ДЛЯ КОГО КОВОРКИНГ?
В ПЕТЕРБУРГЕ ПОСТОЯННО ПОЯВЛЯЮТСЯ ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ КОВОРКИНГИ. ОРГАНИЗАТОРЫ ПРОСТРАНСТВ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ СКРЫВАЮТ: БИЗНЕС ХОТЬ И МАЛОРЕНТАБЕЛЬНЫЙ, ЗАТО НЕ СЛИШКОМ ХЛОПОТНЫЙ.
Что это такое?
«Коворкинг? Это что-то типа анти-кафе?» – такой вопрос нередко задают люди, которые мало знают о сути явления. А бизнес-идея простая: она состоит в предоставлении рабочего пространства и оборудования за определенную плату.
По данным компании Maris, в Петербурге работает больше трех десятков коворкингов. В основном они расположены в центре города вблизи станций метро и предоставляют широкий выбор вариантов аренды как по расценкам, так и по площадям. Коворкинг – это рабочая атмосфера среди коллег, ориентированная на тех, кто сам планирует свое рабочее время, описывают услугу эксперты.
Суть состоит в создании модели работы, при которой участники проекта, оставаясь независимыми, используют для своей деятельности общее пространство и оборудование. Качество и стоимость работы специалиста в глазах клиента автоматически повышается, когда его принимают в уютном шоу-руме с подобающим сервисом, отмечают специалисты.
Вариантов организации коворкингов действительно много. Так, в частности, в систему «Офис-М» в Петербурге входят сразу девять коворкингов, а в «Практик» – пять. И если площадь коворкинга StudentGO составляет несколько десятков квадратных метров, на разноуровневых площадках «Точки кипения» можно и заблудиться…
Как это работает?
Все просто: организуется рабочее пространство, где в аренду сдаются рабочие места в соответствии с потребностями. Это могут быть как простейшие переговорные или студии красоты, так и мини-цеха с современными станками.
Клиенты – частники, которым нужно что-то сделать для себя, или индивидуальные предприниматели, снижающие затраты на вложения в помещение и оборудование. Одни приходят, чтобы держать себя в рабочем тонусе, проводя время в кругу единомышленников, другие – воспользоваться достаточно дорогой профессиональной техникой, которую не могут себе позволить. Именно поэтому растет спрос на специализацию коворкингов. Кроме универсальных, которые предлагают площади всем подряд, все больше становится старающихся сконцентрировать специалистов по профилю.
Например, коворкинг «Академия им. Егорова» ориентирован на работу частных преподавателей, тренеров и психологов. А коворкинг «На Балтийской» – на дизайнеров одежды. В «Masters Space» предоставляют полностью оборудованные рабочие места для мастеров перманентного макияжа и маникюра, художников по прическам и визажистов. А в «Классе труда» ждут тех, кто умеет работать с деревом, кожей, глиной и другими материалами, изготавливая из них что-то полезное.
Что касается расценок за использование, то часовая цена аренды рабочего места стартует от 150 руб., а дневной тариф составляет 500–900 руб. Длительная аренда предполагает средний тариф за рабочее место от 4 до 14 тысяч руб.
Кому это надо?
«Когда начинаешь свой бизнес, всегда совершаешь массу ошибок, которых при наличии опыта можно было бы избежать», – говорит Дарья Воронина, владелец воркплейса «Академия им. Егорова». Она советует тщательно просчитывать все нюансы дела еще до того, как оно с уровня идеи перейдет в реальность.
С чем сталкиваются организаторы коворкингов? Казалось бы, нашел помещение, оборудовал его в зависимости от задач, разрекламировал и все – только барыши подсчитывай. На самом деле все гораздо сложнее. Если речь идет о коворкинге швейного профиля, нужны машинки, оверлоки, раскроечные столы, манекены и прочее. Если предполагается работа с деревом, понадобятся станки, вытяжные системы и остальные элементы производства. И даже если планируется открыть коворкинг для косметологов и массажистов, все равно не обойтись без специального оборудования – тех же массажных столов, к примеру.
