КОД ДЛЯ УСПЕШНОГО СТАРТАПА
КАК СТУДЕНТЫ-ПРОГРАММИСТЫ «НАПИСАЛИ» БИЗНЕС
Вернуть радость общения слабослышащим
Студенту ЛЭТИ Георгию Ефименко вместе с командой одногруппников (с которыми он осваивает специальность «Управление в технических системах») на третьем курсе бакалавриата поступило интересное предложение от научного руководителя. Коллеги из Первого медицинского университета им. И.П. Павлова, а именно сотрудники лаборатории слуха и речи, попросили молодых программистов разработать программно-аппаратный комплекс по развитию речевого слуха и памяти. Под этим комплексом подразумевается кроссплатформенное приложение, состоящее из специальных тестов, прохождение которых помогает совершенствовать слух. Столь серьезная задача ребятам показалась выполнимой, и, обсудив с научным руководителем план действий, они приступили к ее решению.
«Если говорить про альфа-версию этого продукта, то на нее ушло полгода разработки с нашей стороны. Мы были уже хорошо “подкованы” в программировании, и никаких сложностей у нас не возникло, но в данный момент программа еще сырая, предстоит решить вопросы в правовой области, с апробацией продукта, получить медицинскую аккредитацию», – рассказывает Георгий Ефименко.
По словам Георгия, только после этого можно будет обеспечить проекту финансирование со стороны фондов или инвесторов. В настоящий момент программы нет в свободном доступе, она тестируется в лаборатории слуха и речи узким кругом. Параллельно с этим студенты переносят проект из альфа- в бета-версию. В стадии разработки находится и мобильное приложение для IOS и Android. Все эти задачи студенты планируют выполнить за полтора года.
«Единственные средства, которые нам пока удалось привлечь, это 500 тысяч руб., выигранные мною в конкурсе “Умник” в направлении “Медицина будущего”. Но, честно говоря, для проекта это совсем небольшая сумма. Все остальные вложения, временные, трудовые, денежные – на покупку аккаунтов, приобретение ПО, мы делаем сами», – говорит Георгий.
План дальнейшей популяризации проекта у ребят уже есть. Во-первых, необходимо донести продукт до целевой аудитории. В этом разработчикам помогут Первый медицинский университет им. И.П. Павлова и, возможно, сообщество докторов России, которые занимаются проблемами слуха. Следующим пунктом станет распространение программы по всевозможным каналам, включая интернет-магазины.
«Страдающих нарушением слуха – более четырех млн по всей стране. Наше приложение подходит в том числе для профилактики слуха, поэтому в конечном счете оно рекомендовано к использованию всем. Аудитория огромна, проблема актуальна, так что спрос на приложение будет большой», – уверен Георгий.
«Шпаргалка» для вузов
Ярослав Приказчиков, учась на третьем курсе в Политехническом колледже городского хозяйства на программиста, придумал крайне полезную для учебного процесса систему. Она состоит из нескольких модулей: мобильного приложения, позволяющего студентам и преподавателям получать информацию о любых изменениях в расписании или событиях в жизни учебного заведения, производить поиск по классам и преподавателям, вести виртуальный журнал посещаемости (в специальной программе староста группы отмечает студентов, пришедших на занятие), а также блока коммуникации со студентами, родителями и сотрудниками колледжа.
«Мы с ребятами подмечали все сложности учебных взаимоотношений, хотелось их как-то исправить, сделать образовательный процесс удобней. На третьем курсе колледжа приступили к разработке первых прототипов проекта и на протяжении полутора лет развивали его. В итоге это выросло в большую дипломную работу, которую мы защищали целой командой», – рассказывает Ярослав Приказчиков.
Диплом защитили, а первыми пользователями системы стали учащиеся колледжа. Студенты по достоинству оценили приложение, где, например, домашнее задание само загружается одногруппникам, что прежде приходилось делать вручную. В результате у молодых разработчиков появился готовый продукт, который хоть и работал корректно, но требовал более тщательной «шлифовки».
После окончания колледжа Ярослав – идейный вдохновитель проекта – был единственным из всей команды, кто не забросил идею и решил ее совершенствовать. Только теперь – на базе университета ИТМО, куда он поступил на специальность «Управление инновациями». Как признается Ярослав, если колледж дал ему знания и компетенции по программированию, то университет, благодаря своей внутренней инфраструктуре, способствовал раскрутке проекта с точки зрения продаж и маркетинга.
В ИТМО действует бизнес-акселератор Future Technologies, куда Ярослав вступил в декабре 2017 года. Там он собрал новую команду для проекта, вместе с которой прошел четырехмесячную программу обучения.
«Нам прочли серию лекций по различным тематикам, на которых мы узнали обо всех сторонах стартапа: про юнит-экономику, про то, как работать в прибыль, а не убытки генерировать. Как правильно общаться с клиентами, выявлять проблемы. Мы делали первые подсчеты, тестировали различные гипотезы при помощи HADI-циклов – стандартной методологии для стартапов», – делится опытом Ярослав.
За разработчиками проекта закрепили куратора, осуществляющего поддержку на всех стадиях существования стартапа. Большим открытием для студентов стало то, что в Петербурге есть где бесплатно получить рекомендации по развитию бизнеса у экспертов в разных областях, узнать о рисках продукта, проконсультироваться с юристами. Например, Ярослав, помимо вузовского акселератора, стал плотно сотрудничать с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ).
Спонсора у команды стартапа нет. По словам Ярослава, проект можно поднять и без финансирования: необходимо мотивировать людей самой идеей и тем, что они могут внести свой вклад, «прокачать» свои возможности. Самые большие издержки для команды – временные: на разработку проекта ушло три года.
«Все не так сложно, я учился с нуля. Если у тебя хорошая идея и ты в нее искренне веришь, то, несмотря на материальные сложности, все равно доведешь ее до того состояния, когда продукт можно будет продать. Главное не думать, а делать и не забрасывать проект, тратить на него хотя бы по часу в день, совмещая деятельность с учебой, работой», – уверен Ярослав.
В данный момент приложением пользуются порядка двух тысяч человек в четырех крупных колледжах Петербурга: в Политехническом колледже городского хозяйства, в Академии транспортных технологий, Техническом колледже управления и коммерции и на Факультете среднего профессионального образования и довузовской подготовки РАНХиГСа. Процесс внедрения системы в учебные заведения сопровождается самими разработчиками: они обучают сотрудников и студентов, показывают, как взаимодействовать с программой. В дальнейших планах команды –сотрудничать со всеми колледжами Северной столицы.
Анастасия Яланская