НЕДЕТСКИЕ СПОСОБНОСТИ
ВОТ, ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ОТ ОРГАНИЗАТОРОВ ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ!
ОТДЫХ ДЕТЕЙ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ В ЛЕТНИХ ЛАГЕРЯХ, КАК ОДНА ИЗ ОТРАСЛЕЙ ТУРИЗМА – БИЗНЕС ВЕСЬМА СПЕЦИФИЧЕСКИЙ, ПО ПРИЗНАНИЮ ЭКСПЕРТОВ. ПОМИМО ТОГО, ЧТО ОН ПОДРАЗУМЕВАЕТ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ И, ЧТО НЕМАЛО ВАЖНО, С ИХ РОДИТЕЛЯМИ, ЕГО ВО МНОГИХ АСПЕКТАХ
РЕГУЛИРУЕТ ГОСУДАРСТВО. ЭТО НЕУДИВИТЕЛЬНО, ВЕДЬ ДЕТИ ТРЕБУЮТ К СЕБЕ ПОВЫШЕННОГО ВНИМАНИЯ И НУЖДАЮТСЯ В ОСОБЫХ МЕРАХ БЕЗОПАСНОСТИ.
На рынке, помимо государственных учреждений, работает немало частных детских лагерей. И это не только новые предприятия, созданные энтузиастами своего дела. По факту даже ведомственные лагеря, существующие с советских времен, сегодня являются частными предприятиями.
Конкуренция за детей
«На рынке очень высокая конкуренция, но мы справляемся, так как существуем сравнительно давно и предоставляем достойное качество услуг. При этом соблюдать существующие нормативы работы достаточно сложно, в том числе потому, что законодательство в сфере организации детского отдыха частными компаниями у нас пока не очень развито. Это одна из причин создания Ассоциации программных лагерей в Петербурге, которая сейчас как раз пытается наладить диалог между организаторами детского отдыха и надзорными органами», – говорит Иван Куркин, руководитель детского лагеря «Нить Ариадны».
Причина высокой конкуренции на этом рынке традиционна. С одной стороны, дело в снижении платежеспособного спроса на путевки. Полная стоимость путевки на одну смену стартует от 45–50 тысяч руб., с учетом государственной компенсации – от 25–30 тысяч. Далеко не все родители способны найти такие средства, чтобы отправить ребенка отдыхать (да и самим заодно немного отдохнуть в его отсутствие). С другой стороны, постоянно растет себестоимость путевок – в том числе и потому, что государство требует (и зачастую справедливо) выполнять нормативы по качеству проживания, питания и безопасности.
«Рынок сокращается, но стоимость путевок растет. В нашем объединении – три детских лагеря, можно сказать, на каждый кошелек. И именно это во многом позволяет нам вести хозяйственную деятельность. Потому что одна из главных проблем – с конкурсными процедурами. Так, по условиям конкурса необходимо предварительно вносить средства для обеспечения контракта, а оплата за оказанные услуги поступает через 40 дней после окончания смены», – комментирует Галина Кузнеченкова, генеральный директор ООО «ДОЛ “Волна”».
«Цены растут, – комментирует Виктория Красильщикова, руководитель проектов KidsReview.ru и FamilyWithKids.com. – Развивается и пользуется большим спросом формат “городской лагерь”, в рамках которого дети не живут в лагере, а приходят в него днем, а вечера и выходные проводят с родителями. В программах выездных и городских лагерей все чаще звучат две темы: “профориентация” и “программирование + робототехника”. Популярны смены, сценарий которых построен вокруг какой-то компьютерной игры или фильма. Однако целый ряд городских программ, работающих на базе детских центров, был отменен летом 2018 года из-за претензий Роспотребнадзора. Некоторым пришлось кардинально менять свои названия и описания профиля работы для того, чтобы в них не упоминалось слово “лагерь”. В последние два года предлагается большее количество элитных, очень дорогих смен в Сочи. Традиционно популярны языковые и танцевальные лагеря, а также с уклоном в кино и телевидение».
Под полным контролем
С апреля 2018 года по всей территории РФ специалисты МЧС выявили 600 учреждений с нарушениями требований безопасности. Правда, Петербург и Ленинградская область не вошли в список «проблемных» регионов (лидерами по количеству нарушений оказались Хабаровский и Ставропольский края, а также Архангельская и Кемеровская области). По данным Роспотребнадзора, нарушения санитарно-эпидемиологических норм были выявлены в 80% детских оздоровительных учреждений, общая сумма штрафов превысила 22,3 млн руб.
