РАСТУЩАЯ ПРИБЫЛЬ
В ОТЛИЧИЕ ОТ МНОГИХ ДРУГИХ НАПРАВЛЕНИЙ БИЗНЕСА, РЫНОК ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА ДАЖЕ В КРИЗИСНЫЕ ВРЕМЕНА ПРАКТИЧЕСКИ НЕ СБАВЛЯЛ ОБОРОТОВ, А СЕЙЧАС ДЕМОНСТРИРУЕТ УВЕРЕННЫЙ ПОДЪЕМ. КАК НА ЭТОМ ЗАРАБОТАТЬ, ВЫЯСНЯЛ «БД».
По экспертным оценкам, емкость рынка растений для загородных домовладений (в первую очередь это производство и реализация многолетних цветов, плодовых деревьев и кустарников, а также различных лиственных и хвойных деревьев) в Петербурге составляет свыше 12 млрд руб. в год. Занят он очень плотно, поскольку только в городе и области насчитывается не менее четырех десятков крупных производителей рассады и саженцев. Если добавить к ним компании, которые только реализуют такую продукцию (а в их число входят и большие торговые сети), а также ряд малых предприятий – поиск свободной ниши становится задачей архисложной.
Масштабы рынка
В целом по России только в Ассоциацию производителей посадочного материала (АППМ), созданную в 2008 году по инициативе владельцев частных питомников растений, входит свыше 200 компаний, представляющих 40 субъектов РФ и 148 питомников, а также ряд организаций-смежников, занятых, кроме поставок и продажи семян, оборотом техники и агрохимической продукции. Точное количество продавцов посадочного материала намного больше (как минимум вдвое), поскольку часть игроков рынка (в т. ч. торговые организации, небольшие частные питомники и пр.) в ассоциацию не входит.
В настоящее время в России работает около 350 питомников посадочного материала. При этом в каждой из таких стран, как Голландия, Бельгия или Германия, действует до 5 тысяч подобных предприятий. Сфера считается достаточно перспективной: спрос на посадочный материал растет вместе с оборотами отрасли. По отзывам специалистов, сейчас рынок «кренится» сразу в двух направлениях. С одной стороны, растет популярность «декорации» (т. е. растений, предназначенных для украшения), с другой – все большим спросом пользуются овощная рассада, плодовые и ягодные культуры. Причем речь не только о банальной капусте, огурцах и томатах: все больше востребована рассада кабачков и баклажанов, а также кукурузы, фасоли и даже спаржи. Популярность ЗОЖ проявляется и в возросшем интересе к выращиванию пряных трав (базилика, мяты и пр.).
В структуре рынка посадочного материала наблюдается явная разница предпочтений. В целом на долю импорта (такую продукцию нам поставляют в основном из Польши, Германии, Голландии, Италии, Финляндии и Бельгии) приходится не менее 50%. Вместе с тем из-за границы в Петербург и Ленобласть ввозят, как правило, декоративные растения (определенные виды крупных цветов, хвойные деревья и кустарники). А вот «аллейные» (липу, клен и т. д.) и плодовые деревья, кусты, а также многолетние цветы покупатели предпочитают отечественные. При этом общий расклад примерно таков: до 30% посадочного материала приходится на местных производителей, еще до 20% поставляют другие регионы России, а остальное – импорт.
Общий объем российского рынка посадочного материала для открытого грунта составляет около 50 млрд руб. Если говорить о региональном рынке крупных производителей посадочного материала, их наберется не менее трех десятков. Только в ближайшем к городу Всеволожском районе базируются пять из них, продажа рассады и саженцев представлена повсеместно.
Основные местные компании, занимающие значительную долю рынка, – «Садово-парковые растения» (СПР), «Динос-парк», «Алексеевская дубрава», «Славянская усадьба», «Петрофлора-Северный Огород», «Россельхозпитомник». Кроме того, активно действуют и интернет-площадки (например, «Все сорта.ру» и «Рассада.ру»). Причем если кто-то думает, что за ними не стоит реального производства, он ошибается: «Все сорта», к примеру, располагают собственным питомником в Тверской области, выращивая там растения как в открытом грунте, так и в теплицах.
Зрим в корень!
Если заходит речь об организации бизнеса на саженцах, пойти можно по нескольким направлениям, каждое из которых обладает своими плюсами и минусами.
