ИДЕМ НА СЕВЕР!
ЕЖЕГОДНО В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ ОТКРЫВАЮТ НОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПЛАТИНОВОГО МЕТАЛЛА, МЕДНО-НИКЕЛЕВЫХ РУД, ТИТАНА, ТАНТАЛА, НИОБИЯ, РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ, ЖЕЛЕЗА, ФОСФОРА, ПОЛИМЕТАЛЛОВ, ФЛЮОРИТА, ХРОМА, МАРГАНЦА, ЗОЛОТА И АЛМАЗОВ. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО КРУПНОГО, СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭТОМ РЕГИОНЕ ОБСУЖДАЛОСЬ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФОРУМЕ «АРКТИКА – ТЕРРИТОРИЯ ДИАЛОГА».
Стратегическое направление
Слова президента о том, что для России Арктика играет стратегическую роль, произнесенные в конце 2018 года, были обращены не только к военным. Не в меньшей степени это касалось реализации научно-технических проектов и масштабных программ по хозяйственному освоению региона в целях экономического процветания страны.
Главный научный сотрудник Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) Константин Лобанов оценил количество неизученных территорий в прибрежной зоне Арктики на предмет твердых полезных ископаемых так: «Величина 40–50% не учитывает богатства шельфа и удаленных от берега территорий». Эксперт уточнил, что, помимо традиционных нефти и газа, здесь сосредоточены значительные запасы платины, никеля, алмазов, других металлов и минералов.
По словам Ольги Суриковой, руководителя дальневосточной практики компании КПМГ, «арктический шельф разведан только на 10%, этими цифрами продиктован высокий экономический потенциал региона и, следовательно, ликвидность вложений в его освоение».
Ледокольного флота, подобного российскому, нет ни у одной страны мира. Несмотря на это, штат ледоколов регулярно пополняется новыми современными судами, а находящиеся в эксплуатации подвергаются радикальной модернизации. Колоссальные материальные затраты на эти нужды более чем оправданны. Северный морской путь – артерия, позволяющая не только обеспечить кратчайший и, соответственно, дешевый доступ из европейской части России к Дальнему Востоку, но и коридор, связывающий Европу со странами тихоокеанского региона и составляющий достойную конкуренцию Суэцкому каналу. К 2024 году грузопоток по Северному морскому пути планируется довести до 80 млн тонн – хорошая новость для судовладельцев и бизнесменов от логистики. Пока же успех скромный, считает Илья Жарский, управляющий партнер экспертной группы VETA, приводя статистику перевозок. Согласно этим данным, если в 1996 году по СМП было перевезено 1,8 млн тонн груза, то в 2017 году – 10,6 млн тонн груза. Впрочем, и эта цифра не так уж велика: 10,6 млн тонн – это вес грузов, которые ежедневно провозят через Суэцкий канал.
Со времен СССР северные границы вызывали у властей наибольшие опасения с точки зрения их контроля и защиты. Российская армия вернулась в Арктику всерьез и надолго, ведь путь к территории потенциального противника пролегает через Северный полюс. Арктическая группировка войск медленно, но уверенно наращивает силу. Только в 2015 году были построены четыре новые военные базы. Наращивание контингента требует создания новых объектов инфраструктуры и организации их обеспечения различными видами довольствия. В реализации этих проектов участвуют представители бизнеса из разных сфер деятельности.
Понятно, что такие компании, как «Роснефть» и «Газпром», – это крупнейшие игроки на рынке ресурсов, и бизнес-соперничество с ними невозможно. Но в подрядчики к подобным гигантам добросовестные предприятия попасть могут. Речь идет о дорожном строительстве, возведении жилья и других сферах деятельности. Особняком стоит геологоразведка – занятие дорогое и трудозатратное. В Арктике поиск новых месторождений полезных ископаемых проводится как по инициативе государства, так и в сотрудничестве с добывающими компаниями. Возможность государственно-частного партнерства (ГЧП) существенно расширяет сферу деятельности крупных компаний.
