соизмеримую с заработком ведущих артистов.
«Детские театры – это низкие заработные платы. А ведь в них работают не только артисты, но и звукорежиссеры, монтировщики… Бюджетные ставки у нас очень низкие, и 70% от наших доходов мы отдаем на зарплату и налоги», – пояснила Светлана Лаврецова.
Валентина Карелова