ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР
БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОМУ ТЕАТРУ НЕ ВЫЖИТЬ, ОТМЕЧАЮТ ОПРОШЕННЫЕ «БД» ЭКСПЕРТЫ. НА ПРИМЕРЕ ОПЕРНОГО ТЕАТРА КОРРЕСПОНДЕНТ ИЗДАНИЯ ПРОАНАЛИЗИРОВАЛ ЭКОНОМИКУ КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА. РАЗОБРАТЬСЯ В ТЕАТРАЛЬНОЙ БУХГАЛТЕРИИ ПОМОГЛИ РУКОВОДИТЕЛИ «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА» – ДИРЕКТОР ЕВГЕНИЙ МАЛЫГИН И РЕЖИССЕР ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВ, ОСНОВАВШИЙ ТЕАТР В 1987 ГОДУ.
Недавно «Санктъ-Петербургъ Опера» пошла на эксперимент и впервые за всю свою творческую историю поставила два детских спектакля: «Кот в сапогах» и «Красная шапочка». Это были мировые премьеры, так как театр первым отрыл для зрителей забытые оперы талантливого русского композитора начала XIX века – Цезаря Кюи. В театре подчеркивают, что это не коммерческий проект, а работа на будущего зрителя, ведь стоимость билетов на детские спектакли, если они не премьерные, колеблется от 300 до 700 руб., а мест в театре всего 172. К примеру, на взрослые постановки самый дорогой билет стоит 3 тысячи рублей.
«Мы видим в детских постановках будущее театра, – отмечает Евгений Малыгин. – Сейчас ощущается демографический провал 90-х, это сказывается не только на заполняемости залов (кстати, заполняемость зрительного зала у нас на всех спектаклях – 100%), а в первую очередь на отсутствии театрального воспитания, которое было прежде. Чтобы восполнить этот пробел, еще до выпуска детских спектаклей, мы придумали специальные концертные программы, например, «От А до Я», «Музыкальная азбука детям». Они были ориентированы также на малообеспеченные семьи и на детей с ограниченными возможностями. По этим социальным программам мы приглашали ребят бесплатно в наш театр и объезжали с концертными и образовательными программами школы, детские дома и интернаты. В общей сложности, в программе приняли участие 8 тысяч детей, и многие из них теперь приходят на наши спектакли уже по билетам».
Ценового ограничения на детские постановки нет, но есть негласные правила, говорят эксперты. Во-первых, если билеты невозможно сделать дорогими, поскольку на спектакль никто не пойдет. Во-вторых, детские спектакли могут идти только в выходные, причем в утреннее, или дневное время, ведь детей сопровождают родители. В-третьих, если раньше взаимодействие театров со школами было налажено, то сегодня в этом направлении работать очень непросто: руководство учебных заведений от коллективных походов отстранилось, и это полностью легло на плечи родителей. В результате доля продаж билетов детям и школьникам сегодня незначительна.
Зато билеты на спектакли теперь можно приобрести не только в кассах театра и города, но и онлайн на сайтах театров или билетных операторов. Соотношение продаж по мнению специалистов составляет примерно 50 на 50, но тенденция покупки онлайн начинает преобладать, что, несомненно, удобнее и зрителю, и театру.
Романс про финансы
«Я задумал театр абсолютно один, не было ничего, кроме идеи и азарта. Первые 15 лет просто выживали. Помню, как понадобился контрабас, и я отправился в Комитет по культуре просить субсидию на его приобретени. Прихожу в кабинет к чиновнику, а он мне говорит: “Мы вас не просили открывать театр, выкручивайтесь сами”. Расстроенный, я пошел на репетицию в здание на Галерной, где уже шел ремонт. Мы стали разбирать оркестровую яму, а в ней нашли… контрабас, брошенный много лет назад. И тогда я понял, что Божий промысел существует», – вспоминает Юрий Александров.
Если несколько лет назад «Санктъ-Петербургъ Опера» зарабатывал ежегодно 35 млн руб., но сейчас прибыль выросла до 47 млн. – спрос на спектакли заметно вырос. А кроме репертуарных постановок здесь начали устраивать закрытые показы (когда спектакли выкупают компании для своих сотрудников). А еще два года назад театр открыл экскурсионные программы по зданию, в котором находится (особняку барона фон Дервиза), что также приносит небольшой, но регулярный доход.
Финансирование премьерных постановок, как детских, так и взрослых, со слов директора театра, сопоставимы. В среднем у «Санктъ-Петербургъ Опера» затраты на них составляют около 8 млн руб. А вот в федеральных государственных театрах эта сумма может быть в 10 раз выше. «Пару лет назад, по просьбе зрителей, мы посчитали во сколько обойдется поход в наш театр без государственной субсидии. Выяснилось, что без такой поддержки билет встанет зрителю в 35 тыс. рублей», – поясняет Евгений Малыгин.
Расходы «Санктъ-Петербургъ Опера» на содержание здания и заработный фонд составляют не менее 300 млн. рублей в год, из которых продажа билетов покрывает шестую часть, остальное субсидирует государство. «Конечно, таким федеральным гигантам, как Большой или Мариинский театры, выделяются значительные субсидии и гранты. Мы же, как и большинство петербургских театров, получаем финансовую поддержку от городского Комитета по культуре. Кроме того, театр дважды выигрывал Грант президента России на постановки уникальных спектаклей», – рассказал Евгений Малыгин.
Валентина Карелова