Потребуются инвестиции в аренду помещения, стоимость которой сильно разнится с учетом района и места расположения, и в оборудование – в зависимости от профиля услуг, но не меньше 100 тысяч руб. Эти первоначальные вложения еще нужно окупить за тот или иной срок. «Опыт работы показал, что прибыль от работы коворкинга можно получать только по прошествии двух лет со дня открытия, а для окупаемости проекта потребовалось не менее трех, – признается Дарья Воронина. – Для увеличения отдачи от площадей стоит использовать разные варианты, включая и сдачу части помещений в субаренду».
Если позволяет площадь, то даже, например, в специализирующийся на творчестве коворкинг вполне можно вписать небольшое кафе, копировальный центр или мастерскую по ремонту гаджетов. Помочь с окупаемостью может и проведение локальных мероприятий: тренингов, лекций, собраний делового характера, которые заполняют часы в своего рода «низкий» сезон спроса на коворкинговый сервис. Например, в «Классе труда» активно используют курсы по обучению желающих тому или иному ремеслу: это способствует как пополнению бюджета, так и популяризации коворкинга среди потенциальных клиентов.
«Поскольку у меня коворкинг ориентирован на студентов, которые летом не учатся, сейчас срочно ищу, чем его заполнить в период снижения спроса, чтобы площади не простаивали, – делится планами владелец StudentGO Михаил Мухин. – Уже понял, что проведение мероприятий – хорошее подспорье для поддержки такого бизнеса».
Выгодно или нет?
Спрос на услуги коворкингов, по словам участников рынка, есть, однако рассчитывать на быстрое возвращение инвестиций не приходится: владельцы вынуждены конкурировать как с «надомным» бизнесом, так и с услугами традиционных бизнес-центров.
По оценкам специалистов, в первую очередь коворкинг-сервис зарабатывает на нише небольшого частного бизнеса и компаниях с горизонтальной структурой управления, у которых нет необходимости держать сотрудников в собственном офисе, а вот желание превратить их в коллектив единомышленников и при этом сэкономить на аренде – есть.
«Для компаний, бизнес которых позволяет специалистам работать удаленно, но есть необходимость периодически собирать всех в одном месте, коворкинг – вполне подходящий вариант, – считают рекрутеры. – Ведь собрать 10-15 человек несколько раз в неделю на пару-тройку часов в этом случае не проблема». При этом владельцам такого сервиса все время приходится держать нос по ветру и грамотно регулировать арендную плату, стараясь привлекать постоянных клиентов при каждой возможности.
Кроме того, с недавнего времени в Петербурге появилась практика организации не только коворкингов, но и коливингов. Если в первом случае речь идет о том, чтобы вместе работать, во втором люди трудятся в разных местах, но проживают на общей территории в силу схожих интересов и жизненных принципов. Однако в обоих случаях для того, чтобы «отбить» вложения, владельцам бизнеса требуются годы работы.
Дарья Воронина, владелец воркплейса «Академия им. Егорова»:
– Главное при открытии коворкинга – арендовать правильное помещение. Требований к нему много: оно должно полностью подходить под ваши цели, находиться недалеко от метро, располагать возможностями для парковки автомобилей и т.д. Ставка аренды при этом должна быть приемлемой и не только полностью покрываться доходами от работы коворкинга, но и приносить прибыль. Практика в моей области показывает, что есть смысл работать, если в коворкинге имеется не менее шести кабинетов.
Михаил Мухин, владелец StudentGO:
– Первоначально планировалось, что этот проект окупится в течение года. Однако сейчас становится ясно, что срок окупаемости будет большим, поскольку это низкомаржинальный бизнес, и ожидать больших доходов не приходится.
Елизавета Слащева, владелец коворкинга Masters Space:
– Уверена в том, что коворкинг должен иметь ту или иную специализацию: у нас, к примеру, он ориентирован на предоставление услуг в сфере косметологии. Это позволяет создавать более комфортные условия для работы специалистов.
Владимир Сергачев