Идеи для Арктики
На протяжении десятилетий арктические территории считались уделом ученых, военных и предприятий по добыче полезных ископаемых. Бытовало мнение, что Арктика с ее климатом и удаленностью от благ цивилизации пригодна только для добычи ресурсов, требующей солидных финансовых инвестиций, а потому бесперспективна для небольшого бизнеса. Но уже сегодня многие деловые люди не согласны с таким подходом.
Так, председатель ФК «Открытие» Евгений Данкевич считает, что возможностей для государственно-частного сотрудничества в регионе более чем достаточно. Верит он и в колоссальный экономический потенциал арктического туризма. Отсутствие достойной инфраструктуры – единственное препятствие на пути развития этого направления бизнеса. На взгляд эксперта, решение этой проблемы, помимо прямой прибыли, принесет косвенные дивиденды в плане развития мелкого бизнеса в смежных областях.
Учитывая пристальное внимание к региону со стороны государства, подкрепленное солидными финансовыми вливаниями, неудивительно, что в Арктике растут масштабы строительства, в котором для среднего и малого бизнеса всегда находится ниша. Дмитрий Босов, председатель совета директоров компании «Востокуголь», приводит в пример строительство Малого порта с привлечением частных подрядчиков. Строительство дорог, транспортные услуги, ремонт инженерных коммуникаций и транспорта, а также ряд других отраслей хозяйствования способны взять в свои руки бизнесмены. При этом, безусловно, их инициативам нужна поддержка со стороны администраций регионов.
Прозвучавшие на форуме экспертные мнения схожи: развитие Арктики требует нестандартных решений от отечественных предпринимателей. Какие условия привлекут бизнес на эту территорию? Участники мероприятия обсудили целый пакет изменений в законодательстве, которые позволят компенсировать затраты предпринимателей на выплаты надбавок к зарплате сотрудникам.
Трудности диалога
На форуме были названы и основные проблемы, мешающие развитию бизнеса в регионе. Прежде всего это, конечно, суровые климатические условия, отражающиеся на всех разновидностях хозяйственной и социальной работы. Они определяют ускоренный износ главных фондов производства и необходимость их регулярной замены, влекут за собой риски аварий, причиняющих экологический урон. При этом устранение последствий природных катастроф, особенно на территории морского шельфа (не до конца изученного и освоенного), подразумевает серьезные сложности.
Обсуждали участники и сложившуюся зависимость бизнеса от северных завозов, и дороговизну транспортировки грузов в отдаленные части Арктики (в том числе по воздуху). Такая же прямая зависимость существует и от поставок нефтепродуктов, угля и продовольствия, обусловленных материальным и техническим снабжением в ограниченный период времени. Есть и проблема дефицита квалифицированных специалистов, а также отсутствия у них достаточной мотивации из-за низкой конкуренции на рынке труда региона.
Евгений Данкевич указывает, в частности, на то, что, кроме трудностей, связанных с транспортом, в Арктике есть проблема с достойным жильем. Его критически не хватает, что затрудняет компаниям работу на рынке оказания туристических услуг. И здесь бизнес ждет поддержки от власти – например, в виде упомянутого ГЧП. Но и с этим не все просто. Дмитрий Босов отмечает инертность принятия решений центром: получение бюджетных средств чаще всего затягивается на долгие месяцы. Тем не менее сотрудничество с государством, по его мнению, является хорошей гарантией успешности финансовых вложений. А вот у председателя правления и совладельца компании НОВАТЭК Леонида Михельсона есть претензии к организации лицензирования нефтедобычи: у коммерсантов часто возникают проблемы с получением лицензий.
Пример успешной реализации бизнес-проекта привел представитель президента РФ Сергей Иванов, отвечая на вопрос о целесообразности вложения средств частных компаний в Арктику. «Достаточно посмотреть на порт Сабетта, чтобы понять эффективность бизнеса», – сказал он. Действительно, порт и завод по производству СПГ работают, принося прибыль в казну и приумножая активы предпринимателей.
Кристина Рудич