При этом только в относительно благополучной Ленинградской области сумма штрафов, выставленных управлением Роспотребнадзора за нарушения санитарного законодательства, превысила 2,4 млн рублей. Вот вам и дополнительная статья расходов. А ведь эти средства лагеря могли направить на ремонт и благоустройство, которыми все равно так или иначе придется заниматься. Могли они и «уйти в тень», как пытаются поступить некоторые предприниматели с низкой социальной ответственностью.
Действительно, иногда бывает достаточно уйти с детьми и палатками в лес, чтобы надзорные органы не смогли найти такое «оздоровительное учреждение». Но этот выход возможен только в том случае, если у руководства лагеря имеется полное взаимопонимание с родителями. Последнее бывает не так уж часто: на всей территории РФ Роспотребнадзор выявил всего 13 несанкционированных оздоровительных учреждений. А ведь помимо государственного контроля существует еще и общественный, который государством всячески поощряется. Так, по новому закону, региональные власти должны сделать реестр детских лагерей публичным – равно как и жалобы родителей на конкретные учреждения (в обезличенном виде, разумеется).
«Мы довольно быстро смогли адаптироваться к новому законодательству, как и большинство детских лагерей, которые работают уже давно и имеют соответствующий опыт. И тем не менее нам пришлось целый год разбираться с новым законодательством и нормативами. Зато теперь мы даже консультируем других участников рынка. Ведь многим пришлось закрыться, а кто-то “ушел в подполье”, то есть фактически работает нелегально. Вообще, по нашим оценкам, рынок сократился в прошлом году на 10–15%, и в этом году мы также ожидаем его падения», – рассказывает Валерий Астанчук, генеральный директор детского лагеря «Хаглар».
Легально – значит, официально
Серьезная проблема, с которой столкнулись давние участники рынка – необходимость неукоснительного выполнения всех новых законов, иногда даже не связанных напрямую с детскими лагерями. И это касается не только таких требований, как наличие искусственного освещения в туалетах и проблесковых маячков на автобусах для перевозки детей.
К примеру, нужно соблюдать все новые правила по обработке персональных данных. Кроме того, пришлось сделать «прозрачными» все туристические маршруты, по которым будут передвигаться дети, причем не только для родителей («по запросу»), но и для всех посетителей официального сайта организации.
Возросший объем требований налагает и дополнительную нагрузку на персонал: понятно, что нанятые для работы с детьми педагоги и вожатые не должны заниматься подготовкой документов. Как результат – нужда в новых специалистах, профильных юристах, способных разобраться в законодательной базе, подготовить необходимые пакеты документов и объяснить сотрудникам, «что теперь можно, а что нельзя». Не говоря уже о непосредственном получении разрешений в различных инстанциях, которые, к сожалению, пока не работают в режиме «одного окна». Усиление штата такими специалистами опять же ведет к росту себестоимости организации детского отдыха.
Упорядочить проверки
«Мы стараемся всегда соблюдать все существующие нормативы, но порой одни нормативы конфликтуют с другими. Это очень сложная и бюрократически запутанная история, которая съедает много внимания и сил. Того внимания и сил, которые можно было бы потратить на работу с детьми. Новым игрокам я бы не рекомендовал сейчас выходить на рынок: он сегодня переполнен, а контроль со стороны государства становится все более жестким», – советует Иван Куркин.
С ним согласна и Галина Кузнеченкова: «У нас прекрасная купальня на озере, но нам надо получать на нее все необходимые разрешения. Мы, конечно, не против, а один только анализ воды перед каждой сменой стоит 38 тысяч руб. (смен – четыре). Хорошо, что “Роспотребнадзор” выдает свое разрешение теперь один раз в год. Проверки, конечно, проводит чаще, но получение разрешения – это совсем другая процедура. Так вот, для сравнения: у МЧС надо получать разрешение четыре раза в год».
«Менять ситуацию необходимо, но для того чтобы внести поправки в действующий закон, необходимо проанализировать все проблемные зоны этой сферы и получить отклик от властей субъектов РФ, поскольку именно нашим региональным коллегам приходится сталкиваться с проблемами и решать их. Сейчас в Совете Федерации идет работа именно в этом направлении», – говорит Андрей Кутепов, председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности.
Обратимся к статистике
Летом 2018 года за счет средств петербургского бюджета (в том числе – со-финансирования) будет обеспечен отдых и оздоровление 134 тыс. 920 детей. Петербургу подчинены 205 детских оздоровительных лагерей, из них 41 – «выездные», они находятся на территории Ленинградской области, и 164 – городские лагеря дневного пребывания. Всего в Ленинградской области работает 619 детских оздоровительных лагерей (включая подчиненные Петербургу), из них 92 – стационарные загородные лагеря.
Виктор Николаев