Инкубатор и акселератор
КАК ПРАВИЛО, У НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЕСТЬ ИДЕЯ, НО НЕТ НИ ЗНАНИЙ, НИ ОПЫТА, НИ ДЕНЕГ. В ПЕТЕРБУРГЕ ДЕЙСТВУЮТ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ СТАРТАПОВ. «БД» ПОСТАРАЛСЯ УЗНАТЬ КАК ОНИ РАБОТАЮТ, И ПООБЩАЛСЯ С УЧАСТНИКАМИ.
Красиво упаковать идею
Группа молодых людей беседует в коридоре у дверей Центра развития и поддержки предпринимательства (ЦРПП): перечисляют друг другу бизнес-тренинги, на которых побывали, инвестиционные фонды, с которыми общались. «Все работают только с теми, у кого есть продажи», – делится с собеседниками молодой человек. Остальные согласно кивают. У большинства есть пока лишь только идея.
«Мне нужно обучение и мне нужен ментор. Мне нужен человек, который скажет, что делать и как, поможет «красиво упаковать» мою идею, чтобы это было реальное предложение инвестору, а я потом к нему уже сама пойду», – делится с корреспондентом «БД» предпринимательница Людмила Ринчинова, у которой таких идей сразу две: сайт знакомств и производство магнитов с фотографиями.
Несколько минут спустя претенденты по очереди показывают свои презентации экспертам Бизнес-акселератора ЦРПП. От них зависит, пройдет тот или иной проект первоначальный отбор на участие в программе акселератора или нет.
Эксперты серьезны и скептичны. Каждому из выступающих они задают каверзные вопросы. Так, молодого человека, разработавшего мобильное приложение – планировщик дел, спрашивают: «А вы понимаете, что в России никто не живет по плану?» «Вот поэтому у нас такая низкая эффективность», – немного обиженно отвечает предприниматель.
«А вы не хотите разместить производство в Азии? Там же дешевле», – интересуются у представителя компании, собирающей в Петербурге накопители энергии для загородных домов. «Нам важно качество», – не теряется тот.
Один из экспертов долго допытывается у начинающего бизнесмена из компании – организатора спортивных игр, зачем тот ищет инвестора, готового вложить 10 млн рублей в создание управляющей компании. «Очень дорого продвигать франшизу», – отвечает новичок. «Да нисколько не дорого! – возражает эксперт, не скрывая иронии. – Сидишь на телефоне и прозваниваешь базу. Все. Можно я к вам пойду сотрудником за 10 млн? Буду сидеть и по базе звонить!»
За два с лишним часа эксперты успевают познакомиться с 11 проектами в самых разных сферах. Это и производство продуктов питания, и утилизация отходов, и даже ядерная энергетика. Для акселератора отбирают лучшие и самые нуждающиеся в поддержке проекты. Кроме того, с этого года набирают тех, кто готов работать по направлениям Национальной технологической инициативы – федеральной госпрограммы поддержки приоритетных отраслей.
Завершив первичный отбор, эксперты начинают обучать предпринимателей науке развития бизнеса. По итогам обучения проводится защита проектов и определение лучших. Преуспевших учеников приглашают на встречи с инвесторами. Но, как выяснилось, инвестиции для многих – не самое важное.
Например, у победительницы прошлого сезона Светланы Якуничевой (предприятие «Первая конная мануфактура», производство амуниции для лошадей) уже есть несколько предложений инвесторов, и она выбирает, каким воспользоваться. А в акселератор она шла не за этим.
«Мы были погружены в производственную часть, бизнес-модель была не сформирована. Приход в акселератор позволил нам взглянуть на нашу работу как на бизнес-проект. Мы поняли, чего хочет потребитель», – рассказывает она. Компания, занявшая в прошлом году второе место, привлекла после тренинга 3 млн рублей инвестиций.
