АРИФМЕТИКА МАНЕЖА
КАК ЖИВЕТ СЕГОДНЯ РОССИЙСКИЙ ЦИРК, И СТОИТ ЛИ ЕМУ ОПАСАТЬСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ФИНАНСОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ С ГАСТРОЛЕРАМИ? КОРРЕСПОНДЕНТ «БД» ПОБЫВАЛ ПОД КУПОЛОМ И ВЫЯСНИЛ МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ.
Что нам стоит цирк построить?
В декабре потомственный дрессировщик Эдгард Запашный на заседании Президентского Совета по культуре и искусству резко выступил против строительства в Сколково стационарной площадки для канадского конкурента, «Цирка дю Солей», которую якобы планирует возвести бизнесмен Михаил Гуцериев. Этот выпад разделил российскую общественность на тех, кто поддержал Запашного, и его противников.
Дрессировщик не против гастролей зарубежных артистов, но появление стационарного канадского цирка в России, по мнению Запашного, «негативно скажется не только на отечественном цирке, но и российском спорте». А известный продюсер и фигурист Илья Авербух написал письмо Владимиру Путину, в котором попросил президента не допустить строительство зала для «Цирка дю Солей».
«Канадское шоу предлагает артистам и спортсменам длительные контракты и лучшие условия по сравнению с российскими организаторами аналогичных шоу. Поэтому открытие в России постоянной площадки “Цирка дю Солей” пагубно скажется на развитии российского искусства и спорта», – считает фигурист.
По экспертным оценкам, годовой доход российских цирковых артистов колеблется от 360 тысяч до 1,2 млн руб. А вот гонорары актеров канадского циркового шоу впечатляют: те получают от 50 до 125 тысяч долларов в год, а главные звезды и того больше. Понятно, почему отечественные цирковые продюсеры бьют в набат, осознавая, что потеряют артистов, если серьезно не повысят выплаты. Так что же происходит на арене экономики российского цирка?
Какие представления окупаются
Высокие зарплаты и дорогие декорации оборачиваются высокой стоимостью канадских шоу и, соответственно, ценой на билеты.
«Я был на последней шоу-программе “Цирка дю Солей” в Сочи. Так вот, они не смогли собрать и трети зала. И, если вы заметите, этот цирк даже стал реже приезжать к нам», – говорит Эдгард Запашный.
Петербургские зрители смогут проверить слова титулованного дрессировщика уже в мае, когда «Цирк дю Солей» приедет на гастроли в Северную столицу с программой «TORUK – Первый полет». Стоимость билетов на представление начинается с 3 800 руб., в то время как на постановку любого российского цирка можно купить билет по цене от 500 руб.
По оценкам специалистов, инвестиции в постановки канадского цирка могут достигать 200 млн долларов (вместе с возведением здания). Его гастролирующие шоу стоят в среднем 20–25 млн долларов, а постоянные – 40–50 млн. При этом на создание одной программы уходит несколько лет, что тоже входит в сумму затрат. Российские цирки не в состоянии нести такие расходы. Рядовое представление нашего цирка обходится примерно в 1 млн долларов, а стоимость подготовки шоу высокого уровня – 10 млн долларов.
«В декабре мы привезем в Петербург спектакль “Небылица”, дадим 22 представления. Билеты, как всегда, стараемся сделать доступными – от 500 руб. На подготовку данной программы у нас с братом ушло полгода, она с успехом несколько месяцев шла в Большом Московском цирке. В принципе, мы ее уже окупили. На этот спектакль мы потратили порядка 5 млн долларов. Я не припомню, чтобы мы тратили на наши шоу меньше средств. Некоторые постановки обходились нам вдвое дороже», – рассказывает Запашный.
По его словам, стоимость представления сильно зависит от количества участвующих в нем животных: чем их больше, тем выше себестоимость программы.
«Я никогда не считал, сколько стоит содержание одного тигра или медведя. Но могу сказать точно: если убрать животных из программы, затраты на нее сократятся вполовину», – пояснил дрессировщик.