Первое – организация продажи купленного у производителей посадочного материала. По отзывам практиков, такая деятельность отличается наименьшей сложностью и трудоемкостью (при наличии оборотных средств, разумеется). Второе – черенкование и укоренение саженцев приобретенных растений. Это более сложный вариант, впрочем, сулящий и бо́льшие прибыли. Самым трудоемким, но и наиболее выгодным считается третий путь, который заключается в выращивании саженцев на собственном земельном участке.
Эксперты единодушно рекомендуют начинать бизнес с болезнеустойчивых сортов кустовых культур: смородины, крыжовника и малины (они требуют мало ухода, легко размножаются и всегда пользуются спросом) – либо земляники и роз. В этом случае инвестиции вернутся достаточно быстро. А самый большой доход могут принести саженцы хвойных пород деревьев, например, интерьерные сосны и ели. Но и первоначальные вложения здесь исчисляются десятками миллионов руб., а срок окупаемости начинается от 10 лет.
Что потребуется при организации такого дела? Если речь идет не о перепродаже, а о выращивании, то в первую очередь земельный участок. А уже затем – посадочный материал, оборудование и рабочая сила. Если растить саженцы на собственной земле площадью менее 1 га, то регистрировать предприятие не требуется: закон позволяет гражданам иметь личное подсобное хозяйство. Говорить о сроках окупаемости эксперты затруднились: все зависит от конкретики, а сумма первоначальных вложений может колебаться от нескольких десятков тысяч до миллионов руб.
По осени считаем
Один из наиболее важных факторов влияния – резко выраженная сезонность, поскольку торговля посадочным материалом в основном ограничивается апрелем-маем и сентябрем-октябрем. В силу природных особенностей в остальное время рассчитывать на значимые продажи практически не приходится.
Есть и другая специфика. Во-первых, понадобятся профильные знания: без понимания основ агрономии и применяемых технологий развивать этот бизнес не получится. Во-вторых, потребуются значительные оборотные средства. Когда речь заходит об оптовых закупках в крупных питомниках, сумма в 50–100 тысяч руб. считается стартовой. При этом закупка оптом, по отзывам практиков, при последующей реализации позволит заработать почти вдвое больше, тогда как при розничном обороте более 30% «наварить» не получится. В-третьих, не обойтись без собственной базы: посадочный материал надо где-то хранить в определенных условиях. А в-четвертых, надо иметь «нюх» на спрос: год от года предпочтения покупателей меняются, и то, что активно продавалось вчера, завтра может стать почти никому не нужным, полагают эксперты.
Людмила Мартынова, руководитель крестьянского (фермерского) хозяйства:
– Растет спрос на посадочный материал, благодаря использованию которого покупатель может вырастить для себя что-то вкусное. В частности, на рассаду ягодных культур, овощей, а также саженцы плодовых кустарников. Скорее всего, связано это с двумя причинами. С одной стороны, выращивая овощи или ягоды, можно сэкономить на их приобретении. А с другой, осуществляя полный контроль за их «производством», на выходе получают экологически чистый продукт, приобрести который не всегда возможно.
Михаил Качалкин, директор ООО «Опытно-селекционный питомник»:
– Многие российские питомники откровенно «подсели» на растения для «доращивания», которые поступают к нам с Запада в виде укорененных черенков, сеянцев или растений в мультиплатах. С одной стороны, это разделение труда – так проще! Но с другой, это превращает наши питомники в выходное поле западных производителей. И если по плодовым культурам такая экспансия ограничена их зимостойкостью, для декоративных растений она практикуется во все больших и больших масштабах.
Ольга Минченко, предприниматель:
– Продавать растения, в принципе, можно и весь сезон: для этого необходимо выращивать их в горшках, с так называемой закрытой корневой системой (ЗКС). В особенности это важно для кустарников и деревьев, поскольку, как показывает практика, многие покупатели могут не высаживать их по несколько дней, а то и недель. А лучше всего покупают растения с цветком. И хотя в литературе не рекомендуют пересаживать цветущие растения, рынок диктует другое.
Рейтинг спроса на саженцы овощей
(в % от всего объема спроса, Петербург, по экспертным оценкам)
Томаты 27
Огурцы 16
Кабачки 8
Баклажаны 8
Морковь 7
Капуста 5
Перец 5
Кукуруза 3
Фасоль 2
Другое 19
Владимир Сергачев