Проект Wine is not a Crime занял в 2017 году третье место. Его учредитель Никита Рачинский создает дизайнерскую мебель и аксессуары для винофилов. «Я шел в акселератор получить знания и навыки. Я не ждал получить какие-то блага», – рассказывает он. В итоге молодого человека научили полагаться не только на свои представления о том, что нужно его клиентам, а целенаправленно изучать рынок. В результате оборот компании Никиты Рачинского вырос в четыре раза без привлечения сторонних инвестиций.
«Работать с инвестором было бы быстрее, но мне интереснее развивать бизнес самостоятельно», – говорит предприниматель.
«Если предприниматель получает у нас знания, он может придумать, как делать бизнес без привлечения инвестиций», – соглашается директор бизнес-инкубатора «Политехнический», бизнес-наставник Фонда поддержки молодежного предпринимательства «Агат» Александр Гаврюшенко, работающий экспертом и наставником в акселераторе.
В кругу себе подобных
Получить знания от опытных предпринимателей, безусловно, важно. Но далеко недостаточно для успешного развития бизнеса. Бизнес-тренеры часто называют первый год существования любой компании «долиной смерти». Подсчитано, что до 80% предприятий в этот период прекращают существование, так ничего и не добившись. Поэтому поддержка нужна и тем, кто уже пустился в плавание по бурному морю предпринимательства. Таких отважных может заинтересовать еще один инструмент господдержки – бизнес-инкубатор.
Попасть в Первый городской бизнес-инкубатор могут предприниматели, зарегистрировавшие юрлицо или получившие статус индивидуальных предпринимателей не ранее двух лет назад. Регистрация должна быть петербургской, а бизнес подпадать под определение малого. Кроме того, в инкубаторе действуют ограничения по основному виду деятельности. Сюда не берут компании, занимающиеся торговлей, строительством, юридическими услугами и т. п.
«На данный момент в Первом городском бизнес-инкубаторе 42 резидента, ведущие предпринимательскую деятельность в сфере IT, производства и приборостроения, инжиниринга, дизайна и консалтинга, маркетинга, эстетической медицины и даже ДНК-лаборатория!» – говорит руководитель отдела развития Первого городского бизнес-инкубатора Марина Суровая.
Начинающие предприниматели Федор Семенов и Клим Кифоренко узнали о Первом городском бизнес-инкубаторе на одной из петербургских выставок. Их компания собиралась выпускать высокоточное лазерное оборудование, но на тот момент не имела фактически ничего, кроме идеи. Бизнес-инкубатор выбрали как площадку для старта, поскольку здесь не только предоставляют резидентам офисные площади по льготным ставкам, но и оказывают комплекс бесплатных услуг: юридическое и бухгалтерское обслуживание, информационная и PR-поддержка, реклама, обучение, консалтинг, содействие в привлечении финансирования, участие в выставках и т. д. Важно и то, что предприниматели попадают в деловую среду, сообщество единомышленников.
«Все время возникают различные вопросы ведения бизнеса, – рассказывает Федор Семенов. – Удобно, что можно обратиться напрямую к руководителю бизнес-инкубатора Виктории Бойцовой, и нам помогут решить возникшие сложности. Кроме того, в бизнес-инкубаторе работают специалисты по менеджменту, развитию проектов, что значительно облегчает путь начинающих предпринимателей».
За время нахождения компании в бизнес-инкубаторе выпустили первую продукцию и сумели выйти на заказчиков. «Была выработана бизнес-модель, стратегия продаж, появились несколько клиентов, первые отзывы на наши продукты. Мы стали понимать, как развиваться дальше», – говорит Федор Семенов.
Компании могут находиться в бизнес-инкубаторе не более трех лет. Vibro-Laser не стала исключением и по прошествии еще трех лет после выпуска – это международная компания с офисом не только в Петербурге, но и в Нью-Йорке. «По сравнению с прошлым годом у нас рост в два раза, – делится Федор Семенов. – В этом году планируем в три раза вырасти, и это не предел!»
За свою 10-летнюю историю через Первый городской бизнес-инкубатор прошло 205 предприятий. Порядка 70% из них живут и развиваются, что для «долины смерти» более чем хороший показатель.
Олег Томский