Государство против частников
Сегодня почти все отечественные цирки принадлежат Федеральному казенному предприятию «Росгосцирк» – самой крупной цирковой компании в мире. Она объединяет 38 стационарных цирков и пять цирков-шапито по всей стране.
По сути, компания сама распределяет, какие артисты в каком представлении участвуют, куда едут слоны, а куда тигры, составляет сложные маршруты гастролей. А цирки, в которых проходят выступления, просто обеспечивают артистам условия. Поэтому собственных трупп как таковых входящие в структуру предприятия цирки не имеют.
«Сегодня компания “Росгосцирк” не является прибыльной, она полностью зависит от поддержки государства и решений чиновников. Их постановки гораздо дешевле наших. Мы с братом тратим собственные средства и ни от кого не зависим», – подчеркивает Эдгард Запашный.
Еще один пример успешного независимого цирка – это цирк, созданный знаменитым клоуном Юрием Никулиным. «Наше предприятие является частным, по разным причинам у нас нет постоянной труппы, цирковые артисты собираются под специально созданные программы. При грамотном управлении этот бизнес будет рентабельным», – объясняет заместитель директора Московского цирка Никулина Лидия Самойлова.
По ее словам, на рентабельность влияют несколько факторов: сезонность, грамотно составленный график представлений и качественная программа.
«Если эти условия соблюдаются, то даже при низкой стоимости билетов вложения окупятся. В свое время Юрий Владимирович акционировал цирк на Цветном бульваре и создал команду, при которой этот механизм работает как швейцарские часы», – отметила Самойлова.
Два цирка на весь Петербург
В Северной столице круглогодично работают два стационарных цирка – Большой Санкт-Петербургский государственный цирк, расположенный на Фонтанке, и цирк в Автово. Оба принадлежат компании «Росгосцирк».
«Понятие конкуренции в нашем случае неуместно. Что касается частных гастролеров, то передвижные цирки в основном работают в летнее время», – рассказывает директор Большого Санкт-Петербургского государственного цирка Илья Ляхов.
По его словам, зарплата артистов зависит от сложности номера. Он также добавил, что без поддержки государства циркачам в нашей стране не выжить.
«В России тоже есть такое понятие, как фрилансер, который собственными силами ставит свой концертный номер. А дальше он как свободный художник работает там, где ему предложат. У звезд график расписан на годы вперед», – говорит Ляхов.
Яркие и зрелищные программы в цирке на Фонтанке обеспечивают заполняемость зала на 87–95% в среднем за год. И это неудивительно: сегодня поход в цирк доступен даже семьям с небольшим доходом. Билеты на представления стоят от 500 до 10 тысяч руб. Большинство билетов в оба городских цирка можно приобрести по цене от 1 до 2 тысяч руб., и они практически всегда распродаются. Это подтверждает и статистика: на 41 представление было продано 67 тысяч 344 билета, выручка с продаж составила 108 345 265 руб. С мая по сентябрь в зале собирал «Цирк на льду». Состоялось 45 представлений, на которые удалось продать 66 тысяч 206 билетов. Выручка составила 106 058 200 руб.
Фестиваль «Лучшие клоуны мира», который прошел в цирке на Фонтанке в начале декабря, также привлек внимание горожан. На четыре представления было продано 7 013 билетов на сумму 10 838 900 руб. Но при этом затраты на фестиваль не окупились и для ФКП «Росгосцирк» он стал убыточным.
Несмотря на то, что создание цирка – дело затратное, находятся смельчаки, готовые заняться этим бизнесом. По мнению Эдгарда Запашного, на эту авантюру стоит пойти, если у тебя в кармане есть как минимум один лишний миллион долларов, но можно рискнуть и без денег.
«У братьев Запашных не было даже миллиона рублей. Но у них была другая стартовая полоса – их фамилия», – вспоминает Эдгард.
Валентина Карелова